Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Данные составляющие широко использовались при разработке пересмотренной Арушской декларации ВТО  по борьбе с коррупцией и ряде документов ВТО, посвященных данной проблеме.

3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза

 

Прошло уже достаточно времени с момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. И уже можно подводить первые итоги, оценивать их, задумываться над тем, действительно ли этот механизм упрощает взаимную торговлю? И насколько оправдались ожидания или опасения бизнес – сообщества?

Несомненно, что создание Таможенного союза является самым  масштабным проектом в истории современной  России. Любое расширение таможенного  пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс Таможенного союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет).  

Как и любое новое  дело, решение по созданию Таможенного  союза предполагало определенные трудности. Они, конечно же, есть. Может быть, наиболее значимым оказалось отсутствие федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и соответствующих нормативных документов, наличие которых позволило бы участникам внешнеэкономической деятельности быть своевременно проинформированными по важнейшим для них вопросам таможенного дела. Да и у самих таможенных органов из-за отсутствия необходимых нормативных документов в ряде случаев возникали трудности, приведшие, например, в некоторых регионах к созданию очередей на таможенных постах или подчас необъективному решению вопросов, связанных с таможенным оформлением. И все-таки таможенная служба боялась худшего. Объективности ради, надо сказать, что для большинства компаний, начало процесса становления Таможенного союза прошло сравнительно безболезненно [3].

Несмотря на первые трудности, Таможенный союз трех государств, принес ряд положительных моментов в бизнес-процессы предпринимателей.    Временную выгоду составили такие нововведения, как сокращение срока выпуска товаров с трех дней до двух, а выпуска необлагаемых пошлинами экспортируемых товаров – до 4 часов; организация таможенного сопровождения в течение 24 часов с момента принятия решения; регистрация или отказ от регистрации декларации не более 2 часов с момента подачи декларации. Экономическую выгоду приносит то, что различные лицензии, разрешения внутри Таможенного союза не применяются; что иностранные товары, прошедшие таможенное оформление в одной из стран Таможенного союза, беспошлинно перемещаются на Единой таможенной территории; что расчет таможенной стоимости товаров, в которую включена транспортировка, производится из расчета транспортировки груза до таможенной границы Таможенного союза, что способствует уменьшению таможенных платежей.

Однако окончательной  таможенной интеграции, безусловно, всегда предшествует период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка.

В настоящее время  в таможенных взаимоотношениях трех государств - России, Белоруссии и Казахстана - идет достаточно трудный переходный период со всеми вытекающими из этого  последствиями.

Пока еще  работа ФТС в Таможенном союзе построена в соответствии с принципом резидентства, т.е. декларация подается таможенному органу той страны, где зарегистрировано предприятие, наличие изъятий из товарной номенклатуры, отсутствуют единые взгляды и требования к таможенному оформлению физических лиц [17].

В настоящее время  достаточно перспективной моделью развития видится организация совместных предприятий России, Белоруссии и Казахстана с целью создания общих логистических проектов. Разработка и внедрение комплексных логистических решений в условиях существования единой таможенной территории трех стран позволит сделать логистику наиболее экономически эффективной. Причем в данном случае не потребуется дополнительных материальных затрат, что даст преимущества в виде предоставления дополнительных услуг клиентам, т.к. партнер, например в Белоруссии или Казахстане, уже имеет опыт работы в данных условиях, подготовленные кадры, соответствующую материальную базу.

В этом случае интеграционные процессы будут весьма активно способствовать созданию современного бизнес-сообщества трех государств. Поэтому сегодня наиболее актуальным является не открытие филиалов в государствах-участниках Таможенного союза, а поиск партнеров и совместная с ними работа по созданию логистического пространства, способного решать самые современные задачи внешнеэкономической деятельности. Внедрение аутсорсинга, оптимизация и упрощение логистических решений являются итогом такой совместной деятельности.

Дополнительные возможности  интеграционным процессам Таможенного союза может дать создание межгосударственной, межотраслевой площадки, одной из задач которой должно стать обеспечение конструктивного, делового, профессионального диалога бизнеса России, Белоруссии и Казахстана и, например, Комиссии Таможенного союза. Данная площадка сможет представлять интересы деловых кругов участников Таможенного союза, связанных с внешнеэкономической деятельностью, т.е. производителей товаров, перевозчиков, владельцев складских комплексов, в том числе СВХ, таможенных представителей (брокеров), банков, страховых компаний и других заинтересованных организаций России, Белоруссии и Казахстана [25].

Участие бизнес-сообщества в законотворческой деятельности, разработке нормативной документации в области  таможенного дела – это уже назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Практика показала, что  создавать, принимать важнейшие  документы, регламентирующие работу бизнес-сообщества, и при этом не учитывать принципов  построения различных видов бизнеса  недальновидно. Подчас приходится менять уже принятые законы, постановления и т.д., так как они своевременно не были обсуждены и согласованы с участниками внешнеэкономической деятельности. Это не раз приводило к неразрешаемым проблемам, и в итоге приходилось вносить поправки, принимать новые нормативные документы, и даже менять законы. Все это требовало много времени, приносило потери бизнесу, да и государству.

Наличие межотраслевой  площадки должно стать неким мостом для диалога между законодательными и исполнительными органами Таможенного союза и бизнесом трех государств. Инициатива создания такой площадки может исходить от бизнеса, но оптимальный результат будет только при активном подключении к этому вопросу государства.

Создание такой площадки будет способствовать решению одной из задач, поставленных Президентом РФ Д.А.Медведевым: «создать условия для взаимодействия таможенных органов и участников таможенного оборота».

Еще один немаловажный фактор интеграции в рамках Таможенного  союза - создание единого информационного пространства за счет применения современных информационных технологий.

Решение вопросов технической  модернизации, то есть внедрение в  работу современных технологий, таких, как электронное декларирование, на сегодняшний день является важнейшим  фактором ускорения и упрощения процессов таможенного оформления. Минимизация времени проверки электронных ГТД, а отсюда экономический эффект от минимизации временных и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств, погрузо-разгрузочными работами на СВХ и нахождением товаров на временном хранении при проведении таможенного оформления, стали неоспоримыми преимуществами электронного декларирования через Интернет.

Да, конечно, в каждой из трех стран идет работа по внедрению электронного декларирования через Интернет. Но чем раньше можно будет работать в соответствии с едиными требованиями и, возможно, использовать единый программный продукт, тем эффективнее станет логистика для участников внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [24].

ФТС давно и успешно использует систему ЭД (электронного декларирования) в своей работе, причем это касается любых категорий товаров, включая подакцизные. Таможенная служба имеет возможность оценить положительный эффект ЭД и в работе с авиационными грузами. Опыт работы показывает, что данная система декларирования является эффективным, экономически целесообразным инструментом и для службы, и для ее клиентов. Поэтому дальнейшая ее модернизация обязательно принесет еще более заметные результаты.

Использование технологий электронного декларирования в сочетании с предварительным информированием позволяет успешно применять систему удаленного декларирования, что дает неоспоримые преимущества участникам ВЭД, и это, прежде всего, ускорение таможенного оформления. Через некоторое время таможенное оформление грузов для участников внешнеэкономической деятельности России, Белоруссии и Казахстана будет возможным на любой из границ трех стран. Наличие единой информационной технологии в этих условиях будет наиболее востребованным моментом совместной работы.

Таможенный союз может  качественным образом перестроить  экономическую жизнь в странах - его участницах.

В дальнейшей работе Таможенного  союза предполагается ещё ряд  шагов, которые должны привести к  формированию Единого экономического пространства, что является достаточно цивилизованной формой совместного существования.

Создание единого таможенного  пространства, пусть пока еще в  рамках трех государств, - это шаг  на пути к европейским стандартам.

Скорее всего, в результате нового образования по-новому раскроются возможности современного бизнеса, ранее ограниченные внутренними границами трех государств. А процессы интеграции в различных областях, безусловно, будут способствовать совершенствованию многих важнейших процессов на пути объединения [25].

Анализирую вышеизложенный материал данной главы необходимо  подчеркнуть,что для принятия любого управленческого решения информация имеет огромное значения. Первым этапом принятия решения является сбор и обработка информации. От качества полученной информации зависит конечное решение. Оно может быть не только правильным или неправильным (в зависимости от результата), но может просто различаться по содержанию. Все это говорит о важности информационного обеспечения управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Переход таможенных органов страны на работу в соответствии с мировыми стандартами таможенного администрирования требует разработки нового механизма информационного контроля внешнеэкономической деятельности. Для этого, образующиеся аналитические подразделения в процессе своей деятельности обеспечат единообразие и научность в подходе к аналитической составляющей таможенного администрирования по всей вертикали таможенных органов.

Комплексность и структурированность  аналитической деятельности по всей вертикали таможенных органов обеспечат подготовку выверенных управленческих решений, позволят создать механизм информационного контроля по всем направлениям деятельности таможенных органов.

Кроме того, структурные  изменения в процессе организации  аналитической деятельности таможенных органов позволят сократить время и трудозатраты, необходимые при анализе информации по разным направлениям деятельности, поскольку одной из компонент совершенствования аналитической деятельности является проведение комплексных аналитических исследований на основе метатехнологии согласованного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности.

На основании вышеизложенного  определим аналитическую деятельность как процесс и целостную систему  взаимосвязанных компонентов.

С одной стороны, аналитическая деятельность предстает перед нами как динамичный процесс сбора, обработки, анализа и систематизации информации, а с другой, как организованная структура, основными элементами которой являются: аналитики, информационное, методическое, программное и нормативно-правовое обеспечение.

В связи с тем, что  на таможенную службу была возложена  функция формирования государственной  политики в области таможенного  дела, потребовалась структура, которая  могла бы не только составлять представляемые предложения, но соотносить их со всеми другими факторами, анализировать все программные и стратегические документы Аппарата Президента и Правительства РФ. И в итоге, все эти задачи были возложены на Аналитическое управление, которое было создано 15 января 2008 года.

Если раньше Правительство РФ давало какое-то поручение, которое таможенная служба выполняла и отправляла требуемые материалы, а Аппарат Правительства РФ готовил решения по представляемым материалам, то в настоящее время по определенным вопросам Аналитическое управление стало основным органом формирования соответствующих предложений.

В Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана нельзя будет  в обозримом будущем обойтись без применения информационных технологий. Об этом заявил заместитель Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Мурат Мусатаев.

По его словам, такой  вывод следует, прежде всего, исходя из самой логики развития общества, и в этот процесс информационные технологии вторгаются всё больше. Мусатаев также подчеркнул, что Концепция  создания интегрированной информационной системы взаимной торговли государств-участников Таможенного союза утверждена решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 19 января 2010 года. Этим же решением определён уполномоченный орган по созданию национальных сегментов системы, приняты соглашения о создании и функционировании соответствующей Евразийской системы.

Большое значение для  необходимого для роста товарооборота  Белоруссии, России и Казахстана использования  новых технологий во взаимной торговле государств-участников Таможенного союза имело однажды высказанное на одном из совещаний предложение о применении информационных технологий при обмене электронными документами взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза. Данный обмен, в свою очередь, сегодня позволяет избежать многих бюрократических неувязок при перемещении товара из одной страны-участницы Таможенного союза в другую. И предварительные данные, поступившие в единый центр таможенной статистики по взаимной торговле, свидетельствуют о росте данной торговли, который ускорился после формирования единой таможенной территории.

Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни