Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:56, дипломная работа
Актуальность. Социально-психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.
Социально-психологический климат организации тесно связан со всеми ее прочими параметрами. Среди них важнейшими, безусловно, являются трудовая мотивация персонала.
Тест возможно испол.ьзовать в групп.овом вари.анте, как в соч.етании с другими тес.тами, так и отд.ельно. Затр.аты вре.мени - не более 15-20 мин.
Для оценки пра.вдивости выска.зываний испыт.уемых в опросники нередко включают так назыв.аемые шкалы лжи.вости или шкалы стремл.ения к одобрению. Ниже приво.дится один из вари.антов такой шкалы, разра.ботанной Д. Марлоу и Д. Крауном.
Инстру.кция: «Внима.тельно проч.итайте каждое из приве.денных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соо.тветствует особенностям Вашего поведения, то напи.шите «да», если же оно неверно, то - «нет»».
1. Я внимат.ельно читаю каждую книгу, прежде чем вер.нуть ее в библ.иотеку.
2. Я не исп.ытываю колеб.аний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимат.ельно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за сто.лом так же, как в стол.овой.
5. Я нико.гда ни к кому не испыт.ывал антипатии.
6. Был случай, когда я бр.осил что-то делать, пот.ому что не был уверен в своих силах.
7. Ино.гда я люблю позлос.ловить об отсутст.вующих.
8. Я всегда внимат.ельно слушаю соб.еседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я прид.умал вескую причину, чтобы оправ.д.аться.
10. Случ.алось, я пользо.вался опло.шностью человека.
11. Я вс.егда охотно призн.аю свои ошибки.
12. И.ногда вместо того, чтобы про.стить челове.ка, я стараюсь отпл.атить ему тем же.
13. Были случаи, когда я нас.таивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не во.зникает внутр.еннего прот.еста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня ник.огда не возн.икает досады, когда выск.азывают мнение, противоп.оложное моему.
16. Перед длите.льной поездкой я всегда тщат.ельно прод.умываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я зави.до.вал удаче других.
18. Иногда меня раздр.ажают люди, которые обращ.аются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприя.тности, я иногда думаю, что они пол.учили по заслугам.
20. Я ник.огда с улыбкой не говорил непри.ятных вещей.
Ключ для обработки резуль.татов опроса: ответы «Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий ито.говый показ.атель «мотив.ации одобрения» по шкале получают суммир.ованием всех «рабо.тающих» вопро.сов. Чем выше итоговый показатель, тем выше моти.вация одобр.ения и тем, следовательно, выше гото.вность человека пред.ставить себя перед другими как полно.стью соот.ветствующего социальным нормам. Низкие показ.атели могут свидет.ельствовать как о непр.инятии тради.ционных норм, так и об излишней треб.овательности к себе.
Результаты исследования:
№ испытуемого |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
0 |
5 |
8 |
8 |
9 | |
1 |
7 |
8 |
9 |
5 | |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 | |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 | |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 | |
2 |
6 |
9 |
9 |
4 | |
5 |
7 |
5 |
8 |
5 | |
5 |
1 |
9 |
10 |
5 | |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 | |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 | |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 | |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 | |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 | |
4 |
6 |
4 |
6 |
10 | |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 | |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 | |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 | |
2 |
6 |
9 |
9 |
4 | |
5 |
7 |
5 |
8 |
5 | |
5 |
1 |
9 |
10 |
5 | |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 | |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 | |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 | |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 | |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 | |
4 |
6 |
4 |
6 |
10 | |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 | |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 | |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 | |
2 |
6 |
9 |
9 |
4 | |
5 |
7 |
5 |
8 |
5 | |
5 |
1 |
9 |
10 |
5 | |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 | |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 | |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 | |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 | |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 | |
4 |
6 |
4 |
6 |
10 | |
1 |
6 |
6 |
10 |
7 | |
2 |
4 |
8 |
11 |
5 | |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 | |
3 |
10 |
4 |
8 |
5 |
№ испытуемого |
Мотивация одобрения (баллы) |
10 | |
14 | |
13 | |
14 | |
16 | |
18 | |
9 | |
14 | |
13 | |
15 | |
16 | |
9 | |
9 | |
8 | |
13 | |
14 | |
16 | |
18 | |
9 | |
14 | |
13 | |
15 | |
16 | |
9 | |
9 | |
8 | |
13 | |
14 | |
16 | |
18 | |
9 | |
14 | |
13 | |
15 | |
16 | |
9 | |
9 | |
8 | |
15 | |
16 | |
9 | |
9 | |
8 |
№ п/п |
Стратегия избегания, баллы |
Стремление к одобрению, баллы |
Ранги по стратегии избегания |
Ранги по стремлению к одобрению |
Разность рангов, d |
d2 |
8 |
10 |
4 |
5 |
1 |
1 | |
9 |
14 |
6,5 |
9 |
2,5 |
6,25 | |
11 |
13 |
12,5 |
6,5 |
-6 |
36 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
16 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 | |
9 |
18 |
6,5 |
14 |
7,5 |
56,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
13 |
9,5 |
6,5 |
-3 |
9 | |
11 |
15 |
12,5 |
11 |
-1,5 |
2,25 | |
12 |
16 |
14 |
12,5 |
-1,5 |
2,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
6 |
9 |
1,5 |
3 |
1,5 |
2,25 | |
6 |
8 |
1,5 |
1 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
16 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 | |
9 |
18 |
6,5 |
14 |
7,5 |
56,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
13 |
9,5 |
6,5 |
-3 |
9 | |
11 |
15 |
12,5 |
11 |
-1,5 |
2,25 | |
12 |
16 |
14 |
12,5 |
-1,5 |
2,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
6 |
9 |
1,5 |
3 |
1,5 |
2,25 | |
6 |
8 |
1,5 |
1 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
16 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 | |
9 |
18 |
6,5 |
14 |
7,5 |
56,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
13 |
9,5 |
6,5 |
-3 |
9 | |
11 |
15 |
12,5 |
11 |
-1,5 |
2,25 | |
12 |
16 |
14 |
12,5 |
-1,5 |
2,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
6 |
9 |
1,5 |
3 |
1,5 |
2,25 | |
6 |
8 |
1,5 |
1 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
16 |
9,5 |
12,5 |
3 |
9 | |
9 |
18 |
6,5 |
14 |
7,5 |
56,25 | |
8 |
9 |
4 |
3 |
-1 |
1 | |
10 |
14 |
9,5 |
9 |
-0,5 |
0,25 | |
10 |
13 |
9,5 |
6,5 |
-3 |
9 |
1 Семикова, Н.С. Методы изучения социальной среды организации [Текст] / Н.С. Семикова // Управление персоналом. – 2007. – №6. – С. 15.
2 Неймер, Ю.Л. Из стабильности в кризис: исследования и публикации социолога в СССР, Украине и США [Текст] / Ю.Л. Неймер. – М.: КнаРус, 2004. – С. 240.
3 Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс] / Психология и педагогика. – М.: Интерсофт, 2006. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru.
4 Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии [Текст] / Е.С. Кузьмин. – М.: Прогресс, 2000. – С. 82.
5 Кондратьева, М.Ю. Социальная психология. Словарь [Текст] / М.Ю. Кондратьева; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 98.
6 Социально-психологический климат [Электронный ресурс] / Краткий экономический словарь. – М.: Интерсофт, 2005. – Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru.
7 Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 86-87.
8 Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях [Текст] / Ю.П. Платонов. – М.: Речь, 2007. – С. 23.
9 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] учеб. пособие / Я.Л. Коломенский. – М.: ТетраСистемс, 2000. – С. 102-103.
10 Галкина, Т. Организационные изменения: чем может помочь организационная культура [Текст] / Т. Галкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009. – №3. – С. 18.
11 Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский. – М.: Прогресс, 2000. – С. 56-67.
12 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] учеб. пособие / Я.Л. Коломенский. – М.: ТетраСистемс, 2000. – С. 105.
13 Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 101.
14 Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект [Текст] / Ю.П. Платонов. – М.: Мысль, 2002. – С. 48-49.
15 Снежко, С. Неформальное отношение персонала [Текст] / С. Снежко // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №10. – С. 5.
16 Снежко, С. Неформальное отношение персонала [Текст] / С. Снежко // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №10. – С. 6-7.
17 Снежко, С. Неформальное отношение персонала [Текст] / С. Снежко // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №10. – С. 8.
18 Коновалова, В. Конфликты в организации: старые и новые проблемы [Текст] / В. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №7. – С. 13-14.
19 Ветошкина, Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала [Текст] / Т. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – №9. – С. 12.
20 Фатеев, Н.М. Психолого-педагогическая подготовка руководителей – предпосылка создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе [Текст] / Н.М. Фатеев. – М.: Мысль, 2000. – 116 с.