Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

   В 1-ю  очередь для школьника значима  личность уч-ля, он для него главный и непререкаемый авторитет. В начале обучения ребенок одноклассников воспринимает также через учителя, который становится менее значимым. Устанавливаются тесные контакты с  одноклассниками, дружеские отношения становятся более глубокими и прочными, образуются малые группы.

   Учебный процесс предъявляет новые требования к восприятию школьника. Для   восприятия учебной информации необходима произвольность и осмысленность  деятельности уч-ся, им приходится воспринимать различные (эталоны) образцы, в соответствии с которыми они должны действовать.

   Вначале ребенка привлекает сам предмет, его внешние, яркие признаки. Сосредоточиться  и рассмотреть все его особенности, выделить главное,сущ-ое, дети еще не могут. Это проявляется в учебной  деятельности.

   Уже к  концу 1-го класса уч-к должен уметь  воспринимать предметы в соответствии с потребностями, возникшие в  процессе обучения.

   Память- в школе уч-ки систематически запоминают большой по объему материал, а потом  его воспроизводят. Учитель должен научить ребенка рациональным приемам запоминания.

    1. Формирование приемов осмысленного запоминания- деление на смысловые единицы, составление плана, сопоставление и соотнесение.
    2. Формирование приемов восприятия: сначала самоконтроль развит слабо, уч-к может только многократно повторять материал при заучивании. При этом он не редко не понимает, выучил урок или нет. Просит старшего проверить, как  выучил урок. В дальнейшем он пытается себя контролировать, заглянув в учебник.

   К 3-му классу соверш-ся осмыслит-я деят-ть уч-ся и материалла обобща-ся и систем-ся, что позволяет более связанно воспринимать его содержание. 

   Внимание: 1-ое время у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Возм-ти волевого управл-я вниманием  вначале этого возраста ограничены.

   Учебный материал лучше усваив-ся в совместной работе со сверстниками. Дети, работающие в классе в виде кооперации, более  успешно формир-т рефлексивные дей-я, дей-я по контролю и оценке, чем  дети, работ-е традиционно. Постепенно школьник учиться руководиться самост-но поставленной целью, т.е. произвольно внешне станов-ся ведущим.

   Развития  и другие свойства внимания: объем, распределение- у уч-ся 1-го класса. Неумение распределить внимание проявляется  во время диктантов, когда необ-мо одновременно слушать, вспоминать правила, применять их. НО уже ко 2-му классу наблюдаются заметные сдвиги в совершении этого свойства.

   На  начальном обучении  устойчивость внимания-1-2 кл.- не умеют длительно  сосредотачиваться на работе, особенно если она не интересна, однообразна. Нужно чередовать умственные занятия с занятиями по составлению схем, чертежей, делать паузы.

   Мышление  и речь: у младшего школьника ярко выражены наглядно-образный хар-р мышления. При решении задач они опираются  на реальные предметы и их изображения.

   Процесс обучения стимулирует развитие абстрактно-логического  мышления, особ-но на уроках математики, где о дей-й с конкретными  предметами ученик переходит к умственным операциям с числами.

В учении развив-ся способность к обобщению  знаний и умений, рассуждениям, выводам, умозаключениям. Обогащается и речь ребенка, увеличивается его словарный запас, уточняются значения слов, язык становится более точным и грамотным. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:  развитие и формирование всех познавательных процессов, их произвольности и осознанности: их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на самого себя в процессе учебной деятельности; развитие системы    собственных  отношений   ребенка  с окружающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10.Психология  подросткового возраста.

Подростничество занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания.

6-9кл (11/12-15/16 лет)

   Подросток  в одно и тоже время –  и ребенок, и взрослый, а точнее  сказать уже не ребенок, но  еще и не взрослый.

В этот период происходят огромные изменения в психологической сфере подростка. К ним относятся:

-возникновение  чувства взрослости – переоценивая  свои взрослые возможности, подросток  отрицает свою принадлежность  к детям и всеми средствами, пытаются утвердить свою взрослость.

-реакция эмансипации  – проявляется во взаимоотношении  со взрослыми: это стремление  к самостоятельности, желание  освободится от опеки взрослых. Подросток стремится расширить  свои права и ограничить права  взрослых в отношении его личности. Он требует, он требует чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями, интересами.

-общение со  сверстниками – ведущий вид  деятельности в подростковом  возрасте. Вхождение в группу  сверстников на правах равенства,  сотрудничества – важнейшая проблема  этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами, порождает у подростка стремление занять среди них достойное место. Группа сверстников становится ведущим результатом поведения, потерять авторитет в глазах товарища, уронить свою честь и достоинство – это для него самая большая трагедия

-возникновение  интереса к противоположному  полу – физическое и половое  развитие порождают интерес подростка   к другому полу и одновременно  усиливают внимание к свое  внешности.

