Структура органов, контролирующих состояние окружающей среды. Основные законодательные и нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:47, реферат

Описание

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Содержание

Структура органов, контролирующих состояние окружающей среды………………..2
Основные законодательные и нормативные акты……………………………………….2
Глава I. Общие положения…………………………………………………………...3
Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды………...6
Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных не коммерческих объединений в области охраны окружающей среды………………….9
Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………………………………...10
Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды……………..11
Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза……………………………………………………………………………………..14
Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности………………………………….14
Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций…20
Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной………….20
Глава X. Государственный мониторинг (государственный экологический мониторинг)………………………………21
Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды…………………...21
Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды…23
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры………………….24
Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………………………………...25
Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды………………………………...26
Глава XVI. Заключительные положения………………………………………….26
Постановление «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»…………..27
Положение «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»………………..29
Изменения, которые вносятся в постановления Правительства РФ………………..34
Постановление «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»………………….38
Положение «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»…………………..39
Литература…………………………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Экологии.doc

— 561.50 Кб (Скачать документ)

государственный мониторинг окружающей среды (государственный  экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

(в ред. Федерального  закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

требования в  области охраны окружающей среды (далее  также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной  и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

экологический аудит - независимая, комплексная, документированная  оценка соблюдения субъектом хозяйственной  и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия  для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

 

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

 

1. Законодательство  в области охраны окружающей  среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий  Федеральный закон действует  на всей территории Российской  Федерации.

3. Настоящий  Федеральный закон действует  на континентальном шельфе и  в исключительной экономической  зоне Российской Федерации в  соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения,  возникающие в области охраны  окружающей среды как основы  жизни и деятельности народов,  проживающих на территории Российской  Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения,  возникающие в области охраны  и рационального использования  природных ресурсов, их сохранения  и восстановления, регулируются  международными договорами Российской  Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения,  возникающие в области охраны  окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

 

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

 

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права  человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных  условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических  и социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство  и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность  оценки воздействия на окружающую среду  при принятии решений об осуществлении  хозяйственной и иной деятельности;

обязательность  проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального  закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

учет природных  и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении  хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных  комплексов;

допустимость  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами  в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность  участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к  установлению требований в области  охраны окружающей среды к субъектам  хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствие воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права  каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды;

организация и  развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической  культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач  охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

Статья 4. Объекты  охраны окружающей среды

 

1. Объектами  охраны окружающей среды от  загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного  негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное  космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране  подлежат объекты, включенные  в Список всемирного культурного  наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

 

Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере  отношений, связанных с охраной  окружающей среды

 

К полномочиям  органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области  экологического развития Российской Федерации;

разработка и  издание федеральных законов  и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение  и обеспечение реализации федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и  установление правового статуса  и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и  реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление  порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление  порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

(в ред. Федерального  закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

установление  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное  управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе  морской среды на континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации;

установление  порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и  распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление  требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение  нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

Информация о работе Структура органов, контролирующих состояние окружающей среды. Основные законодательные и нормативные акты