Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

 Существенны  половые различия и при изучении  критерии самооценки.

Ядро личности и самосознание юноши больше всего  зависит от его проф. самоопределения  и достижений в избранной сфере  деятельности. Однако в женском самосознание большее значение придается семье, чем профессии.

Различия и  критерии самооценок. Юноши оценивают  себя по предметным достижениям, а девушкам важнее межличностные отношения. Стремление к самостоятельности не исключает  потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшеклассников выше чем у подростков, у которых на первом плане сверстники. Это объясняется тем, что в ранней юности остро встают вопросы самосознания и самоопределения, которые самому решить бывает очень трудно. Такие вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но их жизненный опыт мал. -На помощь приходят взрослые. Характерная особенность личности старшего школьника – рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Большое значение для старшеклассников имеет потребность в общении со сверстниками. С ними они проводят свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, делятся своими мыслями.

Старшеклассники с радостью вступают в спор, защищают свою позицию. В их дискуссии рождаются оригинальные идеи. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются, все чаще появляются смешанные компании; появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, иногда поцелуи), у 15-16 летних подростков появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви.

Для старшеклассников собственные любовные переживания на первых порах имеют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми "победами" и т.д. Влюбленность у старшеклассников часто носит ''эпидемический" характер - в одном классе никто не влюбляется, а в другом - все поголовно влюблены друг в друга.

Заканчивая  разговор о психологических особенностях ранней юности, необходимо отметить, что в этом возрасте нередко появляется обостренное чувство одиночества, которое, если оно длится долго и не проходит, может привести к весьма неприятным последствиям, вплоть до "психического разрушения" (по Э. Фромму), а иногда и к попыткам самоубийства. К счастью, это чувство в юности не является стабильным. И при нормальных личностных контактах с окружающими взрослыми и сверстниками оно довольно быстро исчезает.

    Таким образом, основные новообразования ранней юности:

профессиональное  и нравственное самоопределение; становление мировоззрения; полоролевая идентификация.

 В ранней  юности процесс формирования  еще не завершен он активно  проявляется и далее. Но особенности  его протекания именно в этот  период оказывают существенное  влияние на последующую жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   12. Психологическая  сущность и структура учебной деятельности, характеристика ее основных компонентов.

   Приступая к рассмотрению вопроса об особенностях и основных характеристиках учебной  деятельности, важно знать отличие  понятий: обучение, учение, учебная деятельность.

   Обучение  – система педагогических воздействий, направленных на присвоение ребенком нормативных образцов познания, поведения, созданных обществом, то есть это  социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в  научных понятиях.

   Учение  – сложный процесс переработки (переосмысления) собственного опыта  его изменения под воздействием обучения; формирование психологических  новообразований – когнитивных, операциональных, мотивационных.

   -> создание  учеником представления об окружающей действительности посредством формирования личностно-значимого образа мира, построение индивидуальных моделей познания, иными словами: учение – это принятие норматива, но обязательно «пропущенного» через субъективный опыт. Это значит что далеко не любые понятия, организованные в систему будут усвоены, а только те которые входят в состав субъективного (личностно-значимого) опыта ученика.

   Особое  значение вкладывается в понятие  «учебная деятельность». Приоритетом  России является разработка психологической теории учебной деятельности (Эльконин, Давыдов, Маркова, Гальперин).

   Учебная деятельность – особая деятельность ученика, сознательно направленная им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

   Эльконин  указывал, что учебная деятельность ест прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это  деятельность по самоизменению; ее продуктом  являются те изменения, которые произошли  в ходе ее выполнения в самом субъекте.

   Характеристики  учебной деятельности:

  1. она направлена на овладение материалом и решение учебных задач
  2. в ней осваиваются общие способы действия и научные понятия
  3. общие способы действия предваряют решение задач (учение по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа)
  4. она ведет к изменению в самом субъекте
  5. происходят изменения психологических свойств и поведение обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

    Согласно Рубинштейну, деятельность учения включает в себя :

  1. психологические процессы (мотивационные. познавательные) – являются побуждающими, направляющими, подготовительными, имитирующем своим результатом план, программу.
  2. Внешние акты движения, осуществляющие действие на объект. Имеют реальный результат воздействия.

   Т.о. любая  деятельность имеющая составляющие: потребности ->мотив -> цель ->условное достижение цели. С этим составляющими  соотносятся: деятельность -> действия -> операции.

Деятельность  имеет общие мотивы и цели (научиться  писать); Действия – частные мотивы и цели (написание отдельных букв); Операции – акты, на которые распадаются действия (написание элементов букв). Это частные действии, их результат осознается как средство., а не как цель.

