Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа
Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80
Структура аналитики и смежных отраслей знаний показана на рис.1.3.
Рис. 1.3. Структура аналитики и смежных отраслей знаний
Рассмотрим перечень требований к осуществляемым в интересах информационно – аналитического обеспечения управленческой деятельности процессам сбора, обработки, анализа информации, моделирования и прогнозирования ситуации и подготовки проектов управленческих решений.
Методологические основы аналитической деятельности являются общими для всех отраслей анализа. Аналитика как деятельность использует все научные методы. Безотносительно к отрасли основными направлениями аналитического исследования являются:
1. Морфологический анализ системы.
2. Анализ топологии отношений и связей.
3. Анализ среды и характера возмущающих воздействий.
4. Текущее состояние и тенденции изменения обстановки.
5. Установления проблемы и предпосылок ее возникновения.
6. Анализ статистических и динамических характеристик системы.
7. Анализ пространства альтернатив.
8. Выбор критериев удовлетворительного решения.
9. Синтез гипотез и альтернативных решений.
10. Проведение моделирования.
11. Анализ сформулированных стратегий.
12. Выбор критериев предпочтения.
13. Выбор множества стратегий, удовлетворяющих критериям.
В качестве примера алгоритмизации
процессов решения аналитически
1. Постановка проблемы:
- выявление проблемы;
- изучение специфики объекта и условий решений проблемы;
- формирование цели и критериев ее достижения;
- окончательное формулирование проблемы.
2. Определение типа
проблемы и анализ ее
- стандартная;
- хорошо структурированная;
- слабо структурированная;
- неструктурированная.
3. Выбор метода решения:
- несистемные методы решения;
- методы исследования операций;
- системный анализ;
- экспертно – интуитивный метод.
4. Процедура формирования решений и синтез альтернатив:
- моделирование;
- формирование массива исходных данных;
- выполнения расчетов;
- интерпретация полученных данных;
- внесение корректив в модель;
- оценка альтернатив;
- подготовка решений;
- передача решений.
Иной характер имеет связь аналитики
и управленческой деятельности: с
глубочайшей древности
Наиболее ярко инструментальный вектор формирования аналитических структур проявился в военном деле в виде штабов, а так же свой вклад внесли независимые коммерческие информационно-аналитические службы (точнее, некоторые их разновидности, поскольку спектр подобных фирм весьма разнообразен). В данном случае речь идет о фирмах, кадровый состав которых консолидировался вокруг определенной аналитической монотехнологии (совокупности технологий),что определило как функции, так и тип предлагаемых ими информационно-аналитических продуктов и услуг. К их числу правомерно отнести рейтинговые агентства, фирмы (фонды, центры) социологических исследований, информационные агентства, издающие различные дайджесты, бюллетени и т.п., содержащие определенные жанры аналитических материалов, некоторые виды центров, занимающихся консалтингом, экспертизой, мониторингом и т.п. Определив свою нишу и клиентскую базу, данные фирмы оттачивают свои технологии, формируя тем самым отечественный рынок аналитических продуктов и услуг.
Близки к ним по типу генезиса фирмы, специализирующиеся на разработке компьютерных технологий со встроенными аналитическими функциями, обеспечивающими анализ, экспертную оценку данных. Среди подобных фирм можно наблюдать несколько сценариев выхода на аналитический рынок. ИТ-сценарий наиболее очевиден: фирма остается поставщиком аналитических компьютерных систем собственно информационно-аналитическим службам. Базовый сценарий может дополняться комплексом услуг: ИТ+ ресурсы, ИТ+ консалтинг (обучение персонала, внедрение и сопровождение). Во всех этих вариантах данные фирмы выполняют обеспечивающие функции, способствуя ускоренной технологизации сферы ИАД.
