Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

   Важную  роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание- в школьной практике поэтому  необходимо сочетать произвольное и  непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.

   Увлеченность, характерная для  послепроизвольного внимания, связанно с активностью  деятельности, формирование которого зависит от представленности в деятельности элементов творчества. В школьной практике этому способствует проблемность обучения, использование творческих заданий и т. д.

   Важную  роль формирования вн. шк-ка является правильная и четкая организация всего учебного  процесса. Являясь одним из условий  успешности обучения, вн. в нем и  формируется.

   Особо велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Вн. уч-ся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по  содержанию и доступного для усвоения материала- важное условие обеспечения вн-ти шк-ков на уроке.

   Мобилизацмя внимания уч-ся связанна и с особенностями  речи уч-ля, ее четкостью и выразительностью, темпом. Сосредоточению  способствует оптимальная громкость голоса, ее целесообразное варьирование по ходу уроков. Важно умелое использование интонационных средств речи.

   Большое значение для поддержание внимания и воспитания привычек быть внимательным им организация урока: четкое начало занятий, наличие необходимых условий для работы. Следует выделить темп ведения урока.

   Некоторые советские психологи понимают  внимание как особое психологическое  действие контроля. Считается, что невнимательность шк-ов связанна с неполноценным формированием  функцией контроля в условиях, когда он складывается стихийно.В связи с этим задачи планомерного воспитания внимания видится как пост-ое целенаправленное  формирование автоматизированных действий умственного контроля.

Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет и возрастных, и индивидуальных особенностей внимания шк-ов. Например, недостаточная сосредоточенность в младшем школьном возрасте может быть недостаточная  интеллектуальная активность, несформированность навыков и умений в учебной деятельности. В педагогической практике следует учитывать и индивидуальные особенности внешнего проявления внимания.

Приемы развития внимания(указать различные методики). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Память. Виды памяти. Психологические  закономерности памяти. Условия успешности запоминания.

Память –  важнейшая определяющая хар-ка псих. жизни личности, форма псих. отражения  действительности, постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было не возможным если образы внешнего мира, возникающие в коре мозга исчезали бесследно.

Память –  запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение индивидуально  опыта.

Запоминание –  процесс запечатления информации.

Сохранение –  процесс удержания и переработки  информации.

Воспроизведение – узнавания или припоминания ранее воспринимаемой информации.

Различают запоминание:

Механическое  – основывается на единичных временных  связях.

Логическое –  основывается на логических связях, отражающихважные и существенные стороны и отношения объектов.

Виды памяти:

  1. по характеру псих. активности
  1. двигательная-память на движения
  1. эмоциональная – память на чувства
  2. образная – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы.
  3. словесно-логическая – на мысли, выраженные в словах
  1. по характеру целей деятельности
  1. непроизвольная – запоминание и воспроизведение в котором отсутствует спец. цель что-то запомнить или припомнить.
  2. произвольная – когда есть цель.
  1. по продолжительности закрепления и сохранения материала
  1. кратковременная – представляет начальную стадию переработки памяти человека и хар-ся немедленным запоминанием и воспроизведением, кратким сохранением.
  2. долговременная – хар-ся длительной сохранением информации после многократного его повторения и воспроизведения.
  3. оперативная – память, действующая вовремя непосредственного действия, операции.

Физиологические основы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных  связей. Этим процессам соответствуют  запечатление, сохранение, воспроизведение  и забывание.

Установление связей и структуры – основное условие успешности запоминания. Влияние характера запоминаемого материала: влияние расположения элементов в ряду, влияние степени однородности материала, влияние осмысленности материала.

Протекание процессов  запоминания, сохранения, воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Экспериментально установлено и доказано, что продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели деятельности. Характеристики этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала, а дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих целей для достижения предстоящих целей.

Т.о. образование  связей между различными представлениями определяется не тем, каков материал сам по себе, а прежде всего тем, что с ним будет делать субъект.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие  независимо от особенностей и свойств  личности. Память зависит от уровня развития личности, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Условия успешности запоминания – повторение через 15-20 мин.; через 8-9 часов; через 24 часа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Понятие  о группе. Виды  групп. Динамические  процессы в малой  группе: конформизм и групповое давление. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах, стили лидерства

Группа –  человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия  и характера совместной деятельности, особенностей организации и. Т. д.

Классификация социальных групп: условные и реальные; лабораторные и естественные; большие  и малые; стихийные и устойчивые; становящиеся и развитые.

  1. Реальные (контактные) – образуют социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятий, педагогический коллектив большой школы)
  2. Условные люди, включенные в условную группу разделены на основе некоторых признаков: классовых национальных, возрастных и др.Они могут никогда не встретится др. с др., но в связи с тем признаком на основе которых они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психические характеристики.
  3. Официальные (формальные) – люди имеют юридически фиксированные права и обязанности нормативную закрепленную структур, назначенное или избранное руководство
  4. Неофициальные (неформальные) – группы не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившиеся системой межличностных отношений (дружбы, симпатий, взаимопонимания, доверия и. Т. п.)

   Основные  проблемы психологии больших групп (нравы, обычаи, традиции; проблема соотношения  психологических характеристик  большой группыи сознания каждой отдельной личности; стихийные группы и массовые движения и др).

Малая группа –  объединение взаимодействующих  лиц, находящихся в непосредственном контакте др. с др. Малая гр. Рассматривается  преимущественно как общность, сцепленная эмоциональными связями (симпатия, антипатия)

Основные динамические процессы в малой группе: групповое давление, групповая сплоченность, лидерство.

Сплоченность  малых групп, устойчивость их структуры  против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля  руководства а также другие проблемы межличностных отношений –все это динамические процессы.

Конформизм –  в нем проявляется осознанное или неосознанное подчинение личности группе. Под влиянием давления группы 1/3 индивидов меняет свое мнение и  принимает навязанное большинством, обнаруживая нежелание высказывать и отстаивать свое мнение в условиях, когда оно не совпадало с оценками остальных.

Индивид, находясь в условиях группового давления, можно  быть либо конформистом, либо нонконформистом.

Проблема сплоченности группы имеет большую практическую значимость, прежде всего для отбора групп способных наилучшим образом решать те или иные производственные военные или учебные задачи.

Сплоченный коллектив  способен легче справляться с  трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняется как целое в различных, в том числе, неблагоприятных условиях.

В группах, достаточно долго, функционировавших на основе близких для них задач и  ценностей усиливается процесс групповой сплоченности как целостно ориентационного единства.

Сплоченность  как ЦОЕ – это харак-ка системы  внутригрупповых связей, показывающих степень совпадений оценок, установок  и позиций группы по отношению  к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наибольшем значением для группы в целом. ЦОЕ в коллективе – сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или  позиции членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.

Социометрические  исследования группвой сплоченности. РАЗРАБОТАНЫ Морено человек выбирает членов группы по разным критериям, на основании этого делают вывод  какое место он занимает в группе.Недостаток-не видно причины.

Лидерство –  естественно социально психологический  процесс, построенный на влиянии  личного авторитета группы.

Лидер – личность, за кот. Все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направления, и характер деятельности всей группы.

Лидер может  быть, а может и не быть официальным  руководителем группы оптимальным  является случай совпадения лидера и  руководителя в одном лице. Если же такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Лидер, в отличии от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижения результата.(еще есть теория черт и системная теория).

Вразличных ситуациях  могут быть различные лидеры-ситуативные.

    10 типов лидерства(по Левину):

  1. Соверен – (старший повелитель) – лидер в виде строгого, но любимого отца. Способен вытеснить или подавить отрицательные эмоции, внушает людям уверенность в себе, его уважают, любят.
  2. Вожак – в нем находят воплощение своих желаний. Личность вожака – носитель стандартов, ему стараются подражать
  3. Тиран – внушает окружающим чувство страха и повеления. Это доминирующая личность.
  4. Организатор – поддерживает «я – концепцию» члена группы, такой лидер объединяет людей и пользуется уважением.
  5. Соблазнитель –становится лидером играя на слабостях других, выступает в роли магической силы, предотвращает конфликты, его уважают. Иногда не достигает своих целей.
  6. Герой – жертвует собой ради других и проявляется чаще всего в ситуациях группового протеста, окружение на него ориентируется.
  7. Дурной пример – эмоционально заражает окружающих, выступает как источник заразительности для неконф-ой л-ти.
  8. Кумир – влечет, притягивает, его любят, боготворят, идеализируют.
  9. Козел отпущения –

   10)Изгой – антилидеры которые становятся объектом агрессивных эмоций со стороны группы. Группы часто объединяются для борьбы с антилидерами, но стоит уйти антилидерам как группа начинает распадаться.

Информация о работе Вопросы по психологии