Мониторинг одного из районов города Нижнего Новгорода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание

Система государственного кадастра застроенных территорий представляет собой единую технологическую, межведомственную систему учета, регистрации и оценки недвижимого имущества, а также специализированную информациионно-кадастровую систему упорядоченных сведений о правовом, экономическом, хозяйственном, пространственно-территориальном и ином положении объектов недвижимости включая земельные участки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...9
1 Мониторинг городской территории и его нормативно-правовая база………………...11
1.1 Городские земли как объект мониторинга…………………………………………...11
1.2 Мониторинг городских земель………………………………………………………..20
1.3 Краткие выводы по мониторингу городских земель………………………………..25
2 Нижегородский район как объект исследования………………………………………..26
2.1 Общие сведения о Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода………………..27
2.2 Характеристика природно-климатических условий исследуемой территорий…...30
2.2.1 Температурный режим…………………………………………………………...30
2.2.2 Ветровой режим…………………………………………………………………..32
2.3 Основные этапы застройки Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……..33
2.4 Транспортные связи Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……………..39
2.5 Краткие выводы по второй главе……………………………………………………..41
3 Мониторинг территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……………42
3.1 Анализ исторического развития городской территории……………………………42
3.2 Нижегородский район сегодня и завтра……………………………………………...51
3.3 Исследовательские мероприятия при оформлении земельных отношений……….56
3.4 Повышение эффективности использования земель…………………………………59
3.5 Краткие выводы по третьей главе…………………………………………………….63
4 Экология Нижегородского района……………………………………………………….64
4.1 Охрана окружающей среды и основные факторы, влияющие на
ее загрязнения……………………………………………………………………………...64
4.2 Общие сведения о гидрографической сети Нижегородского района……………...69
4.3 Санитарно-защитные зоны предприятий Нижегородского района………………...71
4.4 Оценка степени антропогенного воздействия на исследуемую территорию……...73
4.5 Предложения по улучшению санитарно-экологической ситуации на
исследуемой территории…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………………...78
Библиографический список……………………………………………………………80
Приложения………………………………………………………………………………...83
Приложение А – карта-схема территории города Нижнего Новгорода
1850 г. (уменьшенная копия графического листа).……………………………………….83
Приложение Б – карта-схема территории города Нижнего Новгорода
1896 г. (уменьшенная копия графического листа).……………………………………….84
Приложение В – карта-схема градостроительного зонирования территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода (уменьшенная копия графического листа)..……………………………………………………………………….85
Приложение Г – карта-схема водоохранных зон (уменьшенная копия
графического листа)..……………………………………………………………………….86

Работа состоит из  1 файл

Diplom.docx

— 4.38 Мб (Скачать документ)

Кадастровый квартал включает в  себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории [7].

В процессе кадастрового деления кадастровым  кварталам присваиваются кадастровые  номера.

Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом  округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

Кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые  кварталы осуществляет территориальный  орган Росземкадастра на основании  разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий.

Изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с рассматриваемыми Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Росземкадастром [7].

    1. Мониторинг городских земель

Мониторинг городских  земель регламентируется ст. 67 ЗК РФ, в  соответствии с которой государственный  мониторинг земель представляет собой  систему наблюдений за состоянием земель. Объектом государственного мониторинга  земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются [2]:

  1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России [6].

Современные условия управления землепользованием в городах  характеризуются переходом к  правовым и экономическим способам регулирования земельных отношений, повышением внимания к экологическим  проблемам землепользования. Поэтому  возрастает роль мониторинга городских  земель, который является системой мероприятий по наблюдению за состоянием городского земельного фонда для  своевременного предупреждения и устранения последствий негативных процессов  в городской среде. К мониторингу  городских земель можно отнести  систематические наблюдения всех процессов  в городской среде, которые оказывают  влияние на стоимость городских  земель.

В городе земля должна рассматриваться  не только как плоскость, но и как  сумма некоторых подземных и  надземных территорий. Поэтому здесь  неизмеримо выше степень техногенного и антропогенного воздействия на все категории земель. Если земли  города рассматривать как объект управления, то конечной целью мониторинга  земель является сбор и постоянная актуализация информации для принятия управленческого решения. Воздействие  на объект управления осуществляется при помощи обратной связи, посредством  службы сбора земельных платежей с помощью государственной земельной  инспекции или других территориальных  органов земельного комитета [12, с. 73-74].

Объектом мониторинга городских земель является городской земельный фонд (с учетом наземных, надземных и подземных объектов) независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования.

Цели мониторинга городских земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель [24].

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг городских земель подразделяется на региональный (охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами) и локальный (ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов).

К городам различного ранга (по площади, численности населения, структуре  производства) следует подходить  дифференцированно. Для небольших  городов нужно выделять следующие  уровни мониторинга земель: локальный местный (охватывающий площадь в пределах городской черты) и локальный детальный (в границах отдельных землевладений и землепользований) [12, с. 75].

Мониторинг городских земель включает в себя [6]:

     а)  сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

    б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного  состояния земель с учетом воздействия  природных и антропогенных факторов.

По мнению Меденцова А.С., мониторинг земель проводится в соответствии со следующими принципами [24]:

  • достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
  • единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель;
  • экономичность и эффективность;
  • взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;
  • централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;
  • наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга  земель охватывает широкий круг действий. Это комплексные наблюдения, обследования и характеристики природных ландшафтов, состояния почв, состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, динамики процессов подтопления, заболачивания, осушения, нарушения почвенного покрова, вызванные криогенными процессами, состояние растительности, состояние эрозионных процессов, заражения и загрязнения земель. Результаты мониторинга должны выражаться точными количественными и качественными показателями [17, с. 140].

Разнообразные параметры  и показатели мониторинга определяются с различной периодичностью, зависящей  от характера конкретных наблюдений.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности  проведения делятся на: базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга); периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более); оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) [6].

Для получения необходимой информации при осуществлении мониторинга городских земель основными методами являются [12, с. 75]:

  • дистанционное зондирование;
  • наземные специальные съемки и наблюдения (в том числе с применением геодезических приборов);
  • современный и ретроспективный анализ данных, получаемых в результате инвентаризации земель, проверок, обследований, контрольно-ревизионной работы.

На основе мониторинга проводится оценка состояния среды жизни города, которая включает в себя оценку следующих сред и факторов [25]:

  • воздушного бассейна (выявление опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических факторов района или города);
  • водных объектов (выявление источников загрязнения; оценка возможности использования воды для питьевого и технического водоснабжения, орошения, рыболовства, судоходства, выработки электроэнергии и др.; определение расхода воды; оценка санитарно-гигиенического состояния подземных вод, осадков, стоков);
  • геологической среды и нарушенности территорий (выявление инженерно-геологических особенностей пород, геологических процессов, связанных с рельефом, гидрогеологическими и ландшафтно-климатическими условиями; выявление нарушенных территорий и оценка их развития);
  • почв (оценка санитарно-гигиенического состояния, нарушенности в результате эрозии и др.; выявление химического или бактериологического загрязнения);
  • растительного мира (оценка качества озелененных территорий, формирования ландшафта; экологические критерии – возможность деградации озеленения, защитная роль, рациональное соотношение озелененных и застроенных территорий и др.; санитарно-гигиенические критерии – оздоровление атмосферы и улучшение микроклимата, шумозащищенность и др., эстетические критерии);
  • животного мира (оценка видового состава, тенденции его изменения под влиянием антропогенных нагрузок, необходимости охраны редких животных, выявление причин деградации);
  • шумового режима территории (выявление источников шума, получение их акустических характеристик; создание карт расчетных уровней шума);
  • вибрационного (транспорт, оборудование и др.), электромагнитного (радио- и телестанции, радиолокаторы, генераторы и др.), температурного (ТЭЦ, промышленные предприятия и др.) полей и их воздействий на среду.

Оценка указанных факторов окружающей среды, производимая на основе мониторинга, служит не только для принятия мер по предотвращению недопустимых загрязнений, но и для учета этих факторов при проектировании.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются  и передаются на хранение в государственный  фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов  и рекомендаций, касающихся особо  опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями  Федеральной службы земельного кадастра России и других федеральных органов  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления [6].

Информационные ресурсы, формируемые с использованием данных, являются централизованными ресурсами  и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной  политики в сфере земельных отношений  и использовании земель.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных  ресурсов с использованием современных  информационных технологий являются:

  • информация о границах участков, полигонов, контуров, их площади, состоянии, виде разрешенного использования, потенциальной продуктивности;
  • информация о землях, выведенных из оборота, включающие границы, площади, год последнего использования в обороте;
  • информация о землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений;
  • информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характерные морфологические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность и т. д., а также их характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу.

Федеральная служба земельного кадастра России, ее территориальные  органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей  во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании  земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральной службой  земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство  Российской Федерации; используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан [6].

В настоящее время ведется активная работа по формированию новой нормативной базы в области земельных отношений, являющейся внешней средой для мониторинга земель как научной дисциплины [12, с. 76].

1.3 Краткие выводы  по мониторингу городских земель

По итогам проделанной  работы можно сделать следующие  выводы: мониторинг городских земель рассматривается как комплексное явление – это и система научно-производственной деятельности по получению информационных ресурсов, и сама информационная система по характеристике состояния земель. Информационные фонды мониторинга земель в совокупности с фондами государственного земельного кадастра являются основой для управления земельными ресурсами.

Мониторинг земель представляет собой сложный синтез определенных разделов, часто далеких друг от друга дисциплин (архитектура и градостроительство, медицина, почвоведение, экология и др.), опирающийся на оригинальные методы исследований.

       В мониторинге земель ключевой задачей является анализ и оценка негативных процессов на землях. Часто требуется оценить роль реальных и возможных в будущем ущербов от негативных процессов, снижающих качественные характеристики рельефа, почв и других компонентов земель. Негативные процессы на городских землях могут сильно влиять на их состояние, существенно снижая их качество. Оценка ущербов, вызываемых негативными процессами, причиняемых городу отрицательным влиянием деятельности предприятий организаций и отдельных лиц, а также нарушениями земельного законодательства, занимает важное место в практике городского землепользования.

2 Нижегородский  район как объект исследования

2.1 Общие сведения  о Нижегородском районе г. Нижнего  Новгорода

Нижний Новгород – город в России, административный центр Нижегородской области, центр и крупнейший город Приволжского федерального округа. Расположен при слиянии двух крупнейших водных путей Европейской части России – рек Волги и Оки. Город разделяется Окой на две части: восточную возвышенную «нагорную» и западную низинную «заречную».

Нижний Новгород – пятый по численности населения город России с населением приблизительно 1 млн. 300 тыс. человек, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. Известен как крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий.

Нижний Новгород граничит с Бором на севере, Кстовским районом  на юго-востоке, Богородским районом  на юге, Дзержинским на западе и Балахнинским районом на северо-западе.

Город Нижний Новгород делится  на 8 районов: Автозаводский, Канавинский, Ленинский, Московский, Нижегородский, Приокский, Советский и Сормовский. Формирование современной административной структуры было завершено в 1970 году, когда были созданы современные Московский, Нижегородский и Советский районы [27].

Информация о работе Мониторинг одного из районов города Нижнего Новгорода