Мониторинг одного из районов города Нижнего Новгорода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание

Система государственного кадастра застроенных территорий представляет собой единую технологическую, межведомственную систему учета, регистрации и оценки недвижимого имущества, а также специализированную информациионно-кадастровую систему упорядоченных сведений о правовом, экономическом, хозяйственном, пространственно-территориальном и ином положении объектов недвижимости включая земельные участки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...9
1 Мониторинг городской территории и его нормативно-правовая база………………...11
1.1 Городские земли как объект мониторинга…………………………………………...11
1.2 Мониторинг городских земель………………………………………………………..20
1.3 Краткие выводы по мониторингу городских земель………………………………..25
2 Нижегородский район как объект исследования………………………………………..26
2.1 Общие сведения о Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода………………..27
2.2 Характеристика природно-климатических условий исследуемой территорий…...30
2.2.1 Температурный режим…………………………………………………………...30
2.2.2 Ветровой режим…………………………………………………………………..32
2.3 Основные этапы застройки Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……..33
2.4 Транспортные связи Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……………..39
2.5 Краткие выводы по второй главе……………………………………………………..41
3 Мониторинг территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода……………42
3.1 Анализ исторического развития городской территории……………………………42
3.2 Нижегородский район сегодня и завтра……………………………………………...51
3.3 Исследовательские мероприятия при оформлении земельных отношений……….56
3.4 Повышение эффективности использования земель…………………………………59
3.5 Краткие выводы по третьей главе…………………………………………………….63
4 Экология Нижегородского района……………………………………………………….64
4.1 Охрана окружающей среды и основные факторы, влияющие на
ее загрязнения……………………………………………………………………………...64
4.2 Общие сведения о гидрографической сети Нижегородского района……………...69
4.3 Санитарно-защитные зоны предприятий Нижегородского района………………...71
4.4 Оценка степени антропогенного воздействия на исследуемую территорию……...73
4.5 Предложения по улучшению санитарно-экологической ситуации на
исследуемой территории…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………………...78
Библиографический список……………………………………………………………80
Приложения………………………………………………………………………………...83
Приложение А – карта-схема территории города Нижнего Новгорода
1850 г. (уменьшенная копия графического листа).……………………………………….83
Приложение Б – карта-схема территории города Нижнего Новгорода
1896 г. (уменьшенная копия графического листа).……………………………………….84
Приложение В – карта-схема градостроительного зонирования территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода (уменьшенная копия графического листа)..……………………………………………………………………….85
Приложение Г – карта-схема водоохранных зон (уменьшенная копия
графического листа)..……………………………………………………………………….86

Работа состоит из  1 файл

Diplom.docx

— 4.38 Мб (Скачать документ)

В послевоенные годы численность  населения города продолжала увеличиваться. В 1949 г. в городе Горьком было 705 тыс. жителей, в 1959 г. – 944 тыс. жителей, в 1969 г. – 1147 тыс. жителей, в 1991 г. – 1456 тыс. жителей. До 1956 г. в городе имелось 11 административных районов, после 1970 г. их стало 8.

С середины 1950-х годов  начался новый этап в развитии архитектуры города. Развернулось массовое индустриальное жилищное и культурно-бытовое  строительство. Появились первые микрорайоны. Типовые многоэтажные здания активно  вторглись в городской центр, что привело к невосполнимым  утратам его исторического облика [15].

С конца 1980-х годов ситуация в архитектуре стала меняться к лучшему. С постройкой гостиницы  «Октябрьская» на верхневолжской набережной (архитекторы А.Е. Харитонов, В.А. Коваленко, А.Л. Гельфонд) в город вернулась архитектура (Рисунок 2.5).

В 1990-е годы в городе, возвратившем свое историческое название, стало  развиваться индивидуальное проектирование, наметился средовой подход в архитектурном  творчестве. Лидером самобытной архитектурной школы стал А.Е. Харитонов, талантливый зодчий, главный архитектор города с 1992 по 1999 год.

Рисунок 2.5 – Гостиница  «Октябрьская», Верхневолжская набережная, 9а

На рубеже XX и XXI веков началась реконструкция исторического центра Нижнего Новгорода. Появились невысокие здания оригинальной архитектуры. Нижегородские архитекторы вели поиски образной выразительности застройки, обращаясь к историческим стилизациям и местным ретроспективным традициям. Проекты отдельных зданий, построенных в этот период, удостоены Государственных премий России в области архитектуры [15].

Несколько позднее влияние  историзма в зодчестве ослабевает. На смену пришла архитектура модернизма, ярким примером которого стало административное здание банка «Гарантия», отличающееся динамичными формами, напоминающий корабль, устремившийся в будущее (Рисунок 2.6)

В 2001 году золотым дипломом международного фестиваля «зодчество»  отмечено административно-торговое здание на ул. Октябрьской («Айсберг») (Рисунок 2.7). Здание признано одним из лучших в российском зодчестве конца XX века и вошло в постоянную экспозицию Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.

Рисунок 2.6 – Банк «Гарантия», ул. Малая Покровская,7

Следующим шагом в развитии нижегородской архитектуры стало  строительство крупного торгового  центра «Этажи» на ул. Белинского (Рисунок 2.8). Это неомодернистское сооружение удостоено золотой медали на международной триеннале в Софии в 2003 году.

В 2007 году была полностью  завершена реконструкция пешеходной улицы города Большой Покровской [15, с. 16-17].

В конце XX начале XXI века район  украсили современные офисные и  жилые здания необычной архитектуры, восстановлены многие соборы и храмы, появились новые видовые места  на набережной Федоровского, реконструированы скверы на Черном пруду и на площади  Свободы.

В планах развития Нижегородского района пуск метро в верхнюю часть  города со станциями «Горьковская», «Оперный театр», «Сенная»; строительство  Октябрьского бульвара, реконструкция  парка им. Кулибина, сквера на ул. Звездинка, строительство моста через Волгу, на берегу Гребного канала должен появиться общегородской развлекательно-спортивный центр [21].

Рисунок 2.7 – «Айсберг»  административно-торговое здание, ул. Октябрьская, 33

Планируется завершить реконструкцию  и реставрацию ансамбля Нижегородского кремля. Нижегородский кремль –  каменная крепость, рассчитанная на применение артиллерией, обладавшая совершенной  для своего времени организацией огневой системы и устройствами, обеспечивавшими высокую активность обороняющихся. Башни выступают  вперед за линию стен, благодаря  чему создается большое число  огневых точек флангового (бокового) огня, надежно защищающие стены и  в то же время укрывающих защитников от прямого обстрела врага.

В середине XVII века Нижегородский кремль потерял свое оборонительное значение, а его башни стали использоваться для хозяйственных и прочих нужд.

В первой половине XIX века территория кремля сильно меняется: сносятся частные дома, строятся здания Арсенала и дворец военного губернатора, разбиваются Губернаторские и Мининские сады, закладываются старинные ворота в ряде башен, пробиваются новые «проломы» в стенах, засыпается ров у южных стен кремля. В 1895 году проводится так называемая реставрация Дмитровской башни, приспособленной под художественно-исторический музей.

Рисунок 2.8 – Торговый центр  «Этажи», ул. Белинского, 63

В советское время Нижегородский  кремль пережил немало: были снесены  Спасо-Преображенский кафедральный собор, Успенская церковь, церковь Симеона  Столпника, а на их месте выстроены  административные здания. Кремль бессистемно  заселялся различными учреждениями и потерял свою роль духовного  центра. Более того, перед зданием  Дома Советов планировалось сооружение гигантской площади для проведения митингов и демонстраций, для чего предполагалось снести всю часть  кремля, обращенную к Советской площади (площадь Минина и Пожарского). Многие стены и башни кремля находились в послевоенные годы в полуразрушенном  состоянии [15, с. 22-24].