Другой тип сценария осуществляется по формуле ИТ+ресурсы+выходная аналитика. В этом случае эволюция «технологической» фирмы идет по линии усложнения функций, использования по назначению разработанных компьютерных систем и созданных ресурсов, то есть для производства аналитических продуктов на имеющейся технической и «сырьевой» (информационные ресурсы) базе. Аналогичный путь в аналитику нередко проходят «ресурсные» фирмы, торгующие фактографической, полнотекстовой информацией, некоторые из них являются дочерними коммерческими структурами бюджетных ведомств, создающих или концентрирующих информационные массивы. Во всех этих случаях соотношение технологических, ресурсных или аналитических направлений деятельности может быть самым различным, так же как и их положение на рынке аналитических продуктов и услуг [24].
Среди реалий этого рынка - феномен многоуровневой аналитической переработки исходных информационных ресурсов. В одном случае производящая данные ресурсы информационная фирма может непосредственно продавать его аналитическим службам, в другом - первоначально подвергать их собственной аналитической обработке, параллельно реализуя эти материалы как непосредственно конечным пользователям, так и другим аналитическим фирмам для последующей переработки.
Несомненно, информационно-сырьевые коммуникации (производство, циркуляция и перераспределение информационных потоков в сфере ИАД) как непосредственно на рынке аналитики, так и за его кулисами, представляют собой самостоятельную проблему, не сводимую к вопросам профессиональной коммуникации.
Вместе с тем, генезис многих коммерческих информационно-аналитических фирм осуществлялся по более сложным формулам, не сводимым к какому-либо одному типовому сценарию (только предметному или инструментальному), тем самым прямо иллюстрируя принцип мультидеятельностного генезиса аналитики в родственных сферах деятельности. Это в первую очередь относится к фирмам, специализирующимся на проблемах экономической безопасности предпринимательства (а также и к внутренним отделам или службам экономической безопасности в тех или иных государственных или, чаще, негосударственных организациях).
Реальное разнообразие данных фирм или служб (их организационных структур, видов услуг и т.п.) тем не менее подчиняется основным общим принципам. Для них характерны трансферт специализированных средств (технологий, кадров, информационных ресурсов) из силовых структур в гражданское общество, дополняемый приватизацией и персонализацией данных средств. Многие из этих служб или независимых фирм начинали свою деятельность отнюдь не с аналитики, решая иные задачи, относящиеся к сфере комплексной безопасности: охрана объектов, личная охрана, частная детективная и сыскная деятельность, технические системы обеспечения безопасности, юридический, кадровый консалтинг, деловая и конкурентная разведка и т.п. В соответствие с еще одним общим принципом мультидеятельностного генезиса (принципом деятельностной дифференциации-интеграции) либо непосредственно в недрах вышеназванных служб формировались информационно-аналитические подразделения, либо начинали создаваться фирмы-холдинги, присоединяя аналитические структуры извне. Как правило, в этих случаях информационная аналитика не только настоятельно востребовалась как необходимый инструмент эффективности изначальной деятельности фирмы и вполне органично вписывалась в ее структуру, но нередко и претерпевала эволюцию, становясь мозговым центром и генератором основной продукции.
Несомненно, проблемы, порожденные августом 1998 года, не могли не ухудшить деловой конъюнктуры в сфере аналитических услуг, но целый ряд социальных, экономических и политических факторов последних лет создали определенную общественную потребность в ИАД, и этот процесс необратим. Анализ этих факторов - самостоятельная научная проблема, тем не менее нельзя не упомянуть наиболее значимые тенденции [11].
Одна из них - это тенденция социализации ИАД, объективно закономерный процесс, характеризующий новую отрасль в стадии ее становления. Составляющими процесса социализации новой отрасли являются социальные, социокультурные, социально психологические реакции общества на данную отрасль. Появление новой сферы профессиональной деятельности ставит перед обществом аксиологические, психологические, культурологические, социометрические проблемы:
- возникает необходимость социальной оценки значимости новой отрасли, что требует ее позиционирования в ряду других, близких отраслей, выработки шкалы социальной оценки, построения системы социальных приоритетов и т.п. с учетом ценности тех целей, которые данная деятельность позволяет достичь;
- формируются эмоциональные реакции, ожидания, общепринятые нормы поведения в связи с данной отраслью;
- ценностные и социально-психологические реакции транслируются в область культурных норм и традиций, национальных форм социального бытия, включаются в систему мифов и ритуалов и т.п.;
- выстроенные приоритеты, оценки, престижность новой отрасли позволяют определять ее социометрические параметры (интенсивность роста социальных институтов, связанных с новой отраслью, темпы и масштабы подбора специалистов-профессионалов, пользователей ее продукции).
Все эти проблемы характерны
и для этапа становления
За эти годы в России сформировался и социальный слой реальных и потенциальных клиентов, профессиональных потребителей информационно-аналитических продуктов и услуг, постепенно формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры и т.п.
Особую грань социализации ИАД представляется собой феномен «массовой аналитики». В различных СМИ (телевидение, традиционная и электронная периодика) сформировались информационно-аналитические рубрики, передачи, жанры, рассчитанные на интересы широкой общественности. Адресная экспертиза актуальных событий и тенденций отечественной и мировой политики, экономики, социальных, экологических и др. проблем потеснила сугубо информационные жанры СМИ, заняла определенное место в диапазоне информационных потребностей рядовых граждан.
Фундаментальные причины, породившие данный феномен, очевидны: усложнение информационного контекста повседневного бытия, социально жестко проявившаяся и обнажившаяся зависимость обывателя от глобальных, национальных, региональных процессов, информационная включенность рядового гражданина в мировые события (информированность, осведомленность как синонимы причастности, как эффект соучастия). Все это привело к возникновению стойкого интереса к аналитике, выполняющей по отношению к широкой публике объяснительную, прогностическую и консалтинговую функции.
Особая социокультурная миссия «массовой аналитики» заключается в ее методологической функции: аналитические материалы не только объясняют закономерности реальности, но и демонстрируют образцы анализа событий и фактов, методы интерпретации их смыслов, формируют информационную культуру, соответствующую информационному режиму гражданского общества.
Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что социализация ИАД означает только социально позитивные процессы. Инструментальный характер аналитики, обеспечивающей принятие управленческих решений, разработку сценариев действий в сложных социальных обстоятельствах, превращает ее в эффективную социально-информационную технологию, позволяющую управлять различными сферами общества, манипулировать людьми, формировать общественное мнение, программировать определенные социальные реакции [12].
Информационно – аналитические технологии (ИАТ) можно определить как систему знаний, методов, операций и правил, позволяющих на основе привлечения энергетических, сырьевых, технических, интеллектуальных, кадровых, организационных и прочих ресурсов обеспечить наибольшую эффективность того или иного вида деятельности. Важнейшей особенностью ИАТ является их междисциплинарный характер, они находятся на стыке целого ряда научных дисциплин, порою слабо связанных между собою, например, философия, социология, логика, математика, информатика.
В рамках ИАТ могут быть выделены две компоненты: автоматизация деятельности (инструментальное направление) и алгоритмизация деятельности (методолого-организационное направление). Благодаря этому ИАТ позволяют эффективно решать разнообразные практические задачи в самых различных сферах деятельности: в технике, экономике, политике, гуманитарных отраслях. На основе проводятся: анализ ситуации, обоснование выбора решения на различных уровнях, прогнозирование результатов выборов.
ИАТ направлены на обеспечение деятельности различных лиц, принимающих решение в условиях дефицита времени, неполноты сведений об исследуемых процессах, нечеткости, противоречивости или недостоверности информации [5].
Как бы ни организовывалась информационно – аналитическая работа, но первой и поэтому чрезвычайно важной процедурой является первичный анализ и отбор релевантной информации. Эта процедура служит своеобразным фильтром, отбрасывающим ненужное, и защищает аналитика от информационного шума (избыточности). Содержание этой процедуры состоит, прежде всего, в установлении сущности, важности, точности, полноты и значимости информации на основе ее разделения (дробления) и сопоставления.
Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни