Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:56, дипломная работа
Актуальность. Социально-психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.
Социально-психологический климат организации тесно связан со всеми ее прочими параметрами. Среди них важнейшими, безусловно, являются трудовая мотивация персонала.
Описание используемых методов и методик
В рамках метода тестирования были применены две методики:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.(Приложение 1)
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике
по выявлению типичных форм поведения
К. Томас описывает каждый из пяти
перечисленных возможных
2. Методика диа.гностики самооценки моти.вации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна .(Приложение 2)
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Учительская профессия - особая профессия, прежде всего в том, что ее объектом и продуктом педагогической деятельности является человек, духовность растущего человека, его внутренний мир.
Педагогический труд
характеризуется как
1) педагогический труд состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств;
2) педагогический труд - это процесс взаимодействия между учителем и учащимися;
3) в педагогическом труде различают объект труда и субъект труда, но учащийся выступает здесь не только объектом, но и субъектом, т.к. он является не пассивным созерцателем педагогического процесса, а активным его участником.
Процесс обучения и воспитания преобразует не только учащихся, но и самого педагога, воздействуя на него как личность. Важнейшая особенность педагогического труда в том, что это процесс взаимодействия людей.
В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда - человек. В педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений.
Деятельность педагога
всегда высоко ценилась в обществе,
в настоящее время важность педагогической
профессии все более
Виды педагогической деятельности:
1. воспитательная работа (направлена на организацию воспитательной среды и управление деятельностью учащихся с целью решения задач гармонии развития);
2. преподавание - вид воспитательной деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учащихся.
Это 2 стороны одного процесса - педагогического (таблица).
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Учителя нового типа должно характеризовать:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
1. Собрания и планерки
Немаловажным фактором, обеспечивающим психологический комфорт внутри подразделения, являются встречи членов коллектива и их контакты между собой. Одной из форм таких контактов являются собрания и планерки, посвященные решению текущих вопросов. Задачей руководства в этом случае является обеспечение как можно более тесного взаимодействия сотрудников подразделений, которое одновременно способствует и сближению сотрудников, и оперативному решению возникающих проблем.
Кроме того, эффективно проведенное деловое совещание создает у работников определенный позитивный настрой, который нацеливает их на достижение высоких результатов. Четко обозначенные задания на текущий день, разъясненные со всеми нюансами способы их выполнения сами по себе, без всяких дополнительных призывов и подстегиваний обеспечивают в коллективе бодрое деловое настроение.
2. Корпоративные мероприятия
Трудно переоценить значение корпоративных мероприятий для формирования позитивного психологического климата. Традиция совместно отмечать праздники как нельзя лучше сближает сотрудников и способствует возникновению между ними дружеских доверительных отношений. Хорошо, если предприятие имеет свои фирменные знаменательные даты (день основания, открытие нового производства, филиала и т.д.), которые позволяют его работникам осознавать свою причастность к действительно серьезному и важному делу.
Общение сотрудников организации благоприятно сказывается на ее психологическом климате и мотивации трудовой деятельности.
3. Информационный обмен
Для улучшения внутреннего климата в организации большое значение имеют беспрепятственный обмен информацией и доступность руководства. Эффективно налаженные коммуникации помогают устранить множество потенциальных проблем, связанных с непониманием или различиями в трактовке тех или иных информационных сообщений. Они предупреждают распространение слухов и сплетен, которые негативно влияют на психологический настрой работников и общую обстановку внутри организации.
Открытость руководства и его готовность к контактам поддерживает у сотрудников уверенность в том, что в критической ситуации они не останутся один на один со своими проблемами. Кроме того, внимание к предложениям подчиненных зачастую оказывается полезным и для самого руководства, поскольку такие предложения могут указать более эффективные способы достижения целей или новые направления развития.
4. Поощрять работу сотрудников.
Психологический портрет сотрудника учреждения
Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов.
Умение переводить абстрактные понятия в практическое воплощение (качество, необходимое руководителю).
Склонность к самостоятельным оригинальным решениям. Гармоничность развития интеллекта.
Генетическая эмоциональная
стабильность, высоко развитый контроль
эмоций и поведения, выраженный волевой
компонент и саморегуляция
Запрограммированная эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.
Независимость характера, открытость, дипломатичность по отношению к людям, принятие общепринятых правил и норм, развитое чувство долга и ответственности. Подчинение требованиям и мнению группы, способность к принятию самостоятельных и оригинальных решений как в интеллектуальных, так и в житейских ситуациях.
Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия.
Было проведено
В результате проведенного
корреляционного анализа была обнаружена
взаимосвязь между выбором стра
Исследование показывает, что коллектив это сложная функционирующая система взаимоотношений, в которых каждый сотрудник играет важную роль. И личностные характеристики каждого человека в данном случае очень важны.
Степень развитости коллектива напрямую зависит от личностных качеств его сотрудников. Проанализировав проявляющиеся акцентуации характера, было выявлено, что в большинстве своем сотрудники очень целеустремленные, энергичные, аккуратные и организованные, но при этом ответственность в данном коллективе развита меньше всего. Зато сам коллектив очень сплоченный и открыт для контакта. Также в результате корреляционного анализа было выявлено, что уровень агрессивности сотрудников влияет, не только на их статусное положение в группе и взаимоотношения с коллективом, но и на определенные виды отношений, например, такие как ответственность и коллективизм. То есть чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень коллективизма и ответственности.
Акцентуации характера являются формирующим фактором статусного положения человека в коллективе. Чем благоприятнее и более гармонично развит психотип личности, тем более популярен он в группе. Например, в данном коллективе 6 «звезд», у которых отсутствует ярко выраженная акцентуация характера, что говорит о том, что они гармонично развитые личности.
Практическое значение результатов состоит в том, что на их основе представляется возможным психологическое сопровождение практическими советами с целью коррекции негативных проявлений взаимоотношений людей, в частности отрицательных черт типов акцентуаций характера. Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке коррекционной программы и психотехнических упражнений, которые помогут человеку в значительной степени смягчить проявления отрицательных черт психотипа.
Исследование показывает, что коллектив это сложная функционирующая система взаимоотношений, в которых каждый сотрудник играет важную роль. И личностные характеристики каждого человека в данном случае очень важны.
Степень развитости коллектива напрямую зависит от личностных качеств его сотрудников. Проанализировав проявляющиеся акцентуации характера, было выявлено, что в большинстве своем сотрудники очень целеустремленные, энергичные, аккуратные и организованные, но при этом ответственность в данном коллективе развита меньше всего. Зато сам коллектив очень сплоченный и открыт для контакта. Также в результате корреляционного анализа было выявлено, что уровень агрессивности сотрудников влияет, не только на их статусное положение в группе и взаимоотношения с коллективом, но и на определенные виды отношений, например, такие как ответственность и коллективизм. То есть чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень коллективизма и ответственности.
Акцентуации характера являются формирующим фактором статусного положения человека в коллективе. Чем благоприятнее и более гармонично развит психотип личности, тем более популярен он в группе. Например, в данном коллективе 6 «звезд», у которых отсутствует ярко выраженная акцентуация характера, что говорит о том, что они гармонично развитые личности.
Практическое значение результатов состоит в том, что на их основе представляется возможным психологическое сопровождение практическими советами с целью коррекции негативных проявлений взаимоотношений людей, в частности отрицательных черт типов акцентуаций характера. Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке коррекционной программы и психотехнических упражнений, которые помогут человеку в значительной степени смягчить проявления отрицательных черт психотипа.