Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

Основным критериям  развития интеллекта ребенка является умение самостоятельно и творчески  решать задачи разного типа. Существенным показателем развития ребенка является степень осознание им своих действий, самого себя, своего-Я.

Наиболее полно  проблема «отношения обучения и развития»  разработано в концепции учебной  деятельности Элбконина и Давыдова. Обращая внимание на развитие типа мышления учащихся Давыдов акцентировал внешние на разные роли чувственного и рационального познания, а в последнем различал эмпирическое и теоретическое мышление.

Чувственное познание- воспроизведений свойств и отношении  предметов в виде их наглядных  образов (ощущений, восприятий, представлений) как компонентов практической деятельности с ними.

В эмпирическом мышлении происходит обозначения чувственно данных свойств объектов и их связей, объединение их в классы, и обобщенные на основе формального тождества  их отдельных свойств установление явных внешних связей и их внешних изменений при взаимодеймсвии.

В теоретическом  мышлении осуществляется установление неявных, скрытых связей, причин сущности объектов, роли и функции отношение  вещей внутри системы (осущ. на основе анализа включая его рефлексию.)

Если при эмпирическом способе объектами усвоения являются отдельные стороны реальной действительности, то при теоретическом способе усваиваются не отдельные фрагменты действительности, а теоретические объекты, в которых кристаллизуются общие связи и отношения, чувственно не представленные.

В теории развивающего обучения имеются 3 тесно связанные  между собой концентра:

1Целенаправленная  уч. деятельность, включающая в себя  учебно-познавательные мотивы, цель  в виде учебной задачи, учебного  действия.2Теоретическое мышление3 Учебная рефлексия.

Только при  наличие всех трех можно говорить о развивающем обучении в смысле систем Эльконина и Давыдова. За эталоном развития при данном типе обучения принимают показатели, характеризующие  теоретическое мышление- рефлективность (способность субъекта выделять анализировать и соотносить с предметной ситуации,  свои собственные способы деятельности ); целеполагание , планировании, умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания.

Обучение такого типа способствовало развитию самостоятельного мышления и действие ученика (происходит рефлексивное развитие школьника).

НЕ развивает  те способности, которые первоначально  являлись не рефлексивными- доверчивость, подражаемость, терпимость.

Основные достижения(Давыдов)

-Содержание развивающего обучения-теоретического знания

-Метод организации  совместной учебной деятельности  младших школьников.

-Продукт развития-главные  психологические новообразные присущи  младшим школьникам.

14. Теория П.Я. Гальперина  о поэтапном   формировании умственных действий.

ТПФУД – это деятельность учения и научения. Ее основатель Гальперин. В основе лежат з-н единства сознания и деятельности(оно формируется в деятельности и ею управляет); теория деятельности Леонтьева(внутр.и внеш.псих.деят-ть имеют одинаковую структуру).      Основное содержание теоретических положений Л.С. Выготского(всякая психическая ф-ция выступает вначале как внешняя,а потом как внутренняя), С.Л. Рубинштейна(психика и деят-ть-особый типединства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим), А.Н. Леонтьева(уже говорил), на которые опирается теория П.Я.Гальперина.

 Задача учителя  – сформировать понятийное мышление. Понятие – мышление, которое заключает  в себе существенные признаки  изучаемого явления. В основе ТПФУД лежит психологическое учение об интериоризации – это процесс преобразования предметной деятельности во внутреннюю, психологическую деятельность, формирование интеллектуальных внутренних структур психики. Процесс  обучения и воспитания можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами. Гальперин разграничил 2 части осваимого предметного действия:

1.Понимание действия(ориентировочная) 

2.Умение его  выполнять(исполнительная)

Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». Условием формирования действий является ориентировочная основа действий. ООД – система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, состав и порядок выполнения ориентации). Гальпериным и Талызиной проведена типология ООД по трем критериям:

-степень ее  полноты(наличие в ней сведений  обо всех компонентах действия).

-мера обобщенности (широта класса объектов, к которым  применимо данное действие)

-способ получения(каким  образом субъект стал обладателем  данной ООД)

Соответственно  выделяют 3 типа ООД(приводить конкретные примеры из физики).

-характеризуются  неполным составом ООД, ориентиры  представлены в частном виде  и выделяются в частном виде  и выделяются самим субъектом  путем слепых проб. Процесс формирования  действий на такой ОО идет  медленно, с большим кол-вом ошибок.

-характеризуются  наличием всех условий, необходимых  для правильного выполнения действия. Формирование действия при такой  ОО идет быстро и безошибочно.  Однако сфера переноса действия  ограничена сходством конкретных  условий его выполнения.

