Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте…………………8
2.Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………………..……………………….18
3. Специфика развития восприятия цвета, формы и величины…48
4.Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………..57
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………60
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………64
Выводы…………………………………………………………………….71
Заключение…………………………………………………………………73
Литература
Приложения
Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 4-7 лет.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой.
Ребенку в течение 10 с показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.
Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движения глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.
Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.
Четвертая серия.
Осязательное узнавание и зрительный
выбор. Исходный образец ребенок
воспринимает осязательно, а отыскивает
его путем зрительного
Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур во всех возрастных группах, а также время ознакомления с фигурами. Результаты оформляют в таблицу (табл. ).
Таблица 3 Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы
имя ребенка |
Успешность выполнения задания | ||
правильное |
неправильное |
отказ | |
Серия | |||
I II III IV |
I II III IV |
I II III IV |
Сопоставляют количественные данные по сериям эксперимента, выявляя возрастные особенности восприятия формы. Делают выводы о соотношении зрительного и осязательного восприятия формы; об особенностях переноса образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот, для этого анализируют характер ошибок, допущенных детьми в третьей и четвертой сериях.
Критерии оценки.
1 -1,7 – Низкий уровень развития восприятия формы.
1,8-2,4 – Средний уровень развития восприятия формы.
2,5 – 3- Высокий уровень развития восприятия формы.
Характеристика уровней.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, сопровождает свои действия речью.
Средний уровень – ребенок справляется с заданием, но допускает 1-2 ошибки, в случае затруднения обращается за помощью к взрослому.
Низкий уровень
– ребенок выполняет
Приложение 4
Особенности восприятия величины.
Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд»
Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки
Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:
I уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;
II уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;
III уровень — дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек);
IVуровень — дети осуществляют нецеленаправленные действия.
Протоколы регистрации параметров предметной
деятельности у ребенка
Фамилия, имя ребенка:
Астахова Маша
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
3 |
2 |
3 |
2 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
3 |
2 |
3 |
2 |
Ориентация на оценку взрослого |
3 |
2 |
3 |
2 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
21 |
18 |
21 |
18 | |
средний балл, уровень |
19б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Стыров Сережа
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
1 |
2 |
2 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ориентация на оценку взрослого |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Речевое сопровождение деятельности |
1 |
1 |
1 |
1 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
18 |
16 |
17 |
17 | |
средний балл, уровень |
17б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Сытарь Дима
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
1 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
1 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ориентация на оценку взрослого |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
18 |
18 |
17 |
17 | |
Средний балл, уровень |
17,5 б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Ефимова Аня
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
1 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
2 |
2 |
1 |
1 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
3 |
2 |
3 |
3 |
Ориентация на оценку взрослого |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
20 |
18 |
18 |
19 | |
Средний балл, уровень |
18,8 б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Понарядова Маша
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
1 |
2 |
2 |
2 |
Ориентация на оценку взрослого |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
18 |
19 |
19 |
19 | |
Средний балл, уровень |
18,8 б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Носкова Вероника
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
1 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
2 |
2 |
1 |
1 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ориентация на оценку взрослого |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
20 |
19 |
18 |
18 | |
Средний балл, уровень |
18,8 б, высокий уровень |
Фамилия, имя ребенка:
Попова Лера
Параметры ПД |
Показатели параметров |
Ситуации | |||
«Знакомый предмет» |
«Незнакомый предмет» |
«Действия по образцу» | |||
1 проба |
2 проба | ||||
Виды действий с предметами |
Ориентировочно- |
2 |
2 |
2 |
2 |
Культурно-фиксированные действия |
2 |
1 |
2 |
2 | |
Познавательная активность |
Эмоциональная вовлеченность в деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Настойчивость в деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Стремление к самостоятельности |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Включенность ПД в общение со взрослым |
Стремление воспроизводить образец действия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ориентация на оценку взрослого |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Речевое сопровождение деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Целенаправленность |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Количество баллов |
19 |
18 |
19 |
19 | |
Средний балл, уровень |
18,8 б, высокий уровень |