Лекции по "Информационному обеспечению управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса

Работа состоит из  1 файл

(!) ЛЕКЦИИ ИОУ Информационное обеспечение управленческой деятельности 4лекция во вторник.doc

— 2.87 Мб (Скачать документ)
    1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления

      1. Виды деятельности организации по функциональному признаку

    • производственная,
    • маркетинговая,
    • финансовая,
    • кадровая.

Каждое из направлений деятельности характеризуется определенными целями, задачами и функциями.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции, созданием и внедрением инноваций для повышения эффективности производства и снижения затрат.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

    • анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
    • организацию рекламной компании по продвижению продукции;
    • рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор, переподготовку и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение документации по различным аспектам.

 

      1. Виды и функции информационных систем.

Вид информационной системы

Функции информационной системы

Информационная система маркетинга

  • Исследование рынка и прогнозирование продаж
  • Управление продажами
  • Рекомендации по производству новой продукции
  • Анализ и установление цены
  • Учет заказов

Производственные информационные системы

  • Планирование объемов работ и разработка календарных планов
  • Оперативный контроль и управление производством
  • Анализ работы оборудования
  • Участие в формировании заказов поставщиков
  • Управление запасами

Финансовые и учетные информационные системы

  • Управление портфелем заказов
  • Управление кредитной политикой
  • Разработка финансового плана
  • Финансовый анализ и прогнозирование
  • Контроль бюджета
  • Бухгалтерский учет и расчеты зарплаты

Кадровые (человеческих ресурсов) информационные системы

  • Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах
  • Ведение архивов записей о персонале
  • Анализ и планирование подготовки

Прочие системы, например, информационная система руководства

  • Контроль за деятельностью фирмы
  • Выявление оперативных проблем
  • Анализ управленческих и стратегических ситуаций
  • Обеспечение процесса выработки стратегических решений

 

      1. Иерархия информационных систем управления организацией

Иерархия информационных систем управления строится по таксономическим законам

Таксономия (греч. taxis - расположение по порядку; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение


 

Реализующая автоматизированная система

Аналогии

 

Данные

Системы обработки данных

(Word, Excel, AutoCad…)

Элементы: вода, дрожжевые бактерии, молекулы крахмала

Информация

Управляющие информационные системы

(Management Information Systems – MIS,

Material Resource Planning – MRP,

Enterprise Resource Planning - ERP)

Системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems - DSS)

Ингредиенты: мука, сахар, специи, рецепты  хлеба

Информационные системы специалистов

Знания

Экспертные системы(Expert Systems-ES), Нейронные сети (Neural Networks)

Выбор рецепта хлеба

Мудрость

Система поддержки управления

(Executive Support Systems-ESS)

Почему хлеб, а не хлебец


 

    1. Информационные системы специалистов

Информационные системы  специалистов предназначены для автоматизации деятельности конечного пользователя в целях достижения их профессиональных и личных целей.


Классификация информационных систем специалистов:

    • информационные системы офисной автоматизации;
    • информационные системы управления знаниями
      1. Информационные системы офисной автоматизации

Информационные системы  офисной автоматизации предназначены для рациональной организации информационной работы в компании и реализуют следующие основные задачи и функции.

  1. Производительная работа информационных служащих:
    • простой доступ к нужным функциям и данным (информация «на кончиках пальцев»);
    • автоматизация рутинных операций информационной работы (обработка текстовых документов, обработка данных в электронных таблицах, электронные графические презентации, настольные издательские системы;
    • эффективное планирование личного рабочего времени (функции работы с календарем и задачами);
    • удобный доступ к внешним источникам данных;
    • архивное хранение больших объемов информации;
    • персональные информационные системы.
  2. Эффективная работа подразделений с информацией:
    • организация единого информационного пространства рабочей группы;
    • поддержка телекоммуникационной инфраструктуры организации
      • электронная почта,
      • обмен информацией в корпоративных и глобальных сетях;
      • видео- и телеконференции;
    • совместное использование информации и работа над документами;
    • назначение заданий исполнителям и планирование рабочего времени сотрудников;
    • организация встреч и мероприятий (публикация календаря в сети Интернет или локальной сети)
  3. Безопасность информационных ресурсов компании (шифрование документов единым ключом ).
      1. Управляющие информационные системы (Management Information Systems MIS)

Управляющие информационные системы (Management Information Systems MIS) предназначены для обработки сообщений и составления отчетов для менеджеров среднего звена, заинтересованных в ежедневной, еженедельной, ежемесячной информации о состоянии дел.


MIS выполняют стандартные бизнес – процессы:

    • бухгалтерский учет;
    • финансовые отчеты;
    • размещение заказа;
    • платежные ведомости;
    • исходящая документация и т.д.
      1. Системы поддержки принятия решений (DSS) (Decision Support System DSS)

Системы поддержки принятия решений (Decision Support System DSS) – это интерактивные человеко-машинные системы, предназначенные для поддержки управленческих решений и интуитивного подхода к решению управленческих задач.


Принятие решений – акт целенаправленного воздействия на управляемый процесс, основанный на:

    • информации о данном процессе (производство, услуги, торговля…)
    • определенной ранее цели (прибыль!)
      • Управление компанией должно осуществляться менеджерами, прежде всего, в интересах ее владельцев или акционеров.
      • Максимизация прибыли приводит к улучшению общего экономического благосостояния всего общества.
      • Максимизация прибыли позволяет достаточно полно и всесторонне оценить возможность организации продолжить свою деятельность.
    • разработанной программе достижения этой цели (альтернативных вариантов действий, при помощи которых можно добиться осуществления поставленных целей)

Программа достижения цели

  1. Сбор данных об альтернативных действиях. После того как потенциальные сферы деятельности компании определены, менеджеры должны оценить
    • возможные темпы роста этих видов деятельности в будущем,
    • способность компании выйти на заданный показатель рыночной доли при каждом альтернативном варианте
    • способность компании выйти на заданный показатель поступления денежных средств при каждом альтернативном варианте
  1. Выбор оптимального варианта действий из возможных альтернативных - сравнение конкурирующих между собой альтернативных вариантов действий и выбор из них того, который наилучшим образом отвечает потребностям организации.
  1. Реализация принятых решений. Альтернативные варианты действий необходимо включить в смету – финансовый план, составляемый для осуществления различных решений, принятых менеджерами.

Сметы учитывают:

      • поступления в организацию денежных средств от реализации продукции
      • прочие поступления в организацию денежных средств
      • затраты и платежи организации
  1. Контроль результатов
      • измерение фактических результатов деятельности и предоставление сведений о них
      • сравнение фактических и запланированных результатов
      • выработка корректирующих мер, направленных на то, чтобы установленные цели были достигнуты, а планы реализованы.
  1. Корректирование выявленных отклонений от плана
      1. Информационные системы управления знаниями

С начала 1990-х годов, эпохи становления информационного общества и сетевых технологий, работодатели начали ценить в первую очередь работника, обладающего знаниями.

Знание признается как форма нематериального актива, более важного, чем материальные активы («know how»).

Основные приемы управления знаниями

    • применение знаний в целях образования и непрерывной переподготовки;
    • применение практики объединения знаний, позволяющего работать в группах и получать выгоды коллективного знания;
    • применение экспертных систем,
    • интеграция внешней информации в целях создания единого информационного пространства, в частности создание на базе Интернет информационного пространства Web-ресурсов.

Классификация технологий управления знаниями

    • технологии, нацеленные на создание знаний либо путем обработки и анализа информации, либо содействием деятельности человека, занимающегося этим;
    • технологии, нацеленные на открытие и исследование знаний, которые ищут новые источники знаний, извлекают знания из этих источников и собирают их для дальнейшего применения;
    • технологии, нацеленные на распространение знаний, содействующие передаче знаний из одной точки в другую в рамках системы или сети.

Концепция искусственного интеллекта

  • знания представляются в конкретной форме в базе знаний, которая позволяет их легко определять, модифицировать и пополнять;
  • функции решения задач реализуются автономным механизмом логических выводов, делаемых на знаниях, хранящихся в базе.

Искусственный интеллект - система программного обеспечения, основными структурными элементами которой являются базы знаний и механизм логических выводов, имитирующий на компьютере мышление человека.


В первую очередь сюда относятся экспертные системы, являющиеся первым этапом на пути реализации достижений в искусственном интеллекте.

 

Интеллектуальный  анализ данных (Data Mining) – это продвинутый аналитический метод для обнаружения небольших фрагментов «нужной» информации среди огромного объема данных, содержащегося в хранилище данных – централизованном банке хранения данных компании.

Анализ данных производится:

    • с помощью деревьев решений,
    • с помощью статистических и математических методов для определения моделей, корреляций или трендов в больших объемах данных.
    • с помощью экспертных систем
    • с помощью нейронных сетей

 

Анализ данных с  помощью деревьев решений

 

Представим себе, что  мы присутствуем при беседе, когда  специалиста в области ботаники по телефону просят определить тип  некоторого растения. Так как он не видит конкретный экземпляр, а спрашивающий не является специалистом в области ботаники, то консультирующий задает ряд вопросов, чтобы получить сведения, необходимые для решения задачи.

Один из вариантов  такой консультации может быть представлен  в графической форме

Что же позволяет специалисту провести такую консультацию и определить как последовательность вопросов, так  и их содержание в зависимости  от ответов опрашиваемого? Ответ  один: его знания в конкретной предметной области, в которой он является специалистом, (экспертом).

Базируясь на знаниях эксперта графически диаграмму всех возможных исходов  данной консультации можно представить в виде «Дерева решений».

 

 

 

 

      1. Экспертные системы

Экспертная система (Expert Systems)– это компьютерная технология, имитирующая образ действий человека-эксперта, автоматически выполняющая цепочки рассуждений при наличии параметров решения и множества правил вывода.


Отличительная особенность  экспертных систем

Если при традиционном процедурном  программировании компьютеру необходимо сообщить что и как он должен делать (алгоритм! ), то общим для экспертных систем является то, что они имеют дело со сложными проблемами:

    • которые недостаточно хорошо понимаются или изучены;
    • для которых нет четко заданных алгоритмических решений;

Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"