Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа
Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80
Решение третьей задачи связано с определением вектора развития ФТС под влиянием международных интеграционных процессов.
Четвёртая задача нацеливает аналитические подразделения таможенных органов на оценку итогов реализации таможенной политики. Речь идёт об оценивании решений вышестоящей системы, поскольку таможенная политика является сферой государства.
Пятая задача ориентирует аналитиков на оценку деятельности непосредственно таможенной системы. Решение этой задачи в современных условиях требует более широкого подхода к оцениваемым параметрам ФТС.
Шестая задача исходит из необходимости оценивания степени соответствия таможенной системы современным требованиям и определения уровня рассогласования между требуемым и имеемым.
Главным компонентом аналитической деятельности являются аналитики. Аналитики должны удовлетворять определенным требованиям.
Психологи выделяют следующие признаки аналитического интеллекта:
Глубина, гибкость, широта ума, быстрота, оригинальность, пытливость, интуиция
Таможенный аналитик должен хорошо ориентироваться:
- в вопросах внешней и внутренней политики;
- в проблемах рыночной экономики, финансов, маркетинга;
- в процессах мошенничества УВЭД;
- в окружающей среде;
- в поисковых системах Интернета;
- в местных и иностранных СМИ;
- в специальной тематической литературе;
- в грамматике и стилистике языка;
- в мире разнообразной справочной и словарной литературы.
Таможенный Аналитик должен:
- быть всегда в хорошей физической и интеллектуальной форме;
- быть всегда в курсе политики руководства;
- иметь под рукой определенный информационный задел;
- писать грамотно, понятно, по - возможности, кратко, избегать внесения в аналитический документ, околонаучных терминов;
- подстраиваться под стиль письма и разумения руководства;
- не паниковать в форсмажорных обстоятельствах;
- уметь объяснить руководству непонятные части подготовленного аналитического документа;
- при подаче аналитического документа на подпись руководству иметь под рукой основные материалы, которые использовались при его подготовке;
- не спорить с руководством, если делать какие – то замечания по ходу неудовлетворительного для аналитика рассмотрения документа, то очень доказательно [24].
Таможенный Аналитик не должен:
1.Писать заумно.
2.Стремиться объять необъятное.
3.Растекаться мыслью по древу.
4.Давать волю субъективным суждениям.
5.Быть категоричным в суждениях.
6.Делать выводы, не вытекающие из основного содержания аналитического документа, и на далекую перспективу.
7.Обижаться на внесенные руководством коррективы.
Системный анализ таможенной деятельности должен осуществляться не от случая к случаю, а носить такой же непрерывный характер, какой являет собой и таможенная деятельность как непрерывно развивающаяся в пространстве и времени операция. В этой связи исключительно важную роль имеет информационно-аналитическое обеспечение таможенной деятельности, поскольку непрерывность системного анализа может обеспечить только непрерывный информационно-аналитический мониторинг таможенной деятельности, воплощённый в определённой структурно-функциональной среде [13].
Для осуществления ИАД
в ФТС созданы соответствующие
организации: аналитическое управление
в Центральном аппарате и аналитические
подразделения в РТУ и
а) информационно-аналитическое обеспечение реализации функции ФТС России по выработке государственной политики в области таможенного дела;
б) координация и контроль работы в ФТС России по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, а также в части, касающейся таможенных органов, Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, правительственных программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых программ.
в) информационно-аналитическое обеспечение формирования позиции ФТС России по основным вопросам реализации таможенного дела, а также иным вопросам, затрагивающим компетенцию ФТС России;
г) анализ деятельности и эффективности исполнения функций таможенных органов;
д) прогнозирование (среднесрочное и стратегическое) направлений развития и показателей деятельности таможенной службы;
е) информационно-аналитическое обеспечение деятельности руководства ФТС России.
Подводя итог по первой главе следует отметить, что аналитическая деятельность состоит из трех разделов: методологического, технологического и организационного; ее главной задачей является разработка новых научных принципов анализа информации и обобщение существующих приемов и методов работы с информацией в интересах подготовки организованных и структурированных массивов данных для выработки оптимальных управленческих решений; применение аналитических средств позволяет целенаправленно совершенствовать качество имеющихся знаний и приобретать новые; повышает эффективность информационно-аналитической работы за счет алгоритмизации и стандартизации аналитических процедур и системности восприятия [6].
Обеспечение либерализации
внешнеэкономической
Деятельность таможенного органа непрерывна, а значит, для эффективного и качественного управления необходимо постоянно анализировать происходящие процессы. Аналитические подразделения появились во всех службах, что позволило существенно повысить уровень аналитической работы.
Следует учитывать, что информационное поле для аналитических исследований таможенной деятельности значительно шире. В него входят вопросы осуществления таможенных процедур, взаимодействия со сферой ВЭД, проблемы правовой и управленческой деятельности. Однако представленная структура аналитических подразделений в основном представляет возможность анализа только свершившихся фактов по конкретному направлению деятельности, что не создает условий для одновременного комплексного исследования всей таможенной деятельности, полноценного анализа возникающих ситуаций, прогнозирования их последствий и разработки необходимых системных решений [8].
Но до настоящего времени не решена главная аналитическая задача – обеспечение руководства таможенных органов по всей вертикали таможенной службы информацией до и после совершения факта – такого уровня информацией, которая позволит оперативно принять взвешенные управленческие решения, направленных на повышение эффективности работы таможенного органа и его подразделений. У каждого начальника таможенного органа должен быть аналитический центр, работающий постоянно по всем направлениям и функция. Принципиальным моментом в аналитической деятельности является регулярный характер этого процесса, что возможно лишь на основе создания в структуре управления ФТС России системы информационно-аналитического мониторинга. При этом недостаточно рассматриваются вопросы причинно – следственных связей в процессе таможенной деятельности, не выстраиваются таможенные процедуры и не оценивается эффективность взаимосвязей различных направлений деятельности таможенных органов. В результате получаемые оценки не позволяют адекватно отразить процессы деятельности таможенных органов.
Преобразование всех аналитических подразделений в единую систему, подчиненную начальнику таможенного органа, позволит:
- обеспечить единообразие и научность в подходе к аналитической деятельности по всей вертикали управления;
- обеспечить комплексность
аналитической работы и
- сократить время и
трудозатраты, необходимые при анализе
информации по разным
В общем случае организационную основу аналитической деятельности в таможенных органах должны составлять:
1. Теоретико–методологическое обеспечение системных исследований деятельности таможенных органов.
2. Система информации и информационные базы анализа, технологии автоматизации процессов анализа.
3. Система информационно – аналитического мониторинга.
4. Информационно – аналитическая служба.
Известно, что задачи анализа обычно рассматриваются как более значимые по отношению к задачам информатизации. Тем не иене исход данных для анализа создается в ходе сбора систематизации. Следовательно, рассматривая цикл образования информации и получения на основе исходных данных нового знания, необходимо в первую очередь обратиться к вопросу создания полноценных информационных ресурсов, а также средств пользования ими [14].
Процесс ресурсного обеспечения
информационно-аналитической
а) формирование проблемной области (задачи);
б) формирование перечня исходных данных;
в) формирование информационного потока;
г) предварительное хранение и обработка данных;
д) анализ данных.
Оперативно-аналитическая работа в правоохранительном блоке таможни есть комплекс мероприятий по информационному, а также аналитическому сопровождению деятельности оперативных и следственных подразделений. Содержание оперативного поиска информации силами и средствами можно определить как получение первичной оперативно-значимой информации с использованием ресурсов и специальной компьютерной технологией. К способам добывания информации, присущим ИАД в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД) таможенного органа, представляется возможным выделить следующие стадии ОРД:
- оперативный поиск;
- проверка;
- разработка и контроль;
- розыск.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сначала по внутренним и внешним каналам происходит передача данных оперативному подразделению, затем они анализируются с использованием определенных методов, диагностируются, планируются текущие оперативно-розыскные мероприятия, отслеживаются внешнеторговые операции, определяется риск несоблюдения таможенного законодательства и затем оперативный происходит поиск.
Так как аналитическая составляющая
оперативных подразделений
- цель (задание), например, собрать данные для анализа, осуществить оперативный поиск;
- для решения поставленной задачи выдвигается оперативная версия (на основе данных предыдущих аналитических исследований);
- формализация оперативной версии;
- подготовка запроса и его выполнение (надо помнить, что слишком краткий перечень условий влечет неполноту картины, а излишне широкие дадут объем информации, осознать который будет очень сложно);
- анализ результата. Один из наиболее ответственных этапов работы аналитика. Только от него зависит - увидит ли он исходные закономерности, сможет ли понять, какие криминальные действия стоят за словами и цифрами. Задача аналитической деятельности заключается в рассмотрении отобранных и систематизированных данных в их совокупности для основания утверждать о справедливости выдвинутой версии.
Основная цель деятельности отделения
заключается в повышении
Можно выделить следующие задачи данного блока:
1. Организационные задачи:
- организация и поддержание информационного взаимодействия с вышестоящими таможенными органами .
- организация информационного взаимодействия с подразделениями таможни (АСУ (автоматизированная система управления), ОКДТ(отдел по контролю за доставкой товаров)...);
- организация сбора данных от подразделений правоохранительного блока и предоставление им доступа к информационным базам.
2. Оперативные задачи:
- информационное и аналитическое сопровождение деятельности оперативных и следственных подразделений таможни;
- участие в планировании специальных и оперативных мероприятий в части их информационного и аналитического обеспечения, а также сбора данных и подведение итогов по ним;
- сбор и обработка информации от оперативных и следственных подразделений в рамках программных продуктов и форм отчетностей;
- представление информационных и аналитических материалов руководству таможни и вышестоящим таможенным органам;
- обмен информацией в рамках взаимодействия с другими правоохранительными органами [25].
3. Информационные функции:
- сбор и систематизация данных, относящихся к результатам правоохранительной деятельности таможни;
- изучение информационно-справочных программных продуктов других правоохранительных органов с целью применения их в правоохранительной деятельности таможни;
- формирование информационного массива в отделении и доведение его в порядке установленного доступа до подразделений таможни;
- доведение до сведения руководства и подразделений таможни об информационных возможностях отделения;
- обмен в установленном порядке информацией с другими правоохранительными и государственными органами.
Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни