Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:40, дипломная работа
Целью работы является изучение процесса организации аналитической деятельности в таможенном органе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие основные задачи:
- провести анализ содержания аналитической деятельности;
- изучить особенности аналитической деятельности в оперативном подразделении таможни;
- раскрыть значение информационно- аналитической деятельности в таможенном органе и разработать предложения по перспективам её развития.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ содержания аналитической деятельности 9
1.1. Аналитическая деятельность в современных условиях 9
1.2. Информационно-аналитические технологии как важнейший компонент аналитической деятельности 22
1.3. Аналитическое обеспечение в таможенных органах: роль информационно-аналитической деятельности в реализации задач таможенной службы 31
Глава 2. Осуществление аналитической деятельности в оперативном
подразделении таможни………………………………………………37
2.1. Структура аналитической деятельности в таможенном органе. Проблемы и пути их решения 37
2.2. Разработка проектов профилей рисков как процесс аналитической деятельности 43
2.3. Аналитика информационного обеспечения таможенной деятельности транспортно-логистических процессов 49
Глава 3. Предложения по внедрению перспективных инфотехнологий в
таможенные органы…………………………………………………....57
3.1. Информационно-программные ресурсы таможенных органов 57
3.2. Существующие проблемы и дальнейшее развитие 59
3.3. Пути интеграции в рамках Таможенного союза 67
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение 1 80
Современный принцип «единого окна» - это в первую очередь реализация интегральных технологических схем обработки данных, создание единого информационно – технологического пространства процессов внешней и взаимной торговли. Решению этой задачи на территории стран - членов ТС мешает отсутствие комплексных национальных и наднациональных нормативно-правовых основ работы транспортной логистики и, как следствие, отсутствие скоординированного, эффективно работающего механизма управления комплексными транспортно-логистическими ресурсами. На такое нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения, в рамках которых решаются вопросы технической поддержки и информационного обеспечения [26].
В отличие от ряда других стран, в государствах ТС отсутствуют механизмы лицензирования и сертификации транспортно-экспедиторских услуг, и, как следствие, строгая регламентация деятельности организаторов транспортно-логистических процессов, логистических провайдеров, экспедиторских компаний. Именно поэтому не приводят к успеху попытки «тиражировать» западные решения на отечественное нормативно-правовое поле внешнеторговой логистики, копирование чужих стандартов, без учета нашей специфики.
Задачу создания единой информационной среды, «единого окна» обслуживающего интегральные логистические потоки можно решить, создав единые корпоративные правила работы, опирающиеся на существующее отечественное и международное законодательство и научно-методический потенциал, не противоречащие им, но эффективно их дополняющие. На этом нормативно-правовом поле должны –должны базироваться взаимные договора, соглашения, технологические модели, регламенты, корпоративные стандарты, процедуры взаимодействия участников и пр. Идеологией создания единой информационной среды автоматизируемых бизнес-процессов управления внешней и взаимной торговли является принцип цельного рассмотрения всех логистических потоков сопровождающих функционирование интегральной системы, материальных, финансовых, документальных и информационных. Типичное для существующих ведомственных систем, раздельное понимание и изучение компонент и потоков в каждой из функциональных областей приводит к тому, что документальные потоки и, как следствие, данные или сведения в них, которые формируют информационные потоки, рассматриваются также раздельно, без их взаимосвязи и истории. Например, информационная система ФТС России на настоящее время является одной из лучших автоматизированных систем среди государственных ведомств страны. Но эта система не может и не должна играть роль интегральной системы управления иными бизнес процессами, отличными от таможенных. Таможенная служба нормативно должна оперировать только теми процессами, которые касаются таможенного дела, что на практике получается не всегда. В отсутствие четких нормативных актов транспортных ведомств, таможня регулярно начинает нормировать процессы транспортной экспедиции, вмешиваться в работу перевозчиков, агентов, терминалов. Но ведь внешнеторговые логистические цепочки начинаются значительно раньше того момента, когда груз поступает в распоряжение таможенных органов. Сначала заключается сделка, появляется внешнеторговый контракт, потом на сцене появляется экспедитор, и товар, принятый к перевозке, превращается в груз. Затем груз попадает на таможню и превращается в таможенный товар. Ведомство начинает регулировать свои ведомственные процессы, которые касаются только таможенного товара, затрагивая, к сожалению, и другие стадии сделки, и иные формы движения логистических потоков, о которых оно мало что знает и, нормативно, и не должно знать. По большому счету, таможенные органы не волнует вопросы движения логистических потоков, и им без разницы, что с товаром-грузом будет после. Ясно, что заниматься вопросами комплексной автоматизации управления процессами ВЭД таможенная служба не может и не должна. Аналогично, из за нормативной ограниченности автоматизированные системы и иных федеральных ведомств носят только корпоративный характер. Поэтому, попытки реализовать информационное «единое окно», возложив функции управления им на ту или иную систему федеральных ведомств, или даже создать некую межведомственную среду, волшебным образом автоматизирующую межведомственный информационный обмен (МИАИС), не затрагивая нормативный фундамент отечественной логистики ВЭД, обречены на неудачу [10].
Недавно Комиссия Таможенного союза провела большую конференцию, посвященную так называемому информационному «единому окну» и проблемам внедрения его на пространстве Таможенного союза. В ходе обсуждения подходов к этому «единому окну» для всех стала абсолютной истиной разница в подходах к нему в РФ и в Комиссии ООН и многих европейских странах.
Термины «единая среда» и «единое окно» в последнее время стали чрезвычайно популярны. В соответствии с Рекомендацией № 33 Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) функционал «единого окна» создается для улучшения эффективного информационного обмена между «торговыми» организациями (в нашем случае - субъектами транспортного комплекса) и государственными ведомствами. «Единое окно» определяется как механизм, позволяющий предоставлять информацию и документы, связанные с выполнением требований всех регулирующих органов, только один раз, одному агентству, и в стандартном формате. Это – идеал. Как всегда, надо учитывать национальную специфику и разницу в подходах к созданию «единого окна» в РФ и в Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В их подходе – экономика должна развиваться, потоки двигаться через границы с минимальными издержками, а государственные ведомства, учитывая необходимую информацию, контролировать процессы, не мешая им. И поэтому, «единое окно» наиболее эффективно создает специальная уполномоченная организация, которая с помощью интегрированной системы и специальных интегрированных технологий оказывает информационные услуги бизнесу и государству. В отечественном подходе роль «оконного» регулятора берет на себя государство. Причем «окон» становится сразу много – по числу контролирующих ведомств, поскольку считается, что главное - обеспечить контроль. При этом процедур контроля столько же, сколько и ведомств и они никак не связаны друг с другом. Как уже говорилось выше, все существующие ведомственные автоматизированные системы в первую очередь обеспечивают решение задач в интересах отдельных ведомств. Разница в подходах – очевидна. Результат мы видим на практике. Информация между ведомствами не передается, огромный бумажный документооборот, чрезмерные издержки, роль регулировщика логистики выполняет чиновник. За процесс в целом не отвечает никто. Очевиден вывод: действенно управлять сложным многокомпонентным процессом, искусственно разбитым на составные части без единого управления невозможно [20].
Только цельное и
Однако, то что мы можем наблюдать в настоящее время на практике, заставляет нас думать, что сделанные ошибки на поле межведомственной автоматизации никого не учат. В который раз делается попытка передать разработку важнейшей интегральной информационной системы специалистам только в области информационных технологий в другом ведомстве, оторвав управление и организацию всех работ от специалистов в области логистических процессов, от технологов, практиков и правовиков Комиссии таможенного союза. Неужели неудачных проектов по разработке именно в такой идеологии МИАИС недостаточно, чтобы проанализировать ошибки и обсудить их?
Следует различать бизнес-процессы,
подлежащие информатизации, и бизнес-процессы
самой информационной системы. У
нас сложилась следующее
Единая информационная среда – это электронная версия информационного поля, поддерживаемая совокупностью программно-технических средств. Основу среды составляют стандартизованные форматы данных и электронных документов, унифицированные протоколы информационного взаимодействия, описания бизнес-процессов в предметных областях в новых условиях (с учетом широкого информационного взаимодействия) опирающиеся на международные стандарты в области транспорта и внешней торговли. В первую очередь – именно описания бизнес-процессов. Единая информационная среда – это также специальные регламенты, упрощающие формальности транспортных перевозок по территории стран Таможенного союза, процедуры информационного взаимодействия участников транспортного процесса. Инновационный способ управления транспортными ресурсами логистических субъектов должен базироваться на оперативном получении информации со всех сегментов национальных транспортных комплексов, участников транспортных процессов, министерств и ведомств, занятых в их реализации контроле, международных транспортных организаций. Анализ этой информации даст возможность управленцам принимать правильные и своевременные решения, контролировать их реализацию, формировать перспективное нормативно-правовое поле внешней и взаимной торговли. Принцип интеграции информационно-технологических ресурсов, принцип управления в режиме «единого окна» направлен на ускорение процессов экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и создание благоприятных условий деятельности их субъектов хозяйствования.
С его помощью становится
возможным осуществление
Делая вывод по настоящей главе мы видим, что система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.
Руководители таможенных служб стран мира сходятся во мнении, что автоматизация управления и внедрение новых информационных технологий, не смотря на высокий уровень затрат, не является прихотью, но представляет собой суровую необходимость.
Ранее мы рассмотрели некоторые информационные ресурсы центральной база данных ГНИВЦ.
Перечень информационных ресурсов ЦБД ЕАИС, программных средств доступа к ним, включенных в ФАП ФТС России и программных продуктов для участников ВЭД представлен в приложении 1.
Рассмотрим, например, современные средства программного обеспечения, используемые в таможенных органах и предназначенные для сбора информации, с целью подготовки проведения анализа.
Рассмотрим их основные достоинства и недостатки.
Средствами сбора основной статистической информации, используемой для проведения различных аналитических задач, на уровне таможня - пост, являются:
- КПС «Мониторинг-анализ»;
- ПЗ "Анализ информации";
- КПС «АСТО анализ»;
- внутренний программный модуль таможенной
статистики, в КПС
«АИСТРТ-21».
КПС «Мониторинг-анализ»: Данное программное средство (далее ПС) обеспечивает предоставление информации о деятельности таможенных органов в области таможенного оформления грузовых таможенных деклараций (далее ГТД) и таможенных приходных ордеров ( далее ТПО).
Данная информация может быть затребована пользователями в зависимости от поставленных задач:
- участники таможенного
оформления (таможенные органы, должностные
лица таможенных органов,
- динамика процессов таможенного оформления.
Основная процедура
деятельности пользователей «Мониторинг-Анал
Данное ПС, хорошо зарекомендовало
себя на всех уровнях. Благодаря интуитивно-
Однако в связи с тем, что программное построение запросов не может учитывать всех особенностей таможенного оформления грузов, а так же в связи с тем, что расчет данных происходит на основании информации центральной базы данных ФТС РФ, которая имеет некоторую задержку в сборе оперативных данных, использование этих данных для проведения анализа, требующего большой степени приближения по времени - весьма затруднено. Так же значительным фактором не позволяющим использовать это ПС в качестве средства сбора данных для проведения анализа, является тот факт, что результат проведенной выборки невозможно перенести в таблицы, он видим только на мониторе пользователя.
ПЗ «Анализ информации»; КПС «АСТО анализ»: данные ПС выполняют одинаковые функции, используя практически одинаковый набор фильтров и возможность составления запросов в SQL формате.
Хотя следует отметить, что текст SQL-запросов в ПЗ "Анализ информации" составляется с соблюдением синтаксиса ODBC, поскольку связь с базой данных осуществляется через ODBC-драйвер, и потому несколько отличается от классического SQL.
Из опыта можно отметить, что данные ПС являются основными инструментами в работе аналитических отделов и групп, звена таможня-пост-отдел [26].
Работа в среде данных ПС, требует от специалиста специфических знаний по обращению с этими программами, особенностями их интерфейса и временных затрат связанных с обработкой большого массива информации. Внутренний программный модуль для ведения статистики, в КПС «АИСТ РТ-21»: данное ПС, является инструментарием инспектора отдела статистики и предназначено для получения оперативных данных по основным параметрам таможенного оформления.
В силу небогатого инструментария обработки данных используется в звене отдел - пост и для решения сложных аналитических задач не применяется.
Федеральная таможенная служба признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT- проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам. Использование современных информационных технологий (IT) в аналитической деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ.
Информация о работе Развитие информационных технологий аналитической деятельности таможни