Научная реставрация кремля началась в 1949 году, а с 1951 года ее возглавил С.Л. Агафонов, являющийся автором проекта и научным руководителем всех работ. В то время, когда зодчий-реставратор приступил к восстановлению памятника, обобщающие труды по русским средневековым крепостям еще отсутствовали, и С.Л. Агафонов самостоятельно занимался научным исследованием других существующих оборонительных сооружений древнерусского зодчества во многих городах России. Он также досконально изучил средневековые крепости Италии и ряда городов Европы, их историю, планировочную структуру, композиционные особенности, архитектуру, системы фортификации, средневековое оружие. Это позволило ученому компетентно подойти к проблемам реставрации Нижегородского кремля. В частности, он первым наглядно изобразил на чертежах принципы устройства подъемных мостов, опускных решеток и воротных камер в проездных башнях кремля. На протяжении почти полувека С.Л. Агафонов вел одну из сложнейших и масштабных реставрационных работ – воссоздание первоначального облика уникального сооружения [13, с. 10-11].

Нижний Новгород живет  и развивается. И с каждым годом  нижегородские архитекторы вписывают  все новые страницы в его каменную летопись [15, с. 17].

2.4 Транспортные  связи Нижегородского района г. Нижнего Новгорода

Транспортная система  города начала складываться немногим более сотни лет назад –  одна из первых в России.

В 1896 году к открытию Всероссийской  промышленной и художественной выставки по улицам города впервые пробежал трамвайный вагон. 9 (21) июня 1896 года была открыта транспортная система фирмы «Р.К. фон Гартман и К», состоявшая из двух трамвайных линий, конечные станции которых соединялись фуникулерами. Верхняя станция Кремлевского фуникулера, частично подходившего в тоннеле под кремлевской стеной, располагалась в районе современного здания филармонии, а нижняя – на Скобе, в начале Ивановского съезда. Остатки фуникулера сохранились на участке между Часовой и Северными башнями кремля. Верхняя станция Похвалинского фуникулера находилась возле Смирновского сада (район современной гостиницы «Нижегородская»), а нижняя – на площади перед плашкоутным мостом, в начале Рождественской улицы.

Верхняя, протяженностью 3,7 км (кремль – Благовещенская пл. –  Большая Покровская ул. – малая  Покровская ул. – Похвалинская ул. (ул. Заломова) – Смирновский сад), и  нижняя, протяженностью 1,4 км (по Рождественской ул.), трамвайные линии связывали  между собой соответственно верхние  и нижние станции фуникулеров.

В зимнее время трамвайные линии вместо плашкоутного моста  прокладывались прямо по льду. Впервые  такой эксперимент был проведен в 1899 году. На двенадцать лет позднее, чем трамвай, в Нижнем Новгороде  появилась конка. На ней можно  было проехать от кремля до Сенной площади  по Большой Печерской улице. К 1911 году в городе существовало уже 4 трамвайные линии [15, с. 18-19].

Первый стальной мост через  Оку, сменивший плашкоутный был  открыт в 1933 году. Его назвали в  честь председателя Горьковского горисполкома Пахомова. Но в 1938 году он был репрессирован. «Мост имени товарища Пахомова»  был переименован в Окский, а затем  в Канавинский [14, с. 184].

В связи с разрухой в  стране в 1919 году движение трамваев было остановлено, а возобновлено только в 1923 году под руководством профессора Горьковского инженерно-строительного института П.И. Пискунова, брата известного революционера.

Наш город – первый в  России, где трамвай поднялся на высоту около 100 метров – в 1924 году по Зеленскому съезду.

В 1925 году в кремле открыто  трамвайное депо № 1, существовавшее до 1969 года. В 1933 году было открыто регулярное движение по Похвалинскому съезду (до 2005 г.) на отдельных участках которого уклон достигал 90 промилле (9 см на 1 м пути).

Троллейбусное движение в  городе было открыто 27 июня 1947 года по маршруту: кремль – ул. Свердлова (ул. Большая Покровская) – пл. 1 Мая (пл. Максима Горького). К концу года был проложен маршрут: кремль – ул. Веры Фигнер (ул. Варварская) – пл. Свободы. В 1948 году троллейбусные сети проложили  от пл. Свободы до пл. 1 Мая, и городское  кольцо замкнулось.

Городской автобус ведет  свою историю с 1920-х годов. С 1926 года в городе было организовано его регулярное движение. С развитием дорожного  строительства маршруты пролегли во все концы города. В настоящее  время значительную часть работы по перевозке пассажиров взяли на себя маршрутные такси [15, с. 19].

Первый автомобиль (причем отечественного производства) как экспонат демонстрировался на Всероссийской  промышленно-художественной выставке 1896 года, а уже в начале XX в. Новое транспортное средство «прописалось» на улицах города. В 1907 году в Нижнем Новгороде насчитывалось семь автомобильных экипажей. В масштабах того времени это было внушительное количество, и Городская дума озаботилась созданием правил дорожного движения [14, с.180].

В 1985 году в нашу жизнь  вошло метро, открытое 20 ноября. Первые пассажиры увидели шесть станций  Автозаводской линии: «Московскую», «Чкаловскую», «Ленинскую», «Заречную», «Двигатель революции» и «Пролетарскую». В 1987 году открылись станции «Автозаводская»  и «Комсомольская», вслед за ними в 1989-м «Кировская» и «Парк  культуры». Станции «Канавинская»  и «Бурнаковская» в 1993 году положили начало Сормовской линии, продолженной в 2002 году станцией «Буревестник». В 2010 году был сдан в эксплуатацию метромост с автомобильным движением, соединивший центр города с заречной частью. Сейчас активно ведется строительство нагорной станции «Горьковская» [15, с. 19].

21 декабря 2007 года в  Нижнем Новгороде компанией Pomagalski был представлен проект канатной дороги. В 2009 году на ЗАО «Энергомаш» была завершена разработка комплекта чертежей. Строительно-монтажные работы начались 20 января 2010 года. 9 февраля 2012 года пассажирская канатная дорога между городами Нижний Новгород – Бор приступила к перевозке пассажиров [27].

2.5 Краткие выводы  по второй главе

Рассмотрев историю развития Нижегородского района г. Нижнего Новгорода можно сделать следующие выводы: с XIX века центральная часть города Нижнего Новгорода претерпела значительные изменения – увеличилась территория городских земель, построены новые комфортабельные микрорайоны, учебные заведения, учреждения здравоохранения, банки, офисные заведения, театры, кинотеатры и т.д.

С течением времени появляются новые методы строительства, меняется архитектура города, появляются новые  технологии.

Также на развитие города повлияло и его месторасположение. Нижний Новгород расположен на слиянии двух крупных рек – величайшей европейской реки Волги и ее притока Оки. Уникальный рельеф и многоликость ландшафтов – самая характерная особенность местности, на которой расположен город. В древние времена Нижний Новгород был заложен как город-крепость на восточной окраине русских земель. Заняв ключевое положение в месте пересечения крупнейших водных торговых путей (Окского и Волжского), Нижний Новгород являлся перевалочным центром народной торговли. Благодаря главенствующему положению на Волжском пути Нижний Новгород издавна был первым среди волжских городов, не случайно его называют «волжской столицей». В настоящее время Нижний Новгород является центром Приволжского федерального округа.

В связи с повышением благосостояния населения и увеличением количества личного автотранспорта, расширилась транспортная логистика, построены новые дороги, метромост, соединяющий нагорную и заречную части города, канатная дорога между городами  Бор и Нижний Новгород, активно ведется строительство в Нижегородском районе станции метро «Горьковская».

Все вышеперечисленные факторы  повлияли на развитие города и Нижегородского района в частности. Нижегородский район в настоящее время является культурным и деловым центром города Нижнего Новгорода с развитой инфраструктурой и транспортной логистикой.

3 Мониторинг Нижегородского  района г. Нижнего Новгорода

3.1 Анализ исторического  развития городской территории

В Нижнем Новгороде каждый район по-своему уникален, по-своему интересен. Нижегородский район – особый среди них, именно он в своей истории наиболее полно отражает судьбу города. По преданию, на высоком берегу над могучей рекой не раз стоял очарованный красотой великий князь Георгий Всеволодович. Волга напоминала ему Днепр, а речка, которая в нее впадала, - киевскую Почайну, приток Днепра. Увидев ее, князь воскликнул: «О! Почайна». Так название реки, в которой при князе Владимире крестили народ, поселилось в Нижнем Новгороде (Рисунок 3.1) [16].

Информация о работе Мониторинг одного из районов города Нижнего Новгорода