Лекции по "Информационному обеспечению управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса

Работа состоит из  1 файл

(!) ЛЕКЦИИ ИОУ Информационное обеспечение управленческой деятельности 4лекция во вторник.doc

— 2.87 Мб (Скачать документ)

Информационное  обеспечение управления

  1. ОСНОВЫ  СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Информационное обеспечение различных этапов процесса управления

      1. Понятие управления. Структура управленческого процесса

Понятие «организация» может употребляться в широком смысле и иметь много значений.

Организация (в настоящем курсе) - различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные учреждения и др.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.


Рассмотрим понятия СУБЪЕКТ  и ОБЪЕКТ управления:

Субъект управления - источник управляющего воздействия

Объект управления - подчинен этому воздействию


Как субъектом, гак и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение  предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр.

Любой процесс управления связан с  информационным обменом.

Информационный обмен заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

      • сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
      • анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым:
      • выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
      • передача управляющего воздействия объекту
      • обратная связь, т. е. информационный поток, направленный от объекта к субъекту, позволяющий установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие

Основные задачи организации  системы  управления предприятием

      1. выявление функций управления;
      2. установление рационального количества уровней управления;
      3. распределение функций, прав и ответственности между различными уровнями;
      4. определение профессионального и численного состава кадров;
      5. разработка нормативно-методической базы.

Основные функции управления:

    • планирование
    • календарно-плановое руководство
    • оперативное управление
    • контроль
    • мотивация
    • регулирование
  1. Планирование

Планирование - процесс создания планов и определение необходимых ресурсов для их реализации.


Планирование включает в себя

    • определение целей и задач;
    • разработку стратегий, программ и планов для достижения поставленных целей;
    • определение необходимых ресурсов;
    • доведение планов до конкретных исполнителей, ответственных за их реализацию.

Виды планов:

    • Долгосрочные
    • Среднесрочные
    • Краткосрочные

Основные принципы планирования

    • Планы должны носить обязательный характер для всех сотрудников и подразделений предприятия.
    • Необходимо обеспечить сочетание и взаимосвязь различных видов планов (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных).
    • Планы должны быть конкретными. Это означает четкое определение целей и задач, а также рациональных путей, методов и способов их достижения.
    • Необходимо установить ответственность конкретных лиц за организацию и выполнение плановых мероприятий.
    • Должны быть определены оптимальные и реальные сроки
    • Должны быть выделены ресурсы, необходимые для исполнения планов в требуемые сроки
    • Планы должны быть гибкими, т. е. иметь возможность корректировки при возникновении новых неучтенных обстоятельств.

 

  1.  Календарно-плановое руководство

Календарно-плановое руководство заключается в слежении за выполнением плана.


Направления календарно-планового  руководства:

      1. Регулирование
      2. Координация

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых.

Координация — это процесс достижения согласованности действий во времени и пространстве структуры управления и внешней среды.

Задачи  календарно-планового руководства:

    • формирование и поддержание условий для выполнения плановых заданий;
    • слежение за ходом выполнения плана и анализ полученной информации;
    • анализ и оценка изменений в условиях и ходе выполнения плана;
    • выработка вариантов корректирующих воздействий;
    • разработка, документальное и организационное оформление принятых корректирующих мер.

 

  1.  Оперативное управление

Оперативное управление заключается в осуществлении следующих процессов:

    • непрерывное распознавание ситуации относительно элементов системы управления;
    • сбор и обработка оперативной информации о состоянии системы и ее элементов, создание банков данных;
    • анализ и прогнозирование развития ситуации;
    • принятие решения по оперативному вмешательству в функционирование системы;
    • оформление соответствующих отчетных документов.

 

  1.  Контроль

Контроль - определение отклонений в выполнении плана, фиксирование их и быстрое устранение


Этапы контроля:

    1. слежение за выполнением намеченных планом paбот
    2. корректирование всех значительных отклонений от плана.

Стадии контроля:

    1. Предварительная стадия контроля осуществляется до начала плановых работ, когда оценивается типичное выполнение функций подразделениями и должностных обязанностей исполнителями.
    2. Текущий контроль заключается в текущей оценке деятельности подразделений и конкретных исполнителей
    3. Заключительная стадия контроля - осуществляется анализ ошибок и определение мер поощрения или наказания исполнителей. Эта стадия дает руководству информацию, необходимую для дальнейшего планирования.

Основные инструменты контроля

    • наблюдение
    • проверка
    • учет
    • анализ.

Основные принципы контроля

    • контроль является элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
    • контроль должен ориентироваться на конечный результат,
    • контроль должен быть своевременным, объективным и достаточно простым.

Управленческие решения

В основе каждого элемента управленческой деятельности лежит процесс принятия решений.

Управленческое решение представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления, осуществляемое в соответствии с ранее составленным планом на основе специально собранной информации.


 

Принятие управленческого  решения - адекватная реакция на сложившуюся в ходе работы объекта ситуацию — проблему.


 

Проблема (проблемная ситуация) - такое состояние объекта управления, при котором какие-либо показатели его функционирования отличаются от запланированных.


Виды проблемных ситуаций:

    • стандартные, т. е. иметь четкие структуру и причинно-следственные связи;
    • хорошо структурируемые, в которых можно выделить отдельные блоки вопросов со своими наборами решений;
    • слабоструктурируемые, в которых не прослеживаются причинно-следственные связи в развитии ситуации и нечетко формулируется сама задача принятия решения;
    • неструктурируемые (нестандартные), т. е. не имеющие аналогов ситуации, для которых практически невозможно сформулировать задачу принятия решения.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

    • обоснованность и конкретность:
    • своевременность:
    • согласованность с ранее принятыми решениями:
    • оптимальность и гибкость;
    • достаточная компетентность руководителей, принимающих решение.

Процесс принятия решения:

      1. Информационное обеспечение процесса управления

Информационное обеспечение  управленческой деятельности — это осуществление действии по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.


Задачи информационного обеспечения управления:

    • удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;
    • определение и отбор источников информации;
    • правильная интерпретация и систематизация полученных данных:
    • проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;
    • исключение дублирования информации:
    • представление данных в едином и удобном для восприятия формате;
    • многократное использование полученной информации;
    • постоянное обновление данных.

С помощью информационного обеспечения  происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.


Задачи информационного  обеспечения функций управления

  1. Информационное обеспечение планирования
    • сбор, обработка и анализ информации об имеющихся ресурсах (материальных, кадровых и пр.) для определения реальных плановых показателей и сроков исполнения планов:
    • документационное оформление планов и доведение их до исполнителей:
    • получение и анализ информации о ходе выполнения планов для организации дальнейшего планирования.
  1. Информационное обеспечение календарно-планового руководства
    • сбор и анализ информации о ходе выполнения планов, состоянии плановых показателей и сроках исполнения;
    • сбор информации об условиях функционирования предприятия и их влиянии на ход выполнения плана;
    • доведение полученной информации до ответственных руководителей для принятия решения о необходимости корректировки их действий;
    • документационное оформление принятых решений и доведение их до исполнителей;
    • предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование для возможной дальнейшей корректировки плановых показателей.
  1. Информационное обеспечение оперативного управления
    • сбор и обработку информации о возникшей при работе проблемной ситуации и формулировку соответствующих задач;
    • сбор и обработку информации, необходимой для решения поставленных задач;
    • сбор и анализ информации об имеющихся ресурсах (материальных, кадровых, временных, информационных и пр.);
    • организационное и документационное оформление выбранного варианта решения;
    • доведение информации о принятом решении до конкретных исполнителей;
    • сбор информации о результатах реализации данного решения, анализ и доведение ее до заинтересованных руководителей.
  1. Информационное обеспечение контроля
    • сбор и анализ информации о выполнении соответствующих функций подразделениями и отдельными сотрудниками:
    • доведение полученной информации до руководителей, осуществляющих контроль за деятельностью данного подразделения или сотрудника;
    • документационное оформление принятых руководителем на основании полученной информации решений;
    • доведение данных решений до исполнителей;
    • предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование и календарно-плановое руководство.
      1. Автоматизированные системы управления

В современных условиях информационное обеспечение управления осуществляется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).

Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"