-ОО имеет  полный состав, ориентиры представлены  в общем виде, характерном для  целого класса явлений. В каждом  конкретном случае ООД составляется  учеником самостоятельно с помощью  общего метода, которому дается. Действию, присущи не только безошибочность и быстрота процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.

Гальперин выделил 6 этапов ФУД:

1.Мотивационный  - этап предварительного ознакомления  с целью обучения, создание мотивации  обучения

2.Восприятие  – предварительное представление о действии; составление схемы ООД.

3.Выполнение  действий в материальном или  материализованном виде (схем, чертежей).

4.Овладение действием  на уровне внешней (громкой)  речи (комментирование, проговаривание)

5.Перенос действия  в умственный план (внешняя речь про себя).

6.Внутренняя  речь, умственное действие, его окончательное  становление.

Значение данной теории состоит в том, что она  указывает учителю, как надо строить  обучение, чтобы эффективно формировать  знания и действия с помощью главного дидактического средства – ООД.

Научение –  изменение физической и психологической  деятельности, которая возникает  благодаря предшествующей деятельности и не вызывается врожденными физиологич. реакциями организма.Учение – процесс  целенаправленного, сознательного присвоения человеком передаваемого ему общественно-истор. опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. Личность и общение  учителя как условие  эффективного обучения. Мотивация деятельности  учителя.

Анализ исследований в области психологии труда учителя позволил представить труд учителя в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств:личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения

Личность учителя  является стержневым фактом труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в пед. деятельности пед. общении.

Пед. деятельность – это «технология» труда учителя.

Пед. общение  – климат и атмосфера этого  труда.

Личность –  ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы учителя.

Осуществление пед. деятельности, пед. общения, самореализация личности учителя составляет процесс  этого труда.

Личность учителя  определяет сущность пед. деятельности и общения: ради чего трудится учитель, кааие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактом труда учителя. Структура личности учителя включает:

-мотивацию личности (направленность личности и ее  виды)

-свойства личности(пед.  способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности).

-центральные  характеристики личности (пед. сознания, индивидуальный стиль, креативность  как творческий потенциал). Эти  свойства определяют неповторимость  и уникальность личности учителя.  Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включает ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой само развития и проффесионализма, точка отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Пед. направленность-мотивация в профессии учителя, главное в котором действенная ориентация на развитие личности ученика. Центрация учителя - не просто направленность, но и заинтересованность, озабоченность в интересах тех или иных участников пед. системе. Способности – индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности.

-общие - проявляются  в личностных качествах человека (темпераменте, характере, направленности  личности) и позволяют преподавателю  развивать свой творческий потенциал,  а также компенсировать свойства, мешающие в преподавательской деятельности.

-специальные  - состоят из 4 блоков:

1.Конструктивные - способность выстраивать учебно-воспитательный  материал  и проектировать развитие  личности учащихся.

2.Организаторские  – умение организовывать свою  пед. деятельность в деятельность учащихся.

3.Коммуникативные  – способность к выстраиванию  педагогически оправданных верных  отношений к коллегам, учащимся.

4.Рефлексивные  – умение анализировать свою  пед. деятельность, себя, свои поступки, а также обучать этому детей.

Пед. способности – переплетение общих и спец. способностей;

- индивидуально  устойчивые свойства личности, состоящие  в специфической чувствительности  к объекту, средствам, условием  пед. труда и созданию продуктивных  моделей формирования искомых  качеств и личности испытуемого.

Профессиональное  пед. самосознание – комплекс представлений  учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие:

1.Осознание учителем  норм, правил, моделей своей профессии  как эталонов для осознания  своих качеств. 

2.Осознание этих качеств у других людей; сравнение себя с профессионалом средней квалификации.

3.Учет оценки  себя как профессионала, со  стороны других людей – учеников, коллег, руководства, ожиданий со  стороны других.

4.Самооценивание  учителем своих отдельных сторон.

Ядро личности учителя составляет я –концепция – относительно устойчивая не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой  он строит своё взаимодействие с другими

1.Позитивная  – у учителя, позитивно воспринимающего себя, возрастает уверенность в себе, удовлетворенность своей проф. эффективностью работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Поведение человека, в полной мере реализующего свои возможности, обладающего психологическим здоровьем, отличающийся спонтанностью, автоматически творческим подходом. Позитивное  восприятие самого себя учителем определяет «+» восприятие окружающих. Для такого учителя внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней; вначале он пытается понять точку зрения другого человека, а затем уже действовать на основе этого понимания; люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненный проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности , человек всегда представляет для него личность, обладающую достоинством. «+» я – концепция способствует развитию «+» я – концепции учеников. Позитивное восприятие учителем самого себя и учеников является одним из фактов эффективности его работы и способственному развитию у школьников позитивной я – концепции.

Информация о работе Вопросы по психологии