   Структура учебной деятельности : (компоненты)

  1. Мотивация – сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, ценности. Мотив – любой фактор, влияющий на возникновения побуждения и принятие решения.
  2. Учебная задача – цель которой ставится перед учащимися в форме проблемной задачи и тем самым создает учебную и проблемную ситуацию на уроке.
  3. Учебные действия – практические задачи. При решении практической задачи учащимися добивается изменения объекта своего действия.(пишет, рисует, строгает)
  4. Контроль, переходящий в самоконтроль,
  5. Оценка, переходящая в самооценку.

Некоторые авторы выделяют три компонента учебной  деятельности: 1)вводно-мотивационный (учебная мотивация); 2) операционально-познавательный (учебные задачи и учебные действия); 3) рефлексивно-оценочный (учебные действия контроля и оценки). 

Контроль делят  на предупредительный, текущий, ретроспективный;разовый, периодический, систематический; индивидуальный, групповой; внешний, взаимоконтроль, самоконтроль; письменный, устный. Результаты контроля выражаются в оценке. Любая оценка – степень соответствия результата образцам и нормам. Способы оценивания:1.индивидуальный(сравнение с его прошлыми результатами) 2.Сопоставительный(с другими учениками) 3.Нормативный(с установленными образцами).

Структура контрольно-оценочного акта:1.цель,2 объект,3 эталон, с которым сравнивать, 4 результат, 5 критерии оценки, 6 оценка в форме характеристики, 7 отметка 8 средства коррекции, 9 результат коррекции.

Психологический механизм Гальперина. Он предложил  рассмотрение внимания как психический  контроль. Надо начинать с организации контроля как определенного внешнего действия, а дальше оно доводится до автоматизированной формы, когда превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию. Функции оценки по Ананьеву: ориентирующая(показатель результатов) и стимулирующая(побудительное воздействие на волевую сферу). 
 
 
 
 
 

13.Психологические  закономерности мышления.

Мышление-обобщенная форма психического отражения, устанавливающая  связи между познаваемыми объектами. Основные формы мышления: поянтия(отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом), суждения(утверждение или отрицание чего-либо), умозаключения(на основе нескольких суждений делается определенный вывод). Специфика и особенности мышления: опосредованный характер(можно познать то, что непосредственно в восприятии не дано); опора на знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека. Основные виды мышления: наглядно-действенное(непосредственное восприятие в процессе действия), наглядно-образное(опора на представления и образы), словесно-логическое(логические операции с понятиями), абстрактно-логическое(выделение существенных свойств и связей и отвлечение от несущественных). Структура и этапы мыслительного процесса как разрешения проблемной ситуации: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, проверка гипотезы, рефлексия действий и результатов.

Обучение –  процесс целенаправленный, последовательный передачи общественно исторического, социокультурного опыта

человеку в  спец организованных условиях семьи, школы, ВУЗа, общества.

Школьное обучение носит систематический целенаправленный характер; требует обязательного выполнения ряда правил, которым подчинено поведение ученика в школе; воспитывает определенные свойства и черты личности.

Связь обучения и развития школьников, согласно  Выготскому является одной из центральных  проблем пед. психологии. Обучение является не только условием, но и  основой  и средством психического и в  целом личностного развития человека.

Существенным  является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрении для решения этой задачи. В отечественной психологии утверждается точка зрения Выготского. Согласно ему: обучение играет ведущую роль психологическом развитии ребенка. Обучение и развитие находятся в единстве; причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в тоже время оно опирается на актуальное развитие.

Обучение есть внутренне необходимый и  всеобщий момент в процессе развития у ребенка  не природных, а исторических особенностей. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближнего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, побуждает приводит в движение внутренние процессы развития , которые вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношения  с окружающими. Далее все становится достоянием самого ребенка.   

Выготский сформулировал  очень важное для пед. психологии положение о двух уровнях умственного  развития ребенка:

1.уровень актуального  развития

-характеризуется  уровнем интеллектуального развития, определенным с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.

2.Уровень зоны  ближнего развития – определяется  с помощью задач, решаемых под  руководством взрослых 

На этой основе был сформулирован принцип опережающего обучения; которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развития мыслительной деятельности обучающего, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми – в обществе, в деятельности (уч. деятельность).

В качестве критериев  интеллектуального, умственного развития выступает: самостоятельность мышлений, быстрота и прочность усвоения уч. материалов, умение отличать существующего от несуществующего.

Информация о работе Вопросы по психологии