Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать документ)

Проведение  исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 4-7 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой.

Ребенку в течение 10 с показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти  предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала  без участия зрения, только путем  осязательного восприятия, а затем  и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движения глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок  воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур во всех возрастных группах, а также время ознакомления с фигурами. Результаты оформляют в таблицу (табл. ).

Таблица 3  Соотношение  зрительного и осязательного  восприятия формы

 имя ребенка

Успешность  выполнения задания

 

правильное

неправильное

отказ

 

Серия

 

I      II      III IV

I       II      III     IV

I      II      III IV


Сопоставляют  количественные данные по сериям эксперимента, выявляя возрастные особенности  восприятия формы. Делают выводы о соотношении  зрительного и осязательного  восприятия формы; об особенностях переноса образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот, для этого анализируют характер ошибок, допущенных детьми в третьей и четвертой сериях.

Критерии оценки.

1 -1,7 – Низкий  уровень развития восприятия  формы.

1,8-2,4 – Средний уровень развития восприятия  формы.

2,5 – 3- Высокий  уровень развития восприятия  формы.

Характеристика  уровней.

Высокий уровень  – ребенок самостоятельно справляется  с заданием, сопровождает свои действия речью.

Средний уровень  – ребенок справляется с заданием, но допускает 1-2 ошибки, в случае затруднения обращается за помощью к взрослому.

Низкий уровень  – ребенок выполняет нецеленаправленные действия, отказывается от выполнения задания.

 

 

 

 

 

Приложение 4

 Особенности  восприятия величины.

 Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд»

Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки

Испытуемого относят  к одному из 4 уровней в зависимости  от способа выполнения задания:

I уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;

II уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;

III уровень   —   дети   выполняют задание   путем   проб (перестановкой палочек);

IVуровень — дети осуществляют нецеленаправленные действия.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Протоколы регистрации  параметров   предметной

деятельности  у ребенка

Фамилия, имя  ребенка:

Астахова Маша

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные  действия

2

2

2

2

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

2

2

Стремление  к самостоятельности

3

2

3

2

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

3

2

3

2

Ориентация  на оценку взрослого

3

2

3

2

Речевое сопровождение деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

21

18

21

18

средний балл, уровень

19б, высокий  уровень


 

 

Фамилия, имя  ребенка:

 Стыров Сережа

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные  действия

2

1

2

2

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

2

2

Стремление  к самостоятельности

2

2

2

2

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

2

2

2

2

Ориентация  на оценку взрослого

2

2

2

2

Речевое сопровождение  деятельности

1

1

1

1

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

18

16

17

17

средний балл, уровень

17б, высокий  уровень


 

Фамилия, имя  ребенка:

 Сытарь Дима

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

1

Культурно-фиксированные  действия

2

2

2

2

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

1

2

Стремление  к самостоятельности

2

2

2

2

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

2

2

2

2

Ориентация  на оценку взрослого

2

2

2

2

Речевое сопровождение  деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

18

18

17

17

Средний балл, уровень

17,5 б, высокий  уровень


 

Фамилия, имя  ребенка:

Ефимова Аня

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные  действия

2

1

2

1

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

1

2

Стремление к самостоятельности

2

2

1

1

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

3

2

3

3

Ориентация  на оценку взрослого

3

3

3

3

Речевое сопровождение  деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

20

18

18

19

Средний балл, уровень

18,8 б, высокий  уровень


 

Фамилия, имя  ребенка:

 Понарядова  Маша

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные  действия

2

2

2

2

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

2

2

Стремление  к самостоятельности

2

2

2

2

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

1

2

2

2

Ориентация  на оценку взрослого

3

3

3

3

Речевое сопровождение  деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

18

19

19

19

Средний балл, уровень

18,8 б, высокий  уровень


 

Фамилия, имя  ребенка:

 Носкова  Вероника

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные  действия

2

1

2

1

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

1

2

Стремление  к самостоятельности

2

2

1

1

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец действия

3

3

3

3

Ориентация  на оценку взрослого

3

3

3

3

Речевое сопровождение  деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

20

19

18

18

Средний балл, уровень

18,8 б, высокий  уровень


 

Фамилия, имя  ребенка:

 Попова Лера

Параметры ПД

Показатели  параметров

Ситуации

«Знакомый предмет»

«Незнакомый предмет»

«Действия по образцу»

1 проба

2 проба

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские  и манипулятивные действия

2

2

2

2

Культурно-фиксированные действия

2

1

2

2

Познавательная  активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

2

2

2

2

Настойчивость в деятельности

2

2

2

2

Стремление  к самостоятельности

3

3

3

3

Включенность  ПД в общение со взрослым

Стремление  воспроизводить образец действия

2

2

2

2

Ориентация  на оценку взрослого

2

2

2

2

Речевое сопровождение  деятельности

2

2

2

2

Целенаправленность

 

2

2

2

2

Количество  баллов

 

19

18

19

19

Средний балл, уровень

18,8 б, высокий  уровень

Информация о работе Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет