Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

4. Аналитические функции:

- анализировать результаты деятельности:

- подразделений таможни;

- совместных мероприятий в рамках взаимодействия с другими правоохранительными органами;

- специальных мероприятий и операций.

- по рекомендованным методикам ГУБК( Главное управления по борьбе с контрабандой) ФТС РФ и МОТ(Московская областная таможня) проводить анализ деятельности правоохранительного блока таможни.

- представлять оперативным подразделениям в установленном порядке аналитические материалы о деятельности участников ВЭД, а также другие материалы, необходимые в их служебной деятельности.

- анализировать базу грузовых таможенных деклараций (ГТД) АСУ таможни с целью выявления предполагаемых правонарушений, совершенных путем заявленных недостоверных сведений в ГТД. Определение фирм - импортеров, которыми были совершены предполагаемые правонарушения при таможенном оформлении. Результаты анализа в виде материалов направлять в оперативные подразделения с целью проверки деятельности этих фирм.

- совместно с ОКДТ проводить анализ направленных, а также недоставленных товаров в зону деятельности таможни. Результаты анализа в виде материалов направлять в оперативные подразделения с целью проверки этих фирм [22].

Проведение в рамках взаимодействия с другими правоохранительными  органами совместного анализа внешнеторговой деятельности фирм, организаций.

- анализировать правонарушения, совершенные участниками ВЭД с целью ухода от уплаты таможенных платежей, и вырабатывать предложения по борьбе с ними.

Подготовка оперативных  аналитических материалов о состоянии  правоохранительной деятельности руководству таможни.

2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности

 

Важную роль в системе  управления рисками играет аналитическая  составляющая. Система управления рисками  связана с определением области  риска и вероятностью совершения правонарушений. На этой основе определяются критерии, которые взятые вместе, служат в качестве практического инструмента риска-сочетание факторов риска, основанная на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям. Данные процедуры выполняются в определенной логической последовательности. В первую очередь решаются вопросы стратегии решения задачи - определение области риска, а также критерии оценки риска, затем подлежат определению сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки, начиная с предпосылок ее заключения. Анализируются вопросы, связанные со сведениями об участниках сделки, сильные и слабые стороны, возможности и предпосылки возникновения риска. На третьем этапе анализируется сам риск. На данной стадии определяется вероятность наступления риска и потенциальные последствия его возникновения. Результатом анализа является определение уровня риска. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и установление его значимости, приоритетности. После решения данных задач определяется план действия, направленный на предотвращение совершения правонарушения, в том числе организационного характера [7]. Должностные лица таможенных органов, осуществляющие выявление и анализ рисков, используют информацию из источников:

  1. базы данных электронных копий поданных, а также зарегистрированных и оформленных ГТД;
  2. базы данных электронных уведомлений о направлении товаров;
  3. базы данных электронных копий деклараций таможенной стоимости и корректировок таможенной стоимости (КТС);
  4. базы данных электронных копий таможенных приходных ордеров;
  5. базы данных автотранспортных средств;
  6. базы данных фактического вывоза товаров;
  7. базы данных электронных журналов;
  8. центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);
  9. базу данных информационного обмена с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
  10. базу данных внешней торговли ЕС;
  11. базу данных внешней торговли стран - участниц СНГ;
  12. базу данных по итогам внешней торговли МВФ;
  13. базу данных внешней торговли ООН (Comtrade);
  14. базу данных международной торговли;
  15. базы данных паспортов сделок;
  16. образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
  17. базы данных, содержащие информацию об уголовных делах и делах об административных правонарушениях;
  18. единый информационный банк данных правоохранительных органов для обмена информацией о физических и юридических лицах, подозреваемых в незаконном обороте и контрабанде оружия;
  19. оперативную информацию;
  20. информацию, полученную из средств массовой информации;
  21. информацию, полученную в результате оперативно-розыскной деятельности;
  22. информацию, полученную в результате расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Информация о рисках может быть передана в координирующее подразделение ФТС России любым  заинтересованным лицом через официальный  сайт ФТС России в сети Интернет.

Анализ информации проводится по направлениям, определенным Перечнем критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, который доводится до таможенных органов письмом ФТС России [7].

В целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, упорядочения и систематизации обмена информацией, взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками таможенных органов, подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками, в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза [21].

Подразделения таможенной инспекции  организовывают и проводят проверку достоверности сведений после выпуска  товаров и (или) транспортных средств с применением форм таможенного контроля, в том числе таможенной ревизии, установленных Таможенным кодексом. С этой целью подразделения таможенной инспекции в пределах своей компетенции и взаимодействия осуществляют:

- анализ информации о деятельности отправителей товаров, получателей товаров, лиц, ответственных за финансовое урегулирование, декларантов, таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков с целью выявления рисков;

- разработку проектов  профилей риска или подготовку  предложений о целесообразности  разработки проектов профилей;

- организацию, координацию и  проведение проверочных мероприятий; 

- анализ результатов проверочных  мероприятий, и при выявлении  рисков - передачу информации в подразделение координации и применения системы управления рисками (СУР) таможенных органов.

Проверочные мероприятия  проводятся подразделениями таможенной инспекции в общем порядке  в соответствии с положениями  таможенного законодательства Российской Федерации, правовых актов ФТС России.

В целях ускорения  актуализации информации, касающейся таможенного контроля, взаимодействующие подразделения по возможности используют современные технологии информационного обмена (электронная почта, телефакс).

Взаимодействие осуществляется при применении СУР в следующих  случаях:

- при анализе деятельности лиц, по которым подразделениями таможенной инспекции выявлены риски;

- при получении информации о деятельности лиц от подразделений координации и применения СУР по результатам анализа эффективности применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

- при получении информации  от подразделений таможенной  инспекции о лицах, в отношении  которых затруднены проверочные  мероприятия;

- при получении информации о деятельности лиц, у которых отсутствует индивидуальный таможенный номер (ИТН) в Центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности (ЦРСВЭД);

- при анализе информации  о деятельности лиц, перемещающих  товары, в отношении которых таможенный  контроль при таможенном оформлении  проводится не в полном объеме [13].

Организация взаимодействия подразделения таможенной инспекции таможенных органов проводят анализ информации о деятельности лиц, из источников, указанных ранее, с целью выявления рисков, разработки и направления проектов профилей. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов ежеквартально осуществляют обобщение результатов проведенных проверочных мероприятий. Информация о ревизионных мероприятиях, по результатам которых целесообразно рассмотреть вопрос о разработке проектов профилей рисков (проектов ориентировок), направляется в подразделения координации и применения СУР либо применяется подразделением таможенной инспекции для разработки проектов профилей риска самостоятельно.

Подразделение таможенной инспекции таможенного органа по запросу подразделения координации и применения СУР или структурного подразделения таможенного органа, по направлению деятельности которого выявлены риски, представляет информацию о результатах проведения проверочных мероприятий.

Проекты профилей рисков, направленные в ФТС России, рассматриваются совместно структурным подразделением ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск, Управлением таможенной инспекции (УТИ) и Главным управлением организации таможенного контроля (ГУОТК) в максимально короткие сроки:

- определение целесообразности издания правового акта ФТС России, содержащего профиль риска - в течение двух рабочих дней;

- подготовка профилей  рисков - в течение пяти рабочих  дней.

Структурные подразделения  таможенных органов проводят анализ информации о таможенном оформлении и таможенном контроле, а также анализ результатов применения прямых мер по минимизации рисков.

Результаты указанного анализа, касающиеся деятельности лиц, при необходимости проведения проверочных  мероприятий подразделениями таможенной инспекции направляются в подразделение координации и применения.

В случае отсутствия оснований  для проведения проверочных мероприятий  мотивированная информация об этом направляется в подразделение координации  и применения СУР таможенного  органа.

Контрольно-аналитическое подразделение УТИ после проведения анализа полученных документов и сведений, информирует ГУОТК о целесообразности разработки ориентировок, профилей рисков (либо внесения изменений в существующие профили риска (ориентировки), содержащие перечень лиц).

ГУОТК с учетом предложений  УТИ самостоятельно либо во взаимодействии с заинтересованным структурным  подразделением ФТС России разрабатывает  ориентировки, профили рисков либо вносит соответствующие изменения  в существующие профили рисков, ориентировки [17].

При выявлении уполномоченным должностным лицом таможенного  поста (ОТОиТК) в процессе декларирования товаров факта отсутствия у лица, перемещающего товары, ИТН в ЦРСВЭД таможенный пост (ОТОиТК) информирует  об этом по телефону отдел применения СУР таможни.

Отдел применения СУР  таможни в течение 15 минут с  момента получения указанной  информации направляет ее по оперативным  каналам связи в отдел таможенной инспекции таможни.

При проведении структурными подразделениями таможенных органов  анализа рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, информация о выявленных рисках передается в подразделение таможенной инспекции с целью принятия решения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Информация о результатах проведения таможенного контроля направляется подразделением таможенной инспекции в течение пяти календарных дней в УТИ ФТС России по оперативным каналам связи [22].

 

 

2.3. Аналитика информационного обеспечения  таможенной деятельности  транспортно-логистических процессов

 

Вопросы развития национальной экономики диктуют необходимость эффективной организации управления всеми ее звеньями, важнейшим из которых является транспорт. Его часто называют «Артерией экономики», и это сравнение недалеко от истины. Именно транспортная система обеспечивает перемещение материальных экономических потоков: пассажиров, грузов, багажа, почты…Она связывает в единое целое внешнюю и взаимную торговлю государств Таможенного союза, является важнейшим социальным и политическим звеном, элементом национальной безопасности и стабильности.

В современных условиях функционирования Таможенного союза вопросы интеграции процессов внешней и взаимной торговли и, как следствие, интеграции транспортных комплексов государств-членов Таможенного союза становятся особенно актуальными. Все издержки и несогласованности на наднациональном и ведомственном уровне отрицательно сказываются на практических проектах организации транзитных мультимодальных перевозок, экспортно-импортных операций, обеспечивающих процессов. Информация о логистических потоках внешнеэкономической деятельности, необходимая для принятия оперативных управленческих решений находится в разных, не связанных друг с другом источниках, у большого числа логистических субъектов. Проблемы с получением достоверной, полной и качественной информации приводят к снижению эффективности транспортно-логистических услуг, дублированию обеспечивающих функций, большому объему бумажной документации, росту необоснованных потерь [6].

Комплексное информационное обеспечение  транспортно-логистических процессов, быстрая оценка информации, принятие на её основе превентивных управленческих решений позволит реализовать новое качество транспортных услуг на территории Таможенного союза. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение этой цели, является взаимодействие информационных систем всех субъектов логистических цепочек транспортных процессов, и получение интегральной информации в любом требуемом разрезе на любом уровне детализации.

Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни