Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

   7. Общение как условие  развития личности

Общение это  многоплановый процесс развития контактов м/у людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Выделяют 3 стороны общения: 1)Коммуникативная-обмен информацией м/у участниками совместной деятельности.2)Интерактивная- обмен  в процессе речи не только словами, но и действиями , поступками.3)Перцептивная-(взаимовосприятие)-восприятие общающимися др. др.

Функции общения:1)Информационная-получение и передача сведений.2)Познавательная- активный поиск сведений.3) Управляющая.4)Развивающая.5)Обмен психическими и эмоциональными состояниями. Типы общения: 1)Функционально- ролевое- общение на уровне  социальных ролей партнеров(начальник-подчин).При этом задействованы соц-ые нормы и ожидания.Общаются ролевые маски.2)Деловое- общение, направленное на достижение к/т предметной договоренности.В этом общении всегда есть цель.3)Межличностное – чаще всего подразумевается участие 2-х людей, хотя минимальное кол-во уч-ков 3.При общении 2-х, 3-ий всегда присутствует незримо или как соц. норма или как мнение близкого друга, или  мнение авторитета. Виды общения: 1)Императивное- авторитарная, директивная форма взаимод. с партнером, с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями; принуждения его к определенным действиям или решениям.(военно-уставные отношения, отнош. нач-подч., в экстрем. усл.,интимно личностн., супружеские, детско-родительские, вся система педагогич. отнош.2) Манипулятивное- форма межличностн. общения , при кот. взаимод. на партнера по общению, с целью достижения своих намерений, осущ. скрыто.Манипулятура хар-ет. лживость, примитивность чувств, аппатия к жизни, состояни скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и окруж.(бизнес, деловые отношения)3)Диалогическое- равноправное субъект- субъективное взаим-е, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Диалог. общение позволяет достич более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров,  создает усл. для взаимного личностного роста. Фазы общение:наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной.1)Вхождение в контакт- важна самонастройка, важно почувствовать сост-ие, настроение партнера, освоится самому и дать возможность сориентироваться др.2)Концентрация внимания на ч/л- на проблеме, задаче сторон, разработке темы.3)Мативационный зондат(исследование).Его цель- понять мотивы собеседника и его интересы.4)Поддержание внимания.5)Аргументация и убеждение- (если есть расхождения во мнениях).6)Фиксация результата- необходимо всегда завершать общение так, чтоб была перспектива его продолжени. Средства общения: - вербальные(речь), невербальные.1)Вербальная коммуникация . Речь-процесс общения с помощью языка (письменная, устная, диалог, монолог).Средства в.к.-слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.Диалог-разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими к/л вопроссы. Монолог- произносит один человек, обращаясь к др. лицам, слушающим его (рассказ учителя, доклад, ответ уч-ка). Письменная речь – возникла  как результат потребности общения м/у людьми, разделенными пространством и временем.   2) Невербальная коммуникация. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммун.Средства н к.- жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слезы- образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую ср-ва в.к.- слова. Виды неверб. ср. общ. 1) Визуальные (кинесика)- движение рук, головы, ног, туловища, походка, выражение лица, глаз, позы- осанка, посадка головы;кожные реакции-побледнение, покраснение, кроксеника- расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.2)Аккустические-качество голоса , его диапазон, громкость, тембр, ритм, высота звука(паралингвистические), речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель(экстролингвистическая).3)Тактильные- прикосновение, пожатия рук, обнятия, поцелуи.4)Альфакторные- приятные, неприятные запахи окр. среды, естеств. и искуств. запахи ч-ка.Социальная перцепция – восприятие признаков ч-ка, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпритация и прогнозирование на этой основе его поступков.К механизму соц. перц. относ. 1)познание и понимание людьми др.др.(идентификация, аттракция, эмкотия). 2) Познание самого себя (рефлексия). 4)Прогнозирование поведения партнера  по общению(каузальная атрибуция).Нельзя представить себе пр-сы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях возникает межличностный конфликт.Конфликт- противоречие, возникающее м/у людьми в связи с решением тех или иных вопроссов и личной жизни. Виды конфликтов:1)Внутриличностный.2)Межличностный. 3)Личностно-групповой.4)Межгруповой. Стратегии поведения в конфликтн. сит.1) Соперничество. 2)Избегание. 3)Приспособление. 4)Компромисс.5)Сотрудничество.

Эффекты межличностного восприятия (эффект установки, эффект ореола, эффект первичности и новизны, стереотипизация).Межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Соц.перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов-людей, групп и т.д. При этом осущ. Каузальная атрибуция-субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, их качеств. Аттракция – эмоциональная насыщенность межличностных отношений. Рефлексия – люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место в сознании другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Условия  и движущие силы  псих. Развития. Теория Л.С.Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций. Периодизация психического развития. 

Центральной проблемой  возр.психол. явл. проблема источника  и движущих сил псих. развития Движ. силы- те факторы, кот. окр-ют поступательное развитие ребенка, явл-ся его  причинами , содержат в себе побудительные источники развития и направляют его в нужное русло. Было 2 течения, по- разному трактующих эту проблему. 1) Биологическая теория- определяющим фактором в развитие явл. наследственность, становление психики и поведения, это результат эмоционального преобразования генетически заложенных возможностей(задатков).Все, что проявляется у ч-ка в проц. развития изначально связано с задатками. 2)Социогенетическая теория- фатальным фактором развития явл. среда. С помощью целенаправленного обучения и воспитания у любого человека, независимо от природных задатков, можно сформировать любые психологические и поведенческие св-ва. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс развития привел к созданию теории конвергенции(Штерн). Он считал развитие результатом конвергенции(слияния) внутр. задатков с внешними условиями жизни. Выготский впервые начал исследование соотношения соц-го и биологического в психическом развитии ч-ка и выдвинул теорию развития высших психических флуктуаций-ий. В.П.Ф.- функции, кот. формируются в процессе социализации, хар-ся произвольностю, осознанностью. Выготский разработал идею о культурно- историческом развитии психики ч-ка. Источником развития ВПФ явл. среда.Без взаимодействия с обществом ч-к  не сможет развить у себя те качества, кот. сформулировались в результате развития всего человечества. Необходимо различать 2 плена поведения ч-ка: 1.Натуральный- как результат биологической эволюции животного мира. 2.Культурный- как результат исторического развития общества. Специфичность арзвития ч-ка сост. в том, что оно подчиняется действию не биол. з-ов, как у животных, а действию общественно- истор. з-ов и происходит в процессе присвоения исторически выработанных форм и способов деят-ти.Условием формирования плана культурного поведения явл. общение ребенка со взрослыми, подражание им, что способствует возникновению и развитию ВПФ. Оно возникает вначале как форма коллективного поведения, как сотрудничество со взорслыми, и тоько позднее становится внутри индивидуальными функциями ребенка. По Выготскому,обучение – движущая сила псих. развития.    Сказать о соотношении  обучения и развития. Выготский считал, что обучение должно несколько опережать развитие.   

Уровни(зоны) развития. 1.ЗАР-то, что ребенок м/т сделать самостоятельно, без помощи взрослого. 2.ЗБР-с помощью взрослого, но уже завтра сможет сделать сам. 3.ЗВР-прогнозирование психического развития.

Проблема  периодизации псих. развития:1.Периодизация развития (з.фрейд)-теория псих. сексуального развития. 2.Эриксона-теория псих. соц-го разв. 3.Пиаже-теория интелектуального развития. З.Фрейд. Истоки поведения усматриваются Фрейдом в конфликте м/у 3-мя психич-ми структурами: 1)”Оно”- руководствуется принципом удовольствия.2)”Я”-руков. принципом реальности, т.е. проявление и удовлетворение своих потребностей и желаний в соотв. с нормами и требованиями, исходящими от общества.3)”Сверх Я”-“нельзя”.Фрейд разработал концепцию псих. сексуального развития. Все стадии псих. разв. хар-ся определенным способом проявления(или не проявления).ЛИБИДО-(влечение) ч/з присуще конкретному возрасту эрогенные зоны(области тела кот. чувствительны к стимулу и на кот. в разл. момент жизни ориентировано внимание ребенка).5 стадий развития:1.Оральная (0-1) год – осн. источники удовольствия сосредоточены в зоне, связанной с кормлением.(курение, обжерство).2.Анальная (1-3) приучение к туалету и чистоплотности. Ребенок встречается с запретами, он д/н сдерживаться и контролировать свои физиологические процессы.Формируется “сверх Я”.(скупость, накопительство, скрытость, агрессия, упрямство). 3.Фаллическая (3-5) – стадия высшей детской сексуальности. “ЭДИПОВ КОМПЛЕКС“ и “КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРО”- нежная привязанность к родителям другого пола. 4.Латентный период (5-11/12)- снижение секс. интересов, и энергия ЛИБИДО переносится на социализацию школьного обучения. 5.Генитальная (12-18) -–нтерес к противоположному полу , подросток-к нормальному секс-му общению. Ч-ек приближается к зрелости, главным кретерием кот. явл. работать и любить.

Э.ЭРИКСОН. –сделал акцент на проблемах адаптации ч-ка к соц. окружению. 8 психических кризисов (стадий жизненого пути). 1.Младенчество (оральная стадия) (0-1) доверчивость или недоверчивость ко всему. 2.Ранний возраст (анальная ст.) автономия, самостоятельность, стыд, сомнение. 3.Возраст игры (фаллистич ст.) иннициативность или чувство вины. 4.Школьный возраст (латентн. период) достижение или чувство неполноценности. 5.Подростковый возраст (генитал) идентичность или спутанность ролей. 6.Ранняя взрослость-близкие отношения или изоляция. 7.Зрелость-творчество или застой. 8.Старость.

Ж.ПИАЖЕ.- основу концепции общение интелект. развитии реб. сост. процесс взаимод м/у организмом и окр. средой. Приспособление происходит с помощью 2-х межанизмов. 1)действие с новыми предметами в соотв. с уже сложившимися умениями и навыками. 2)Анкомодация- стремление изменить сами умения и навыки в соотв. с изменившимися условиями. 3 стадии интелектуального развития. 1)Сенсамоторная стадия (0-2)- становление и развитие чувствительности и двигательных структур, познание себя как субъекта действия. а)Врожденные рефлексы (0-1 мес) - сосание .б)Моторные навыки (1-4 мес) схват бутылки. в)Циркуляционные реакции (4-8 мес) –хватание погремушки. г)Координация средств и целей (8-12 мес). д)Открытие новых средств (12-18) мес подтянуть скатерть. 2)Стадия конкретных операций (2-11 лет)-действия превращаются в операции, мыслительные действия, обладающие обратимостью. а)Предоперационный уровень (2-5 лет) – усвоение языка. б)Уровень конкретных операций- эгоцентрическая речь исчезает.3)Стадия формальных операций (11-15 лет0-ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактн. понятиями, рассуждая, формируя и проверяя гипотезы.

Эльконин.Имеет теоретич фундамент: концепция культурно-исторического развития ВПФ Выготского и теория деятельности Леонтьева. В ее основе 4 критерия:1.Социальная ситуация развития(система отношений, в кот ребенок вступает в обществе) 2.Вед.вид.деят-ти(та, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психолог. изменения личности ребенка).3.Основные психологич.новообразования(способность, к-рая у ребенка в ходе вед вида деят-ти).4.Кризич(переломный момент развития, переход от одного ВВД к другому).Раннее детство:Младенчество(0-12,эмоционально-личностный,ребенок-мать,кризис новорожденности);ранний возраст(1-3,предметно-манипулятивная,ребенок-мать,родня,братьяБ кризис 1го года, овладение речью). Детство: дошкольное(3-6, игровая деят-ть,ребенок-сверстники, 3х лет кризис негативизм); младшее школьное(6-11,учеба, ученик-учитель, кризис 7 лет). Подростничество: подростковый (11-14, интимно-личностная, подросток-сверстники, кризис 11 лет); юношеский (14-18, учебно-профессиональная, юноша=сверстники,родители,кризис проф.самовыраж.) 

9.Психология  младшего школьника:  социальная ситуация  развития, ведущая деятельность, особенности развития личности и познавательной деятельности.

1-4 классы (6/7-10/11 лет).

   Поступление в школу- переломный момент в жизни  ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деят-ти, новому положению в обществе, новые взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.  Отличительная особ-ть положения школьника состоит в том, что его учеба явл-ся обязательной, общественно значимой деятельностью.

   Жизнь ученика подчинена системе строгих  правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

   Новый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель-это  не просто взрослый, носитель общественных требований к ребенку, а оценка- объективная  мера его знаний. Ребенок – учитель  становится определяющей в отношении ребенка к родителям и сверстникам. Взаимоотношения между уч-ся класса тоже сущ-но отличаются от отношений в детском саду: главным мерилом ребенка в группе сверстников становится успехи в учебе.

   Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, сущ-но меняющие мотивы его поведения, открывающие новые источники развития его познавательных сил.

   Учебная деятельность изменяет поведение младшего школьника, они становятся более  осознанными и содержательными. Изменяется эмоциональная сфера ребенка, и это изменение связано с тем, что с приходом в школу его горести и радости определяют не игра и общение с детьми, а процесс и результат учебной деятельности: оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

   Однако  потребность в игре у  младших  школьников сохраняется, но в ее характере  происходят значительные изменения: возрастает  значение игры с достижением результата, в первое время пребывания ребенка  в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения  сложной учебы деятельности является введение игровой ситуации па уроке, использование дидактических, интеллектуальных и других игр ( игра по правилам, ролевая коллективная игра ).

   Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируются более устойчивая структура мотивов в иерархии, которая мотивы учения (учебной деятельности) становятся основным.

    • Возникают в обучении и связаны  с содержанием  и формирования учебной деятельности (интерес к процессу рисования, чтения).
    • Широкие социальные мотивы, хорошо работать после окончания школы, поступить в институт.
    • узколичностные-   в них выражено стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку.

   К 3-му классу важным фактором, стимулирующие успешное обучение, становится мнение класса. У школьников появляется свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Положительные и отрицательные мотивы учения зависят настроя класса, если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то некоторые учащиеся легко поддаются этой обстановке.

   Ученикам 1–го класса трудно выделить любимый  учебный предмет. Они называют 4-5 предметов. И на первое место ставится те, которые увлекли их способом действия: чтение, математика, труд. Во 2-ом классе круг  учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к 3-му доходит до 1-2-х, причем ребят увлекает уже само содержание предмета.

   Таким образом, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и постоянная работа учителя и родителей по развитию положительных мотивов уч-ка -  важный фактор развитии личности младшего школьника.

   В младшем  школьном возрасте сущ-но развив-ся  и мотивы поведения.

    • идеалами явл-ся герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, смотрел кино. Эти  идеалы неустойчивы и быстро сменяют др. др.
    • ребенок подражает героям, но лишь внешней стороне их поступков.

   Личность  младшего школьника прояв-ся и формир-ся в общении, которое удовлетворяется  в учебной деятельности.

Информация о работе Вопросы по психологии