-развитие самосознания  – важнейшей особенностью, личности  подростка является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязания подростка, т.е. выбор задач определенной степени трудности: если самооценка занижена, подросток стремится к решению самых легких задач, если завышенная, то он может выбрать задачу, с которой не в состоянии справиться. В обоих случаях это отрицательно сказывается не только на деятельности, но и на формирование личности.

-появление многочисленных  увлечений – хобби – реакции  часто принимают эпидемический  характер, охватывают класс, школу,  город и т.д. (коллекционирование).

-изменение в  психологии подростка – подросткам  свойственно бурное проявление  своих чувств. На малейшую не справедливость к себе они способны «взорваться», хотя потом могут пожалеть об этом, они страстно спорят, горячо реагируют на все.

В подростковом возрасте существенно перестраивается  характер учебной деятельности –  увеличивается количество учебных предметов и соответственно количество уроков в учебный день, усложняется их содержание. Кроме того увеличивается и количество преподавателей – вместо одного уже привычного учителя с классом работают 5 – 6 учителей, с разными требованиями, с разным отношением к учащимся.

-подростки могут  мыслить логически, заниматься  теоретическими рассуждениями, самоанализом, свободно размышлять на нравственные, политические и другие темы.

-подростки не  всегда умеют проявлять свое  внимание, трудности у них бывают  и с устойчивостью и с переключением внимания.

-у подростков  наблюдается большой прогресс  в запоминании словесного и  абстрактного материала. 

В тоже время  не редко запоминания вносят механический характер.

-подростки испытывают  трудности и процессе мышления. Чем еще не легко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Однако с каждым годом их способность к абстрактному мышлению возрастают и к концу нового периода дети усваивают много научных понятий, обучаясь пользоваться ими в процессе решения различных задач.

-высокая интеллектуальная  активность подростков, стимулируется  не только их возрастной любознательностью,  но и желание продемонстрировать  свои способности окружающим  и получить с их стороны  высокую оценку.

-формирование  интересов и мотивов учения связаны с удовлетворением и возрастных потребностей. Подростку нравится мыслить соображать и следовать.

-в подростковом  возрасте наиболее ярко начинают  проявляться специальные способности:  музыкальные, художественные, литературные  и т.д.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.Психология  юношеского возраста.

Если придерживаться границ, предложенных Элькониным, то старщее  подростничество-раннюю юность – рассматриваем  в пределах 14 – 17/18 (до окончания  школы). Этот возраст – начальный  этап физической зрелости, завершение полового развития. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, развивается мускулатура. Ранняя юность – ничто иное как переход от физиологической к соц. зрелости. Ее главное содержание – вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во взрослом обществе.

Ранняя юность характеризуется совершенствованием уже сформированных в подростковом возрасте психологических процессов  и функций и дальнейшим развитием  общих и специальных способностей.

Старшеклассник  может оперировать понятиями, использовать различные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки – главную мысль, делать выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания. Их привлекает сам ход анализа, способы и приемы доказательств, обоснование своей точки зрения, своей позиции. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников. Показываем интеллектуальность зрелости данного возраста является достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира, природы и общества.

Ранняя  юность является практической реализацией жизненных планов. Перед старшеклассниками встает задача самоопределения профессионального и личностного, связанного с ответами на вопросы: «Кем быть? ,Каким быть?». Выбор профессии становится психологическим центром развития старшеклассников. Учебный процесс оценивается с точки зрения полезности для будущего. К концу обучения у большинства  старшеклассников складывается решение о выборе профессии (по Л.И.Божович, - у 80%). Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими предметами. Выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Перед учащимися в процессе реализации профессионального намерения встают проблемы субъективного и объективного плана.

К проблемам  субъективного плана можно отнести  следующие:несколько профессий нравятся одновременно; на выбор профессии влияют мнения различных людей: у старшеклассника интерес к одному, родители советуют другое, друзья - третье; несоответствие между склонностями и способностями (часто наблюдается, например, при поступлении в театральные ВУЗы).

Из проблем  объективного плана можно выделить, в первую очередь:сложности трудоустройства после окончания учебного заведения; уровень материального и бытового обеспечения; несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в ВУЗ.

Старший школьный возраст – пора выработки взглядов и убеждений; формирования и мировоззрения. Для учебного процесса характерны систематизация обобщений знаний по различным предметам, овладения наиболее общими законами природы и общественной жизни. Все это приводит к формированию у учащихся:

-Обобщенной  и систематизационной научной  картины мира.

-Научного мировоззрения.

В связи  с необходимостью самоопределения  возникает потребность разобраться  в себе, найти смысл происходящего. В старшем школьном возрасти усиливается  общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, др. людям. Старшеклассники предъявляют высокие требования к моральным нравственным качествам людей. Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, Т.И. Бочкарева обнаружила стремление старших школьников к самостоятельному соотнесению себя с различными литературными персонажами (даже отрицательными), что свидетельствует о проявлении самокритичности.

Информация о работе Вопросы по психологии