Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа
Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.
СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена исследованию связи социального интеллекта со смысложизненными ориентациями у студентов различных специальностей. Выявлено наличие связи между способностью к логическому обобщению и результативностью жизни у студентов факультета биологии, наличие обратной связи между способностью к логическому обобщению и локусом-контроля-Я у студентов факультета психологии, наличие обратной связи между способностью понимать логику развития ситуаций взаимодействия и результативностью жизни у студентов факультета психологии, наличие обратной связи между способностью понимать логику развития ситуаций взаимодействия и локусом-контроля-Я у студентов факультета психологии. Отмечается наличие обратной связи между композитной оценкой и общим показателем осмысленности жизни у студентов факультета психологии.
Жизнедеятельность человека
во всех сферах носит социальный характер,
который проявляется либо в профессиональной
деятельности, либо во взаимодействии
с социальным окружением. Как бы
человек ни был изолирован профессиональной
средой, как бы ни избегал живого
общения с другими людьми, ему
все равно приходится вступать в
социальные контакты. Эффективность
и оптимальность социального
взаимодействия человека с другими
определяется его социальным интеллектом.
Социальный интеллект – относительно
новое понятие современной
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена социального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Социальный интеллект представляет собой актуальную для изучения область научного интереса, имеющую большое практическое значение.
Как известно, юношеский возраст сензитивен, благоприятен для образования смысложизненных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Движущим противоречием личностного развития в юношеском возрасте выступает противоречие смысложизнепонимания личности. Для разрешения его требуется интенсивная смысложизненная рефлексия, целью которой является уяснение объективного смысла собственной жизни. Умение определять свои цели, найти своё место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте.
По мнению Б.Г. Ананьева, в теориях личности часто недооценивалось значение интеллекта: «…Это обособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим реальному развитию человека, при котором социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения окружающего мира, особенно с познанием общества и других людей…» [3].
Таким образом, одной из перспективных линий исследования социального интеллекта является изучение связи данной интегративной интеллектуальной способности с различными личностными характеристиками человека.
Социальный интеллект мы исследовали с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированной Е.С. Михайловой (Алешиной) [2]. Смысложизненные ориентации мы исследовали посредством «Теста смысложизненных ориентаций», адаптированного Д.А. Леонтьевым [1].
Исследование проводилось в ГрГУ имени Янки Купалы. В качестве испытуемых выступили 35 студентов факультета психологии (35 девушек в возрасте 20 – 21 года), 35 студентов факультета биологии и экологии (35 девушек в возрасте 20 – 21 года) и 35 студентов факультета математики и информатики (35 юношей в возрасте 20 – 21 года).
В результате проведенного нами исследования были выявлены статистически значимые различия между студентами факультетов психологии и биологии и экологии при выполнении субтеста № 2 «Группы экспрессии». У студентов факультета психологии более высокие результаты по выполнению данного субтеста, что может свидетельствовать о том, что они в большей степени способны к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.
Нами были выявлены статистически значимые различия между студентами факультетов психологии и математики и информатики при выполнении субтеста № 4 «Истории с дополнением». У студентов факультета математики и информатики более высокие результаты по выполнению данного субтеста, что свидетельствует о том, что они в большей степени способны понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях. Психология 87
Нами не было выявлено статистически значимых различий между студентами факультетов биологии и экологии и математики и информатики.
В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что у студентов факультета психологии отмечается наличие обратной связи между композитной оценкой и общим показателем осмысленности жизни (-0,415906 при p < 0,05). Это свидетельствует о том, что чем ниже уровень общего социального интеллекта, тем выше общий показатель осмысленности жизни. Таким образом, чем ниже способность извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, тем в большей степени эти люди характеризуются как целеустремленые, имеющие цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Следует отметить, что у студентов факультетов биологии и экологии и математики и информатики не было выявлено статистически значимой связи между композитной оценкой и общим показателем осмысленности жизни.
При определении связи между отдельными субтестами методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена и субшкалами «Теста смысложизненных ориентаций» у студентов факультета психологии было выявлено наличие обратной связи между способностью предвидеть последствия поведения персонажей в определённой ситуации и локусом-контроля-Я (-0,350567 при p < 0,05). Это свидетельствует о том, что чем ниже способность предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, тем в большей степени они представляют себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Также было выявлено наличие обратной связи между способностью понимать логику развития ситуаций взаимодействия и результативностью жизни (-0,366114 при p < 0,05). Это свидетельствует о том, что чем ниже способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, тем выше оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть.
Также было выявлено наличие обратной связи между способностью понимать логику развития ситуаций взаимодействия и локусом-контроля-Я (-0,334686 при p < 0,05). Это свидетельствует о том, что чем ниже способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, тем в большей степени они представляют себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
При определении связи между отдельными субтестами методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена и субшкалами «Теста смысложизненных ориентаций» у студентов факультета биологии и экологии было выявлено наличие связи между способностью к логическому обобщению и результативностью жизни (0,362552 при p<0,05). Это свидетельствует о том, что чем выше способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, тем выше оценка пройденного отрезка жизни.
При определении связи между отдельными субтестами методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена и субшкалами «Теста смысложизненных ориентаций» у студентов факультета математики и информатики не было выявлено статистически значимой связи социального интеллекта со смысложизненными ориентациями.
Перспектива дальнейших исследований в интересующей нас области может заключаться в изучении уровня развития социального интеллекта и его связи со смысложизненными ориентациями у студентов разных возрастных групп, разных специальностей.
Особенности этих понятий в юношеском возрасте.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Жукова
И.Г. (Москва)
Проблема направленности является одной
из важнейших в психологии формирования
личности. Большой вклад в ее изучение
внесла Л.И.Божович со своими сотрудниками
– М.С.Неймарк, В.Э.Чудновским, Т.Е.Конниковой
и другими, которые понимали под направленностью
личности иерархическую структуру ее
доминирующих мотивов.
Предметом нашего исследования является
изучение развития направленности личности
в юношеском возрасте. При этом мы исходим
из того, что именно на данном возрастном
этапе, когда формируется мировоззрение,
происходит нравственное самоопределение.
Под влиянием мировоззрения возникает
достаточно устойчивая иерархическая
структура мотивационной сферы старшего
школьника. Принципиальное отличие внутренней
позиции старшего школьника от внутренней
позиции подростка – это обращенность
в будущее, все настоящее выступает для
них в свете этой основной направленности
их личности. Выбор дальнейшего пути, профессиональное
самоопределение являются для старших
школьников главной жизненной задачей.
Проблема смысла жизни значима для юношеского
возраста, когда сама реальная действительность
ставит человека перед необходимостью
выбора дальнейшего жизненного пути. Смысложизненные
ориентации возникают не на пустом месте,
а их «созревание» подготавливается всем
ходом предыдущего личностного развития.
Это период формирования личностного
фундамента смысла жизни. Полноценное
формирование личности решающим образом
зависит от того, какие именно мотивы,
цели, ценности по своему содержанию стали
ведущими, доминирующими.
Мы считаем актуальным выделить особый
вид направленности – смысложизненную
направленность личности. Это направленность
личности, в которой ведущее место занимают
мотивы поиска смысла собственной жизни,
мотивы построения собственной судьбы,
мотивы, ориентирующие не только на ближайшую
перспективу, но и на отдаленные этапы
жизни, охватывающие все жизненное пространство
личности.
Экспериментальной базой исследования
является Московский областной профессиональный
колледж (г. Сергиев Посад). В исследовании
приняли участие 128 человек. В том числе
61 учащийся 10-х классов гимназии № 5 (г.
Сергиев Посад) и 67 учащихся колледжа.
По методике М.Рокича получены следующие
данные.
Рассматривая принятые ценности-цели как
нравственные ориентиры, можно выделить
две принимаемые ценности-цели: здоровье
и счастливую семейную жизнь. Процент
выбора этих ценностей преобладает над
другими. Здоровье как ценность занимает
первое место. Счастливая семейная жизнь
как ценность-цель занимает 2-3 места.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не
носит столь абсолютного характера. Можно
выделить несколько отвергаемых ценностей-целей.
