Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка
Ответы на вопросы к ГОСам по психологии
Существенны
половые различия и при
Ядро личности и самосознание юноши больше всего зависит от его проф. самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. Однако в женском самосознание большее значение придается семье, чем профессии.
Различия и критерии самооценок. Юноши оценивают себя по предметным достижениям, а девушкам важнее межличностные отношения. Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшеклассников выше чем у подростков, у которых на первом плане сверстники. Это объясняется тем, что в ранней юности остро встают вопросы самосознания и самоопределения, которые самому решить бывает очень трудно. Такие вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но их жизненный опыт мал. -На помощь приходят взрослые. Характерная особенность личности старшего школьника – рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Большое значение для старшеклассников имеет потребность в общении со сверстниками. С ними они проводят свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, делятся своими мыслями.
Старшеклассники с радостью вступают в спор, защищают свою позицию. В их дискуссии рождаются оригинальные идеи. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются, все чаще появляются смешанные компании; появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, иногда поцелуи), у 15-16 летних подростков появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви.
Для старшеклассников собственные любовные переживания на первых порах имеют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми "победами" и т.д. Влюбленность у старшеклассников часто носит ''эпидемический" характер - в одном классе никто не влюбляется, а в другом - все поголовно влюблены друг в друга.
Заканчивая разговор о психологических особенностях ранней юности, необходимо отметить, что в этом возрасте нередко появляется обостренное чувство одиночества, которое, если оно длится долго и не проходит, может привести к весьма неприятным последствиям, вплоть до "психического разрушения" (по Э. Фромму), а иногда и к попыткам самоубийства. К счастью, это чувство в юности не является стабильным. И при нормальных личностных контактах с окружающими взрослыми и сверстниками оно довольно быстро исчезает.
Таким образом, основные новообразования ранней юности:
профессиональное и нравственное самоопределение; становление мировоззрения; полоролевая идентификация.
В ранней
юности процесс формирования
еще не завершен он активно
проявляется и далее. Но
12. Психологическая сущность и структура учебной деятельности, характеристика ее основных компонентов.
Приступая к рассмотрению вопроса об особенностях и основных характеристиках учебной деятельности, важно знать отличие понятий: обучение, учение, учебная деятельность.
Обучение – система педагогических воздействий, направленных на присвоение ребенком нормативных образцов познания, поведения, созданных обществом, то есть это социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях.
Учение – сложный процесс переработки (переосмысления) собственного опыта его изменения под воздействием обучения; формирование психологических новообразований – когнитивных, операциональных, мотивационных.
-> создание учеником представления об окружающей действительности посредством формирования личностно-значимого образа мира, построение индивидуальных моделей познания, иными словами: учение – это принятие норматива, но обязательно «пропущенного» через субъективный опыт. Это значит что далеко не любые понятия, организованные в систему будут усвоены, а только те которые входят в состав субъективного (личностно-значимого) опыта ученика.
Особое значение вкладывается в понятие «учебная деятельность». Приоритетом России является разработка психологической теории учебной деятельности (Эльконин, Давыдов, Маркова, Гальперин).
Учебная деятельность – особая деятельность ученика, сознательно направленная им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.
Эльконин указывал, что учебная деятельность ест прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению; ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Характеристики учебной деятельности:
Согласно Рубинштейну, деятельность учения включает в себя :
Т.о. любая деятельность имеющая составляющие: потребности ->мотив -> цель ->условное достижение цели. С этим составляющими соотносятся: деятельность -> действия -> операции.
Деятельность имеет общие мотивы и цели (научиться писать); Действия – частные мотивы и цели (написание отдельных букв); Операции – акты, на которые распадаются действия (написание элементов букв). Это частные действии, их результат осознается как средство., а не как цель.
Структура учебной деятельности : (компоненты)
Некоторые авторы выделяют три компонента учебной деятельности: 1)вводно-мотивационный (учебная мотивация); 2) операционально-познавательный (учебные задачи и учебные действия); 3) рефлексивно-оценочный (учебные действия контроля и оценки).
Контроль делят
на предупредительный, текущий, ретроспективный;разовый,
периодический, систематический; индивидуальный,
групповой; внешний, взаимоконтроль, самоконтроль;
письменный, устный. Результаты контроля
выражаются в оценке. Любая оценка
– степень соответствия результата образцам
и нормам. Способы оценивания:1.индивидуальный(
Структура контрольно-оценочного акта:1.цель,2 объект,3 эталон, с которым сравнивать, 4 результат, 5 критерии оценки, 6 оценка в форме характеристики, 7 отметка 8 средства коррекции, 9 результат коррекции.
Психологический
механизм Гальперина. Он предложил
рассмотрение внимания как психический
контроль. Надо начинать с организации
контроля как определенного внешнего
действия, а дальше оно доводится до автоматизированной
формы, когда превращается в акт внимания,
отвечающий новому заданию. Функции оценки
по Ананьеву: ориентирующая(показатель
результатов) и стимулирующая(побудительное
воздействие на волевую сферу).
13.Психологические закономерности мышления.
Мышление-обобщенная
форма психического отражения, устанавливающая
связи между познаваемыми объектами.
Основные формы мышления: поянтия(отражает
существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений, выраженная словом),
суждения(утверждение или отрицание чего-либо),
умозаключения(на основе нескольких суждений
делается определенный вывод). Специфика
и особенности мышления: опосредованный
характер(можно познать то, что непосредственно
в восприятии не дано); опора на знания;
исходит из живого созерцания, но не сводится
к нему; отражение связей и отношений в
словесной форме; связано с практической
деятельностью человека. Основные виды
мышления: наглядно-действенное(
Обучение – процесс целенаправленный, последовательный передачи общественно исторического, социокультурного опыта
человеку в спец организованных условиях семьи, школы, ВУЗа, общества.
Школьное обучение
носит систематический
Связь обучения и развития школьников, согласно Выготскому является одной из центральных проблем пед. психологии. Обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека.
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрении для решения этой задачи. В отечественной психологии утверждается точка зрения Выготского. Согласно ему: обучение играет ведущую роль психологическом развитии ребенка. Обучение и развитие находятся в единстве; причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в тоже время оно опирается на актуальное развитие.
Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближнего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, побуждает приводит в движение внутренние процессы развития , которые вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношения с окружающими. Далее все становится достоянием самого ребенка.
Выготский сформулировал очень важное для пед. психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка:
1.уровень актуального развития
-характеризуется
уровнем интеллектуального
2.Уровень зоны
ближнего развития –
На этой основе
был сформулирован принцип
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступает: самостоятельность мышлений, быстрота и прочность усвоения уч. материалов, умение отличать существующего от несуществующего.