Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Сама жизнь заставляет использовать информационные технологии. Потребность в информации растет колоссально, и ее можно реализовать только с помощью информационных технологий.

Каким образом произвести анализ ценовой информации или объемов  поставок в какой-то регион определенного вида товара, или сравнить ввоз одного и того же товара в разные регионы России через разные таможенные границы по стоимости? Это можно осуществить только сбором информации в электронном виде, ее накоплением и обработкой современными информационными методами [17].

Следующая задача – это  автоматизация самого процесса таможенного  оформления и контроля, т.к. вручную  выполнить все операции невозможно. Если перелистывать «талмуды» бумажных документов, то, естественно, времени  на это уйдет слишком много, не говоря о качестве контроля.

Очень часто бытует мнение о том, что информационные технологии являются основным двигателем, который подталкивает процесс развития общества. Но наверное, эти процессы параллельны и дополняют друг друга. С одной стороны развитие информационных технологий является катализатором развития таможенных технологий: появляются новые математические методы и алгоритмы обработки информации для ее анализа, прогнозирования, оценки рисков недостоверного декларирования; появляются системы онлайновой (в режиме реального времени) аналитической обработки информации (OLAP-систем). Все это, естественно, способствует появлению потребностей в решении задач, которые могут быть решены с помощью современных технологий. Что называется аппетит приходит во время еды. С другой стороны изменение законодательной базы, необходимость следования тенденциям интеграции в мировую экономику требует автоматизации этих процессов. Здесь ярким примером является, например, создание системы контроля таможенного транзита, совместимой с новой европейской системой транзита (NCTS).

При внедрении и использовании современных информационных технологий в таможенной сфере возникают следующие проблемы:

Основные проблемы –  это ресурсы: людские, финансовые, временные;

Информационная система  таможенных органов – одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем.           ФТС работает в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, служба работает в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии.Хочется добавить, что общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и некоторых регионах России еще не достигло достаточного хорошего уровня. Стоит сказать еще и о том, что во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются [2].

Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных  кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень  большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.

Другая проблема - внедрение  новых информационных технологий.     На данный момент таможенная служба имеет достаточное количество перспективных IT разработок, которые «не лежат на полке», но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленностью технической инфраструктуры.

Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное  информирование, система контроля таможенного  транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, кадры-2, система финансово-хозяйственной деятельность и другие – требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 - 99%.

Кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашем случае это контроль процессов, которые происходят во внешнеэкономической деятельности и возможность влиять на эти процессы. К сожалению, существует и обратная сторона медали –таможенная служба становится заложником информационных технологий, и состояние процесса таможенного оформления напрямую зависит от качества и доступности информационных сервисов [18].

Что же касается подсчета экономического эффекта, то можно сказать, что это достаточно сложная задача. Ее многие пытаются решить и подсчитать в деньгах эффект от внедрения IT технологий, в том числе и обосновать бюджет на их развитие. Однако какой-либо методики подсчета не существует, хотя в ITIL (библиотека передового опыта в использования информационных технологий), сказано, что надо описать информационные технологии в виде сервисов, которые предоставляются «бизнесу» для осуществления самого бизнеса и заключить соглашение между IT и «бизнесом» об уровне обслуживания (SLA). Тогда наверно можно соотнести экономический эффект с затратами.

Честно говоря, пока не ясно, как применить эту теорию в отношении государственных органов, тем более не все измеряется деньгами, например на казахстанской границе с помощью инспекционно-досмотрового комплекса, а это программно-аппаратный комплекс таможенного контроля, было обнаружено 333 килограмма героина - сколько жизней при этом было спасено.

Что касается эффекта - попытайтесь на сутки отключить информационную систему таможенных органов, и увидите «эффект» сразу же в виде пробок на дорогах, километровых очередей на таможнях и несвоевременных поступлений таможенных платежей в бюджет государства.

Электронное деклприрование можно разделить на две части – «старое» электронное декларирование и новый проект электронного декларирования с использованием сети Интернет. Что касается «старого» электронного декларирования, то в основном те участники ВЭД, которые хотели и имели возможность подключиться к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов на уровне таможенного поста, уже подключились. В этом году запланировано, около сорока, новых таможенных постов по всей стране, которые будут иметь техническую оснащенность для приема деклараций в электронной форме. С учетом довольно затратного и сложного для участников ВЭД механизма подключения к ЕАИС таможенных органов, особого наплыва желающих ждать не приходится.

Что касается новой системы  электронного декларирования, с использованием сети Интернет, которая дает значительные преимущества по сравнению со старой системой, т.к. реально позволяет интегрировать информационные системы участников ВЭД с информационной системой таможенных органов и дает возможность удаленного декларирования товаров участниками ВЭД в любой таможенный орган, то здесь мы предсказываем довольно интенсивное развитие этой системы.

Стоит отметить, что разработанные  технические решения позволяют  использовать технологию представления  сведений в таможенные органы в электронной форме не только для электронного декларирования, но и для других целей, например для предварительного информирования.

В настоящее время  созданы предпосылки к развитию сети информационных брокеров, которые  могут оказывать услуги по электронному декларированию и предварительному информированию для не очень крупных участников ВЭД, которые не имеют возможности или не хотят самостоятельно подключиться к системе электронного декларирования, так как их затраты на подключение, приобретение оборудования, программного обеспечения, тестирование и т.д. могут перекрыть коммерческие интересы.

Поэтому здесь большое  поле деятельности для брокеров, фирм, производящих программное обеспечение, крупных участников ВЭД. Среди них: автозаводы, перерабатывающие компании, металлургические комбинаты, крупные торгово-закупочные компании и т.п.. Обычно это компании, у которых есть своя развитая информационная система, и которым нужна единая система управления и контроля всего технологического процесса, включая производство продукции, ее хранение, управление запасами, экспорт и/или импорт, транспортная логистика [18].

ФТС практически прекратила частные и локальные эксперименты в таможенных органах по представлению предварительной информации, которые были очень широко развиты в 2004 - 2006 годах. В конце 2007 года состоялась коллегия ФТС России, на которой была поставлена задача - создать единые типовые решения для того, чтобы сделать прозрачный и единый механизм для тех, кто собирается сейчас на добровольной основе, а потом, впоследствии, на обязательной основе предоставлять предварительную информацию. На данном этапе с таможенной службой активно работают такие компании как «РОСТЭК-Псков», «РОСТЭК-Выборг», «ТЛЦ».

В Москве есть заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности, которые хотят выстроить и автоматизировать полностью весь логистический процесс - заказ товара за рубежом, получение информации от своего контрагента, прослеживание всей цепи поставок, прохождение транспортным средством границ, прибытие товаров в таможню назначения, декларирование и выпуск в свободное обращение товара и так далее.

Что касается готовности к обязательному предварительному информированию, технически таможня будет готова к моменту вступления в действие соответствующего законодательного акта. С другой стороны, ФТС взаимодействует с внешними информационными системами. Взаимные ошибки всегда могут выявляться на поздних стадиях внедрения системы, как это показала практика, когда служба запускала «пилотный проект».

Кроме того, в планах ФТС создание портала предварительного информирования и электронного декларирования, в котором будет более упрощенная форма подачи сведений и получения определенных результатов обработки этих сведений. Создание такого портала позволит значительно расширить круг участников этих процессов.

Система МИАИС - это система  межведомственного информационного  взаимодействия контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска на границе. По концепции, система представляет собой интеграционный сегмент различных ведомств на базе государственного информационного центра, который разрабатывается Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмент пункта пропуска [3].

Вдобавок ко всему, МИАИС  должна содержать единую базу данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) др.

Естественно, что данная система должна значительно упростить  и оптимизировать процесс прохождения  транспортного средства в пункте пропуска за счет однократного ввода  сведений о транспортном средстве и  грузе, параллельной обработки сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.

Минкомсвязи проводил обследования готовности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на государственной границе к внедрению этой системы. Готовность Федеральной таможенной службы оценена на 69%, остальные ведомства от 30 до 0%.

Например: Россельхознадзор - 0%, т. к. собственной информационной системы в этой организации не существует, каналов связи для передачи данных нет, обработка ведется в бумажном виде, регистрация ведется либо в журналах, либо на локальном персональном компьютере.

Можно сказать, что работа по созданию этой системы идет вяло. План реализации концепции до сих пор не разработан.

В 2006 - 2007 годах ФТС  России организовала проведение работ  по созданию Межведомственной интегрированной  автоматизированной информационной системы  автомобильного пункта пропуска (аналог сегмента пункта пропуска МИАИС), но, к сожалению, погрязли в согласованиях с другими контролирующими органами на стадии технорабочего проекта и создания прототипа системы.

ФТС вынуждена была информировать Правительство об остановке данного проекта.

Похоже, такую систему  надо разрабатывать и внедрять силовыми методами под эгидой единого государственного заказчика - координатора этой работы, которым по утвержденной концепции  в настоящее время является министерство связи и массовых коммуникаций.

Федеральная таможенная служба всегда готова поделиться своими наработками и материалами и обязательно отправить полученные результаты работ в Минкомсвязи и другие заинтересованные ведомства, а также готова активно участвовать в процессе создания и внедрения МИАИС.

Полезное аналитическое  решение для понимания коррупции  предлагается Робертом Клитгордом (ВТО). Он отмечает, что коррупция часто  возникает, когда посредники (отдельные  лица и/или группы лиц) имеют монопольную  власть над клиентами, имеют свободу действий над предоставлением товаров или услуг и когда уровень их подотчетности низок. Согласно этим принципам вероятность возникновения коррупции можно описать простой формулой (1):

 

Коррупция = Монополия + Свобода  действий – Подотчетность          (1)

 

(К = М + С-П) Эта формула актуальна для ФТС России, где таможенная администрация является единственным органом, ответственным за определенные административные и правоприменительные функции, в которой должностные лица даже на сравнительно низком уровне имеют значительную свободу принятия важных административных решений по своему усмотрению и в которой низок уровень контроля и подотчетности вышестоящему органу.

С учетом особенностей действующего российского законодательства, в  том числе таможенного, и значения таможенного администрирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности в данную формулу необходимо добавить несколько составляющих, имеющих значение для формирования стратегии борьбы с коррупцией в таможенных органах, а именно К-конгроль, ДС - денежное содержание, Р - ротация кадров, СГЗ- социальная защищенность и НН- неотвратимость наказания.

Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни