Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа
исциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..…4
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..….......6
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе …..8
4. Объем дисциплины…………………………………………………...…10
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..10
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..16
5. Содержание курса ………………………………………………............19
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………….30
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………...39
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по и выполнению………………………………………………………..........47
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...………………..61
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..…………………..63
10.1. Литература .…………………………………………...……………...63
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………….....65
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..65
11. Глоссарий……………………………………………………………….67
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
| Одобрено УМС факультета управления Протокол №______________________ «________»_________________200 Председатель___________ Иванова Л.В. |
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс
для студентов специальностей
080503 – Антикризисное управление
080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
080301 – Коммерция (торговое дело)
080101 – Маркетинг
080102 – Мировая экономика
080107 – Налоги и налогообложение
080801 – Прикладная информатика (в экономике)
032401 – Реклама
080401 – Товароведение и экспертиза товаров
080105 – Финансы и кредит
080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли)
Согласовано Учебно-методическое управление « » ________________2007 года | Рекомендовано кафедрой Протокол № ______ « » _________ 2006 года Зав. кафедрой________________ |
Москва 2006
Автор-составитель:
Иванова Леонора Валерьевна, доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основными образовательными программами по соответствующим специальностям и Примерными программами по дисциплине «Менеджмент», рекомендованными Министерством образования Российской Федерации.
Дисциплина входит в федеральный компонент и является обязательной для изучения.
………………………………………………………………………………
Согласовано со смежными кафедрами:
Зав. кафедрой Экономики и управления
на предприятии торговли, проф.
Зав. кафедрой Маркетинга и рекламы, проф. Парамонова Т.Н.
Директор Центральной библиотеки
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..… | 4 |
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..…....... | 6 |
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе ….. | 8 |
4. Объем дисциплины…………………………………………………. | 10 |
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….. | 10 |
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………….. | 16 |
5. Содержание курса ………………………………………………............ | 19 |
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр …………………………………………………. | 30 |
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………... | 39 |
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению…………………………………………………… | 47 |
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...……………….. | 61 |
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..………………….. | 63 |
10.1. Литература .…………………………………………...……………... | 63 |
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………..... | 65 |
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….. | 65 |
11. Глоссарий……………………………………………………… | 67 |
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.
Цель дисциплины: приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят принимать эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности.
Задачи курса:
обучить студентов основам теоретического и практического менеджмента; методам управления; процессу принятия управленческих решений; особенностям управления торговой организацией и ее функциональными подсистемами;
развить самостоятельность мышления и творческий подход при анализе и оценке конкретных ситуаций в различных видах деятельности.
Структура курса включает в себя следующие основные темы: сущность, категории и основные принципы менеджмента; эволюция концепций менеджмента; функции менеджмента; моделирование ситуаций и принятие решений; информационное обеспечение менеджмента; формы власти и влияния; основные теории лидерства; стили руководства; управление конфликтами; оценка эффективности управления и др.
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»
Специалисты, изучающие дисциплину «Менеджмент», должны знать:
современные подходы к определению сущности и содержания менеджмента;
теоретические основы данной науки: категории менеджмента, закономерности и принципы менеджмента;
развитие менеджмента от классической теории до современных представлений об этой науке;
различные виды организаций, их признаки и основные элементы;
виды деятельности в менеджменте, включая общие, специальные и вспомогательные функции менеджмента;
основы формирования организационной структуры управления фирмы;
теории мотивации;
методы воздействия на персонал для эффективного использования его потенциала;
сущность деятельности руководителя по разработке и принятию управленческих решений и организации их выполнения;
различные формы власти;
стили руководства и использование их в соответствующих ситуациях;
основы самоменеджмента;
основы экономической и социальной эффективности менеджмента.
В результате изучения дисциплины «Менеджмент» специалист должен уметь:
адаптироваться к внутренней среде организации для успешного внедрения в производственную среду;
анализировать нормативные документы организации (Устав, Положения, инструкции и т.п.) для понимания процессов, происходящих в организации;
анализировать действующую организационную структуру управления организации и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
рассчитывать эффективность организационной структуры управления и исключить дублирование функций;
ранжировать специалистов по основным качествам и уметь выбрать наиболее достойную кандидатуру на роль руководителя структурного подразделения организации;
воздействовать на персонал различными методами для достижения целей организации;
последовательно, по этапам разрабатывать и принимать оптимальные решения; организовывать их реализацию и контроль за исполнением решений;
использовать процессный, системный и ситуационный подходы при решении проблем организации;
планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать работу как отдельных специалистов, так и целых структурных подразделений организации;
управлять конфликтами;
использовать различные формы власти и стили руководства в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в организации.
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе
В процессе изучения дисциплины «Менеджмент» используются разнообразные традиционные виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. Кроме этого применяются инновационные технологии организации учебного процесса: дискуссии, деловые игры, метод проектов, тестирование, метод «кейс-стади», «мозговой штурм», тренинги. В таблице 3.1 представлены данные об использовании инновационных технологий при проведении лекций и семинарских, практических занятий.
Таблица 3.1.
Инновационные технологии, используемые в учебном процессе
№ п/п | Инновационные технологии | Тема лекции или семинарского, практического занятия |
1 | 2 | 3 |
1. | Деловая игра – метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью профессиональных консультаций преподавателя. | 1.1. Практическое занятие по теме 5, вопрос 5. 1.2. Практическое занятие по теме 6, вопрос 2. 1.3. Практическое занятие по теме 7.2 (планирование). 1.4. Практическое занятие по теме 7.3, вопрос 3. 1.5. Практическое занятие по теме 11, вопрос 2. 1.6. Практическое занятие по теме 11, вопрос 3. 1.7. Практическое занятие по теме 14, вопрос 2. |
2. | Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем, при этом возможно написание эссе, тезисов или реферата по обсуждаемой проблеме. | 2.1. Семинар по теме 1, вопрос 3. 2.2. Семинар по теме 7.2, (организация). 2.3. Семинар по теме 7.2, (координация). 2.4. Семинар по теме 7.2, (мотивация). 2.5. Семинар по теме 7.2, (контроль). 2.6. Семинар по теме 10, вопрос 2. 2.7. Семинар по теме 15, вопрос 2 |
3. | Метод «кейс-стади» – обучение, при котором студенты вместе с преподавателем обсуждают и принимают решения по различным деловым ситуациям. | 3.1. Практическое занятие по теме 7.3, вопрос 2. 3.2. Практическое занятие по теме 8, вопрос 2. 3.3. Практическое занятие по теме 9, вопрос 2. 3.4. Практическое занятие по теме 13, вопрос 2. |
4. | Метод проектов – это комплексный метод, охватывающий ряд теоретических тем. Результатом проекта является создание студентом пакета документов виртуальной организации. | Тема 5,6,7,8. Общее название проекта «Концепция формирования организации на стадии её рождения» |
5. | «Мозговой штурм» - это способ активизации внимания на конкретной проблеме или ключевых словах, способствующий вовлечению студентов в процесс обучения и запоминанию основных положений или проблемы, или темы, или вопроса. | Темы лекций 1, 4, 5. 7, 8, 9. 10, 12, 13, 14, 15. |
6. | Тестирование – с помощью тестов осуществляется самооценка и решение проблем по самоменеджменту. | 7.1. Практическое занятие 12, вопрос 2. 7.2. Практическое занятие 12, вопрос 3. |
7. | Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. | 8.1. Практическое занятие по теме 1, вопрос 2. 8.2. Практическое занятие по теме 7.1, вопрос 2. |