Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций
ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса
Если полученные на пятом этапе результаты недостаточны, изменился сам объект или его окружающая среда, то происходит возврат к первому этапу и новое прохождение цикла моделирования.
При построении системы информационного
обеспечения управленческой деятельности
обычно используют три основные модели:
Эта модель появилась в конце XIX в. и получила широкое распространение в начале XX в.
Предприятие - механизм, являющийся комбинацией основных производственных факторов:
Цель предприятия - увеличение
Для достижения этого с максимальной эффективностью при минимальных затратах необходимо оптимально использовать все имеющиеся в распоряжении виды ресурсов.
В соответствии с этим подходом эффективность функционирования организации оценивается по некоторому экономическому показателю. Этот показатель определяется как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.
Плюс: данная модель позволяет установить технические и экономические связи между различными факторами производства и определить их зависимость друг от друга.
Минусы: 1) модель недостаточно учитывает роль человеческого фактора в эффективной работе организации
2) стремление к завоеванию позиций на рынке главным образом за счет снижения издержек
3) организация рассматривается как некая замкнутая система и не учитывается воздействие факторов внешней среды, таких как конкуренция, сбыт, взаимодействие с органами власти и пр.
Эта модель появилась в в начале XX в., в ней организация представлялась как коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда.
В этой модели человек выделялся в качестве главного фактора производительности предприятия.
Критерием успешной работы в рамках этой модели является повышение эффективности организации за счет совершенствования кадровых ресурсов.
Элементами этой модели являются:
Особое внимание при этом уделяется:
Предпочтение отдается демократическому стилю руководства. Он обеспечивает наиболее полное раскрытие способностей работающих путем вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а не только их исполнения.
Главная задача управляющего звена в рамках данной модели — организация и управление персоналом.
Минусы: 1) концентрация внимания только на одном внутреннем факторе — человеческом ресурсе и подчинение ему всех остальных факторов производства. Это ограничивает возможности модели в поиске резервов для повышения эффективности организации.
2) организация рассматривается как некая замкнутая система и не учитывается воздействие факторов внешней среды, таких как конкуренция, сбыт, взаимодействие с органами власти и пр.
Для современных моделей характерно:
1) «открытость», т. е. учет того, что кроме внутренних факторов и условий функционирования на эффективность организации оказывают влияние и факторы внешней среды.
2) «системность», т.е. организация представляется в виде сложной системы, обладающей определенными свойствами, которая может быть описана некоторыми графическими, математическими и другими моделями.
Свойства системы:
Делимость — система состоит из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе.
Целостность — система обладает всей полнотой свойств и функций только как единое целое.
Связанность компонентов — все компоненты системы связаны между собой и влияют друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой.
Эмерджентность — свойства системы проявляются только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы.
Гибкость — система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде.
Таким образом, в данной модели признается
взаимосвязь и
Эффективность работы организации зависит от факторов:
Модель организации должна отображать:
Типы организационных структур предприятия:
Линейная организационная структура представляет собой схему, описывающую вертикальные связи подчинения различных подразделений организации.
Подобный тип организационной структуры целесообразно применять при небольшом штате организации и относительно стабильной внешней и внутренней среде.
Линейная структура проста и может быть эффективна, если число рассматриваемых вопросов невелико и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Данный тип организационной
структуры применяется в
При функциональной организационной структуре предприятие подразделяется на элементы, каждый из которых имеет свои задачи и обязанности.
Характеристики и особенности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности предприятия.
Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Руководитель организации | ||||||||||||||||||||||
Производственный отдел |
Отдел снабжения |
Отдел сбыта |
Отдел маркетинга |
Отдел финансов |
Отдел кадров | |||||||||||||||||
Исполнители |
Функциональная
При функциональной организационной структуре связи подчинения более сложные; так, нижестоящее подразделение подчиняется сразу нескольким вышестоящим и рамках курируемых ими вопросов.
При такой структуре могут
Поэтому в чистом виде функциональная организационная структура используется редко. На практике чаще применяется структура смешанного типа — линейно-функциональная
Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить эффективность управления организацией в целом.
Линейно-штабная
Такой вид организационной структуры, как правило, встречается в крупных организациях (холдинги, транснациональные корпорации), когда необходимо обеспечить слаженную совместную работу большого числа функциональных подразделений.
Для крупных предприятий, выпускающих большое число различной продукции, а также для предприятий, работающих в широких международных масштабах, больше подходит матричная организационная структура.
Эта структура представляет собой решетчатую систему, построенную по принципу двойного подчинения исполнителей.
В данном случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных:
Матричная структура используется во многих отраслях промышленности, особенно в наукоемких производствах (например, в производстве электронной техники), а также в некоторых организациях непроизводственной сферы.
Функциональная модель, как правило, строится в виде диаграмм. Модель отображает распределение различных функций управления по функциональным подразделениям предприятия, а также взаимосвязь и зависимость этих функций.
Информационная модель отражает структуру циркулирующих в организации информационных потоков, их связь со структурой самой организации и состав ее информационных ресурсов. Информационная модель чаще всего строится в виде таблиц.
Анализ внешней среды
Внешняя среда организации | ||||
Микросреда — среда прямого воздействия
|
Макросреда — среда косвенного воздействия
|
Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"