Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Сущность информации заключается в совокупности отраженных в ней признаков объектов, систем, явлений и процессов, выделенной из более обширного объема. Информация всегда отражает изменение существующего знания.

Важность информации. Информация является важной, если она  релевантная, то есть имеет связь  с решением проблемы, и если ее использование может внести вклад в деятельность.

Достоверность информации. Не всегда легко установить, является информация достоверной или ложной, особенно если она содержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Имеются критерии, по которым можно судить о достоверности информации. К числу этих критериев относятся:

- критерий обоснованности (наличие подтверждений);

- критерий непротиворечивости;

- критерий авторитетности  источника и/или степени защищенности  носителя.

Ориентация на интеллектуальную обработку данных означает увеличение доли аналитической деятельности, повышение уровня связности информации и её системности. Управление осуществляется с учётом взаимодействия выше и нижестоящих систем. То есть по сути дела функционирование системы управления рассматривается в рамках одной системы. Принятие решений в системе в режиме реального времени означает, что информационные технологии позволяют организовать темп выдачи управляющих воздействий, согласованный со скоростью протекания процессов основной деятельности [21].

Существует два базовых  подхода к осуществлению эффективной аналитической работы. Эти два подхода, будучи применены последовательно, параллельно или в цикле, позволяют сформировать мнение о значимости поступившей информации, ее связи с иными знаниями, встроить ее в процесс управления.

Первый подход – «циркуляция». Он состоит в интенсивном обмене добытой информации в группе лиц, имеющих к ней прямое отношение. Это создает предпосылки к  сокращению временных затрат на устранение прямой или косвенной связи разрозненных сообщений. Например, при наличии каналов информационного взаимодействия между сотрудниками фирмы, отвечающими за разные участки ее деятельности, могут получить косвенное подтверждение слухи о возможном банкротстве конкурента, в результате их сопоставления с такими внешне не связанными фактами, как смена аудитора и изменение уставного капитала.

Второй подход – «синтез». Он состоит в соединении на манер  мозаики всех обрывков информации для  создания максимально полного представления о происходящем событии, деятельности конкурента. Это не всегда легко, потому что часто отсутствует ряд нужных элементов или они неподходящей формы. Иногда наоборот. Части подходят, давая ясное представление о ситуации.

Попытаемся сформулировать более строгое определение аналитики, рассматривая совокупность базисных процессов, определяющих ее сущность.

К числу наиболее значимых процессов, определяющих сущность аналитики  относится следующее:

- процесс анализа целей управления и формулирования задачи информационно – аналитической работы;

- процесс адаптивного управления сбором информации в интересах решения управленческих задач в условиях меняющейся ситуации;

- процесс анализа и оценивания полученной информации в контексте целей поступления, выявления сущности наблюдаемых процессов и явлений;

- процесс построения модели предметной области исследований, объекта исследований и среды его функционирования, проверка адекватности модели и ее коррекция;

- процесс синтеза нового знания (интерпретация результатов, прогнозирование и т. п.), необходимого для решения задач управления;

- процесс доведения результатов аналитической работы до субъекта управления.

Таким образом, аналитическая  деятельность – это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико – мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основе ее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа. Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании будущего.

Важным компонентом  аналитической деятельности является  информационно-техническое обеспечение, оформившееся в самостоятельную  подсистему.

Эта подсистема имеет свои структуры во всех таможенных органах и обеспечивает все виды таможенной деятельности, в том числе и аналитической.

Парадокс заключается  в том, что информации много, а  средств анализа мало и он недостаточно разработан и эффективен. Так, например, темпы роста БД  составляют в среднем около 600 тыс. записей в квартал только по копиям ГТД. БД ЕАИС  ФТС содержит бале 15 млн. документов общим объёмом более 90 гигабайт. Практикой показано, что в системах организационного типа сложилось определённое соотношение между видами деятельности на основе информации, которые показаны на рис.1.4.

 

 

Рис. 1.4. Виды деятельности на основе информации

 

Из данного рисунка  следует, что собственно аналитическая  деятельность не превышает 10% в общем объеме работы. Информационно-техническое обеспечение  АД организуется с соблюдением определённых принципов.  Основные принципы ИТО показаны на рис.1.5.

 

 

Рис. 1.5. Основные принципы ИТО

 

Взаимосвязь ИТО с ТД означает его нацеленность на предметную область ТД, учёт его специфики.

Комплексность автоматизации означает всесторонний охват информационными  технологиями всех видов деятельности ТС, функционирование на единой информационно-технической  базе.

Ориентация на интеллектуальную обработку данных означает увеличение доли аналитической деятельности, повышение уровня связности информации и её системности.

Управление осуществляется с учётом взаимодействия выше и нижестоящих  систем. То есть по сути дела функционирование системы  управления рассматривается в рамках одной системы [24].

Принятие решений в ТД в режиме реального времени означает, что  информационные технологии позволяют  организовать темп выдачи управляющих  воздействий, согласованный со скоростью  протекания процессов таможенной деятельности.

Процессы сбора, обработки, накопления, хранения и распределения информации представляют из себя относительно самостоятельный  вид деятельности, который в ТД  существует на собственной организационно- технической основе.

Эту организационно-техническую основу в соответствие с процедурой системного подхода можно выделить как систему  информационно-технического обеспечения (ИТО).

Как любая развитая целеустремлённая система  - система ИТО имеет  структуру, функции, состав, отношения и связи, а также цель функционирования.

Структура ИТО – это  структура ТО, так как ИТО  - подсистема ТО. Функции ИТО  - это  функции преобразования информации к виду, используемому в процессах  таможенной деятельности.

Состав ИТО – это  персонал, технические средства автоматизации, связи и передачи данных, нормативно-правовое обеспечение, методическое и программно-математическое обеспечение. Состав показателей первичной информации показан на рис 1.6.

 


 

Рис. 1.6. Состав первичной таможенной информации

Топология  информационных процессов в ИТО определяется иерархической структурой ЕС ТО России, то есть сбор информации также имеет иерархическую структуру.

Своеобразие информации, циркулирующей в ТС определяется многообразием видов таможенной деятельности, источников и потребителей  информации [1].

Многообразие видов  деятельности определяется в основном процессами ВЭТД, а также управленческой и деятельностью обеспечения  функционирования ТС.

Источниками и получателями информации являются ТО, участники  ВЭД, взаимодействующие системы и ведомства, а также БД таможен, РТУ, центральных органов и интегрированная БД ФТС.

Таможенная информация на Рис.1.9.распределена по видам деятельности и элементам обеспечения деятельности. Таможенную информацию можно распределить и  по другим  признакам:

в соответствие с  основными  подсистемами таможенной системы;

в соответствие с задачами ТО;

в соответствие с номенклатурой  таможенных органов и т.д.

В свою очередь может  быть детализирована и информация подсистем. Все проблемы таможенных систем и направления развития полностью имеют значение  как для системы ИТО в целом, так и для её подсистем.

Вопросами планирования, развития и внедрения ИТО занимается ГУИТ  - главное управление информационных технологий. В деятельности ГУИТ можно  выделить стратегическое, тактическое и оперативное планирование, что показано на рис.1.7.

 

 


 

Рис.1.7.Виды планирования ИТО таможенной деятельности.

 

Каждый вид планирования находит своё отражение в соответствующих  документах:

1. Концепции информационно-технической политики.

2. Концепции модернизации.

3. В сводной годовой заявке на оснащение таможенных органов.

Планирование развитием  ИТО нацелено на автоматизацию информационных процессов как таможенной деятельности в целом так и процессов  управления в частности.

В деле автоматизации  информационных процессов таможенной деятельности  можно выделить два  направления:

1. Создание АС, ориентированных на определённый вид деятельности.

2. Создание интегрированной АС таможенной деятельности [9].

 

1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы

 

Аналитическое обеспечение может рассматриваться:

- во-первых, как процесс мыслительной деятельности;

- во-вторых как система сил и средств, обеспечивающих мыслительную деятельность.

Аналитическое обеспечение - как мыслительная  деятельность, направлена на эффективную обработку  информации с целью выработки  оптимальных решений, совершенствования  качества имеющегося и приобретённого нового знания.

Поскольку аналитическое  обеспечение связано с обработкой информации, то используется также  такое понятие как информационно-аналитическая  работа или информационно-аналитическая  деятельность [17].

Информационная  деятельность включает в себя:

- накопление  информации, хранящейся в архивах,  досье, банках памяти и постоянно  обновляющейся;

- необходимое структурирование хранящейся информации по темам;

- передачу (по мере необходимости) сведений в аналитический отдел.

Аналитическая деятельность включает в себя:

- наличие ситуации, требующей её осмысления;

- принятие решения по анализу данной ситуации;

- наличие аналитиков;

- процесс получения дополнительной информации;

- анализ всей информации, собранной по проблеме;

- процесс её тематической обработки;

- подготовка варианта аналитического документа;

- составление аналитического документа;

- процесс его аналитической верификации;

- принятие управленческих решений по новому знанию.

До 1995 года информационно-аналитическая  работа в таможенных органах сводилась к снабжению вышестоящих инстанций отчетной и статистической документацией, а также к оценочной интерпретации контрольных показателей деятельности. Этот вид деятельности присутствует и сейчас. Аналитическая работа  осуществляемая в экономическом и правоохранительном блоках таможенной службы организуется по разному и базируется на свои аналитические подразделения [13].

В настоящее время  роль информационно-аналитической  деятельности в таможенных органах  повышается, что выразилось в создании Аналитического управления ФТС, являющегося структурным подразделением центрального аппарата.  ( приказ ФТС России от 29 октября 2007 года № 1326).

В месте с тем единая вертикаль аналитических подразделений  в ФТС до сих пор не создана, а на аналитические подразделения РТУ и таможен в значительной мере возлагаются функции, непосредственно не связанные с аналитической деятельностью [17].

Аналитическая деятельность в ФТС России организуется в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также указаниями и поручениями руководителя ФТС [17].

Основные  задачи аналитического обеспечения таможенных органов:

1. Определение перспектив  развития таможенных органов.

2.Анализ таможенной  деятельности в сфере экономики  Российской Федерации.

3.Анализ международных  и региональных интеграционных  процессов с участием Российской Федерации.

4. Анализ итогов реализации  таможенной политики.

5. Анализ деятельности  таможенных органов.

6.Анализ институционального  развития системы таможенных органов и пограничной политики.

Задачи аналитического управления отражают в целом спектр аналитической деятельности таможенных органов.

Решение первой задачи осуществляется методом прогнозирования с использованием моделей.

Вторая задача заключается в определении влияния таможенной службы на  экономику РФ.

Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни