Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

1.Сила – способность  НС сильные раздражители. Она  характеризуется выносливостью  и работоспособностью.

2.Уравновешенность  – хар-ся соотношением процессов возбуждения и  торможения .

3.Подвижность  – показатель быстроты смены  процессов возбуждения и торможения.

Физиологической основой темперамента является не только деятельность коры головного мозга, а взаимодействие ее с подкоркой, а т.ж. взаимодействие общих сигнальных систем. Идеи Павлова о типах ВНД Теплов и Нибылицин. Они экспериментально установили дополнительные свойства НС:

1.Лабильность  – скорость возникновения и  протекания возбужденного и тормозного  процессов

2Динамичность-скорость  и легкость выработки условных рефлексов.

3Концентрированность-показатель  меры дифференцировки раздражителей.

Ими открыто  «+» свойство слабого типа – высокая  чувствительность. Природные особенности  НС могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течении жизни. Ни какая психологическая черта не является только врожденной. Проявление свойств НС возможно лишь в экспериментальных условиях.

Свойства темперамента:

1.Сензитивность  – возникновение психологической  реакции на внешних раздражителей  меньшей силой.

2.Реактивность  – Сила эмоциональной реакции  на внешние и внутренние раздражители.

3.Активность  – свойство хар – щее на  сколько человек активнее в  преодолении препятствий в своих  действиях и поступках.

4.Темп реакции  – скорость протекания психологических процессов и реакции.

5.Пластичность  и регидность – 1)гибкость, легкость, приспособление к новым условиям; 2)костность, инертность, не чувствительность  к изменению условий.

6.Экстровертированость  – интровентированность – 1)направленность  личности во вне, на окружающих людей, предст. событий. 

2)направленность  на себя собственные переживания,  чувства.

Типы:1.Сангвиник(уравновешенный) 2.Холерик(неуравновешенный)3.Флегматик(инертный)4.Меланхолик(слабый).

2.Характер – целостное образование личности, определяющее деятельность и поведение и характеризующееся устойчивым отношение к различным сторонам действительности.

В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений; в характере – со стороны ее содержания.

В характере  выражаются наиболее типичные особенности человека.

Характер возникает  и формируется в обществе. Физиологической  основой характера являются тип  НС и системы временных связей. Характер многогранен и многообразен в проявлениях, Но вместе с тем  он обладает целостностью, которая достигается стержневыми, устойчивыми, доминирующими по силе и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей.

В структуре  характера выделяют несколько групп  черт, выражающих различное отношение личности к деятельности:

1.Черты проявляющиеся  в деятельности

2.Черты проявляющиеся  по отношению к другим людям

3.Черты проявляющиеся  по отношению к себе

4.Черты проявляющиеся  к вещам, природе. 

3.Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умения и навыки, но сами они к ним не сводятся.

Доказано, что способность – прижизненное образование. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда и воспитание активно формируют их. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Способности развиваются на основе задатков, но не предопределены ими. Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они обуславливают уровень и быстроту развития.

Уровни достижения:

1.Редопродуктивный  – обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельность.

2.Творческий  – обеспечивает создание нового, оригинального.

Основные виды способностей:

1.Общие –  такие индивидуальные свойства  личности, которые обеспечивают  относительную легкость и продуктивность во владении знаниями и осуществить различные виды деятельности.

2.Специальные  – система свойств, которая  помогает достигнуть высоких результатов

3.Эмоциональное  развитие личности. Функции и классификация  эмоций. Формы переживания  чувств. Способы контроля и управления эмоциями.

   Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем относится, так или иначе, к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению  к ним.

   Чувства, переживаемые в различной форме  внутренние отношение человека к  тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства, в узком значении этого слова, образуют эмоциональную сферу личности, являющиеся одним из регуляторов  поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми.

   Чувства выступают показателем того, как  происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие, в процессе общения положительные состояния, свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения  потребностей. Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникшие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения  потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить.

   Эмоции  сигнализируют о благополучном  или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных или межличностных отношений и обеспечивает тем  самым регулирование, отладку  его поведения в условиях общения и деятельности.

   Эмоции  – психический процесс импульсивной регуляции поведения.

   Чувства- одна из специфических форм отражения действительности. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями,   познаваемым и изменяемым им предметом и явлением действительности.

   Виды  эмоций человека:

  1. Интерес- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию  навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
  2. Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворять потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.
  3. Удивление- эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.
  4. Страдание- отрицательное  эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности  удовлетворить потребности.
  5. Гнев- отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребностей.
  6. Отвращение- отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое обьектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами.
  7. Презрение- отрицательное  эмоциональное состояние, возникшее в межличностном взаимоотношении и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведения объекта чувства.
  8. Страх- отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, об грозящей ему опасности.
  9. Стыд- отрицательное  эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиями окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике.

   Переживания чувств не всегда имеют однозначимый характер. Эмоциональное состояние  может вмещать в себя в своем сочетании 2 противоположных чувства: любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности.

   Каждая  из перечисленных эмоций может быть представлена как грация состояний, возрастающих по степени выраженности: Спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д. или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д.

   Формы переживания чувств:

  1. Эмоции- непосредственное , временное переживание какого- нибудь постоянного чувства.

    Эмоцией, например, называется не само чувство любви  к музыке, а восхищения, которые он испытывает.

  1. Аффекты- эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Оно характеризуется значительными изменениями состояния, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, и изменением жизнедеятельности организма.  Аффекты кратковременны т. к. сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если эмоции- это душевное состояние, то аффект- буря.
  2. Настроение- общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении всего времени все поведения человека. Настроение может быть радостное, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное.
  3. Стрессовые состояния- возникают в состоянии опасности, стыда, обиды, угрозы и т.д. состояние человека при стрессе характеризуются дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в другом- в пассивности, бездеятельности в обстоятельствах, когда нужно решительно действовать.
 

Виды чувств:

  1. Нравственные (моральные)- отношения человека к человеку, обществу (любовь, сострадания, доброжелательность, гуманность преданность и т.д.)
  2. Интеллектуальные- отношение личности к процессу познания, его успешности и не успешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.)
  3. Эстетические- отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому и комическому, возвышенному или пошлому, изящному и грубому.

   Педагог не может ставить перед собой  цель сформировать по отдельности нравственные, эстетические или интеллектуальные чувства. Задача успешно решается только при комплексном подходе. 

4.Внимание. Характеристика видов  и свойств внимания. Причины невнимательности. Способы и приемы воспитания внимания.

Внимание- направленность и сосредоточенность психологической  деятельности.

Под направленностью  понимают избирательный характер активности, а под сосредоточенностью- углубление в данную деятельность.

Виды внимания:

  1. Непроизвольное внимание- отличающееся стихийностью возникновения, т.е. отсутствием усилий для возникновения и сохранения. Временный диапазон очень широк, случайно возникнув, может тут же угаснуть.
  2. Произвольное внимание- вызывается сознательно и представляет собой активное, целенаправленное сосредоточение сознания. Поддержание определенного уровня связанно с волевыми усилиями, т.е.  направленность и сосредоточенность сознания связаны с поставленной целью.
  3. Послепроизвольное внимание- сознательное выполнение какой- либо задачи сопровождается поглощением данной деятельностью и не требует волевых усилий.

    Основные свойства качества внимания:

    1. Объем- количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени, т.е. количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (тахистоскоп).
    2. Устойчивость- характеристика внимания во времени, способность субъекта не отключаться от направленной психологической активности и сохранять, сосредотачивать на объекте (корректуальные пробы- буквенная).
    3. Концентрация-способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте  внимание при наличии помех (коррект. проба).
    4. Распределение внимания- возможность субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно.
    5. Переключение внимания- перемещение направленности сосредоточения с одного объекта на другой.

   Сеченов говорил, что внимание имеет рефлекторный характер, Павлов – связано с  возникновением очагов оптимального возбуждения  в рез-те особого ориентировочного рефлекса. Ухтомский: возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминантный характер.

   При организации  учебно-воспитательного процесса в  школе необходимо учитывать особенности  всех видов внимания.

Информация о работе Вопросы по психологии