Они имеют различный процент отвержения
у учащихся. К ним относятся: творчество
(14-16,6 %), наличие хороших и верных друзей
(7,5-19 %), свобода (9,2-19%), счастье других людей
(11,8-12,2 %).
Рассматривая принимаемые ценности-средства необходимо
отметить абсолютно принимаемую ценность-средство
- воспитанность (3,8-4,0 %). Образованность
как ценность-средство занимает 2-4 место.
Аккуратность как ценность-средство занимает
2-5 места.
Среди отвергаемых ценностей-средств нужно
отметить несколько ценностей-средств,
которые имеют разный % отвержения. К ним
относятся: высокие запросы (11,0-12,1 %),эффективность
в делах (11,7 – 11,8 %), рационализм (10,2-17%).
Данное исследование ценностей-целей
и ценностей-средств может послужить точкой
отсчета при изучении современного состояния
нравственных ценностей у учащихся в юношеском
возрасте.
По методике направленности Б.Басса результаты
следующие.
У 50% испытуемых преобладает направленность
на себя, которая проявляется в стремлении
к личному первенству и престижу. В работе
испытуемые видят возможность удовлетворить
свои притязания вне зависимости от интересов
других. У 33% испытуемых преобладает направленность
на взаимодействие, на общение. Испытуемые
стремятся поддерживать хорошие отношения
с окружающими, они ориентированы на социальное
одобрение, зависимы от группы. 17% испытуемых
свойственна деловая направленность.
Они стремятся сотрудничать с коллективом,
добиваются определенных результатов
в работе всей группы и способны отстаивать
свое мнение в интересах общего дела.
Результаты анкеты «О смысле жизни».
Анкетирование показало, что 89% испытуемых
не дифференцируют смысл жизни как понятие
и смысл собственной жизни. И только 11%
учащихся раскрывают содержание смысла
жизни для себя. Большинство испытуемых
понятие смысла жизни раскрывают в общем
виде: «это цель, которую человек поставил
перед собой», «ради чего или кого надо
жить», «это когда ты живешь и делаешь
добро».
43% испытуемых конкретизируют понятие
смысла жизни, в котором выделенные смыслы
определяются осознанием основных жизненных
проблем: «Я и общество» (широкие социальные
смыслы, 17%), «Я и мои близкие» (групповые
смыслы, 14%), «Я - для себя» (индивидуальные
смыслы, 14%), «Я и мои внутренние переживания»
(эмоциональные смыслы, 6%). Примеры типичных
конкретизации понятия смысла испытуемыми.
«Стать человеком, который останется в
истории»(2 курс). «Смысл жизни в любви,
надо любить. Если ее нет, то смысл жизни
теряется» (3 курс). «Смысл жизни заключается
в том, чтобы стать достойным человеком,
добиться уважения окружающих, добиться
своей цели в жизни»(2 курс). «Иметь свой
дом, любимого человека и детей» (2 курс).
Анализируя понятие смысла жизни, испытуемые
отмечают трудности его поиска и обретения.
«Это то, к чему человек стремится на протяжении
жизни и не всегда находит» (3 курс). «Найти
то, ради чего стоит жить. И, к сожалению,
это удается далеко не всем»(2 курс).
Среди факторов, которые влияют на становление
смысла жизни, испытуемые выделяют собственный
опыт - 63%, влияние сверстников - 31%, чтение
художественной литературы - 29%, и на последнем
месте оказались средства массовой информации
- 11 %.
80% испытуемых отмечают, что у них произошли
изменения в понимании смысла жизни в
последнее время. «Я стала смотреть на
мир уже другими глазами»(3 курс). «Сначала
в детстве я считала, что смысл жизни -создание
семьи, сейчас - карьера»(3 курс).
Проведенная работа показала, что существует
определенное соотношение между направленностью
личности и пониманием испытуемыми смысла
жизни. В высказываниях учащихся о смысле
жизни выступают разные виды направленности:
направленность на сугубо личные интересы
(карьера, собственный дом, семья), гуманистическая
направленность (делать добро, прожить
достойно). У отдельных испытуемых сам
процесс поиска смысла жизни выступает
как направленность личности («Найти то,
ради чего стоит жить»).
Таким образом, первые экспериментальные
данные дают основание утверждать, что
существует особый вид направленности
личности – смысложизненная направленность,
в которой ведущее место занимают мотивы
поиска смысла собственной жизни, построения
собственной судьбы, мотивы, ориентирующие
и на ближайшую перспективу, и на отдельное
будущее, охватывающее все жизненное пространство
личности.
^ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ВОЗМОЖНОСТИ
ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ
Бирюкова
Т.А. (Волгоград)
Изучение особенностей юности с точки
зрения выделения ее возможностей для
развития личности позволяет определить
юношеский возраст как период личностного,
социального и профессионального самоопределения
и активного поиска оптимального смысла
жизни. Эти процессы осложняются тем, что
выбор главной линии жизни приходится
на ту пору, когда у человека еще мало жизненного
опыта и знаний. Выбор будущей сферы деятельности
выступает как основное содержание самоопределения
в этот период. Однако профессиональное
самоопределение сопряжено с задачами
социального и личностного самоопределения,
с поиском ответа на вопросы: «Кем быть?»
и «Каким быть?», с определением жизненных
перспектив и проектированием будущего.
В нашем исследовании мы руководствуемся
положением В.Э. Чудновского о том, что
«смысл жизни – это идея, содержащая в
себе цель человека, присвоенная или выработанная
им и ставшая для него ценностью чрезвычайно
высокого порядка». Данное понятие представляет
собой «концентрированную описательную
характеристику наиболее стержневой и
обобщенной динамической смысловой системы,
ответственной за общую направленность
жизни субъекта как целого. Смысл жизни
– это явление, характеризующееся своей
динамикой, направленностью, особой структурой
и содержанием, оказывающее своеобразное
влияние на ситуации и жизнь человека
в целом, а также помогающее человеку строить
свою «индивидуальную траекторию жизни
и развития».
Цель исследования состояла в том, чтобы
выявить содержательные и структурные
характеристики системы смысложизненных
ориентаций в юношеском возрасте, изучить
возможности формирования и особенности
изменений смысложизненных ориентаций
старшеклассников. В ходе исследования
подтвердилась гипотеза о том, что система
развивающих занятий, связанных с формированием
готовности к выбору профессии, развитием
коммуникативных умений и предполагающих
анализ старшеклассниками смысложизненных
ориентаций, способствует формированию
связной и развернутой смысловой системы
личности в юношеском возрасте.
В качестве средств исследования данного
феномена применялись Тест смысложизненных
ориентаций и Методика предельных смыслов
(автор Д.А. Леонтьев). На основе результатов
диагностики была разработана программа
«Тренинга личностного и профессионального
самоопределения», которая включает в
себя 12 занятий. С целью выявления специфики
изменений и возможностей формирования
смысложизненных ориентаций были сопоставлены
значения показателей первичной и повторной
диагностики в контрольной и экспериментальной
группах.
В ходе исследования были выявлены различия
в смысложизненных ориентациях и особенностях
смысловой сферы представителей исследуемого
возраста. Были зафиксированы изменения
в структурных и содержательных показателях
системы смысложизненных ориентаций,
в направленности и содержании смысложизненных
ориентаций личности старшеклассников,
связанные с участием в диагностических
процедурах и групповой развивающей работе.
Можно полагать, что участие старшеклассников
в тренинговой работе активизирует субъектность
юношей и девушек и способствует более
успешному решению задач личностного,
социального и профессионального самоопределения.
В настоящее время нами разрабатываются
и апробируются программы «Тренингов
личностного, социального и профессионального
самоопределения», ориентированных на
студентов вузов и «молодых» специалистов
– педагогов и психологов. В данных программах
наряду с вышеперечисленными задачами,
мы решаем задачу профилактики возникновения
психологического напряжения и эмоционального
выгорания. Цели нашего исследования мы
видим в выявлении особенностей и возможностей
смысложизненных и ценностных ориентаций
как оснований выбора профессии среди
старшеклассников, студентов и начинающих
специалистов «помогающих» профессий.