Развитие творческого мышления на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:08, дипломная работа

Описание

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 130.67 Кб (Скачать документ)

  2) Поскольку  для проявления креативности  очень важно иметь высокую  самооценку, целесообразно воздействовать  на нее путем повышения внешней  положительной и минимизации  внешней отрицательной мотивации. 

  3) Исследователи  биографий творческих личностей  отмечают, что творчество проявляется  слабее, если в эмоциональной  сфере устанавливается относительно  продолжительная стабильность, и  наоборот, сильный всплеск творчества  нередко может вызвать посттравматический  стресс [5] либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов  можно предложить такие методы  воздействия, как, например, резкая  смена обстановки, окружения, сферы  деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно  этим способом преодолевали свой  кризис творчества).

  На основании  анализа имеющихся в распоряжении материалов, можно сделать следующие  выводы:

  – Большинство  авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов  согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая  роль переходит от одной структуры  к другой;

  – несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

    Например, большинство исследований строятся  с использованием творческих  задач, в то же время до  сих пор не существует единого  мнения о том, какие же задачи  считать творческими. Отечественным  представителем информационного  подхода Г.А. Голицыным [3] предложен  следующий критерий: если решение  (или множество решений) задачи  лежит за пределами множества  исходных представлений (т.е. сферы  сознания) субъекта, то именно такую  задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход  к определению творческих задач,  предложенный современным исследователем  творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых  доступны машинному моделированию,  не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества" [11, с. 13].

  Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие  же личностные особенности считать  основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями  упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как  независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к  риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и  эмоциональная лабильность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 глава. Развитие творческого мышления  на уроках информатики.

      Информатика начинается вовсе  не с компьютера, что кажется очевидным, а с  загадки, проблемы. Чтобы у школьника  развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие  потребности в  записях. Только через  преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может  войти в мир  творчества. А в  наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь  успеха. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

      2.1. Нестандартные уроки информатики

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны  желания учиться. Для того чтобы  они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны  взрослых. Задачи педагога, используя  разнообразные методы обучения, в  том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у  детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать  процессы перестройки, переключения, поисковой  активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить  удовольствие от обучения.

     Чтобы  любой урок  был направлен на  развитие творческого мышления  учащихся, учителю необходимо при  его проведении ориентироваться  на следующие принципы:

    1.Учитель  должен пользоваться современными  педагогическими развивающими технологиями; ориентированными на развитие  и способности учащегося быть  субъектом образовательной деятельности  как процесса своего развития  в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

    2.Принцип  «принятия другого». Согласно данному  принципу учитель должен изначально  принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью  со своими, уже сложившимися, особенностями.  Это означает, что отношение ученик-учитель уже не может строиться по логике объективно-субъективного взаимодействия.

    3.Принцип  проектирования и реализации  образовательной среды, способствующий  раскрытию творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», то есть умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому чему учить,  как учить и зачем учить.

    4.Принцип  сотрудничества. Чтобы на любом  уроке у учащихся была возможность  развивать свои  творческие способности, учителю в ходе проведения урока необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.

    Обязательные  условия проведения урока, направленного  на развитие творческих способностей  учащихся, можно сформулировать  следующим образом.

    1. Учитель  должен принимать все ответы  и реакции детей (устные и  письменные ответы; ответы, имеющие  литературную и нелитературную  форму; ответы в графической  и пластической форме, в форме  поведения и реакции на другого  человека).

    2. Необходимо  обеспечить независимость выбора  и принятия решений учащимися  для того, чтобы они могли самостоятельно  контролировать собственное продвижение.

    3. Каждой  идеей ученика учитель должен  восхищаться.

    4. Ошибка  ученика должна использоваться  как возможность нового, неожиданного  взгляда на что-то привычное.

    5. Непременным  условием проведения урока является  положительная поддержка личности  каждого ребенка.

    6. Во  время урока исключается всякая  критика личности и деятельности  детей.

     7. Следует шире использовать в  учебной деятельности повседневный  опыт детей.

    Основная  задача такого урока - помочь  раскрыть собственные возможности  ученика.

    Вместо  традиционной задачи усвоения  при развитии творческого потенциала  ребенка ставится задача целостного  проживания им ситуации, при котором  обязательно должны быть задействованы  эмоциональные механизмы! Поэтому  то, что в ходе обычного урока  чаще всего является помехой  (эмоциональные реакции ученика  по отношению к происходящему), при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель. 

    Принципиально  важно, чтобы на каждом уроке  ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались  вера в свои силы и познавательный  интерес. Интерес и успешность  обучения — вот те основные  параметры, которые определяют  полноценное интеллектуальное и  физиологическое развитие ребенка,  а значит, и качество нашей  работы с детьми. 

    Ученые  отмечают, что развить сразу весь  комплекс свойств, входящих в  понятие «творческое мышление»,  невозможно. Это длительная, целенаправленная  работа, поэтому эпизодическое использование  творческих задач не принесет  желаемого результата. Познавательные  задания должны составлять систему,  позволяющую формировать и развивать  все многообразие интеллектуальной  и творческой деятельности учащихся  и обеспечивать переход от  репродуктивных формально-логических, действий к творческим. Необходимо  также помнить, что творческие  способности рассматриваются как  то, что не сводится к знаниям,  умениям, навыкам, но объясняет  (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование  на практике. Поэтому нельзя не  отметить огромное значение для  развития творческого мышления  уровня развития психических  механизмов — памяти, внимания, воображения  и др. К сожалению, именно этим  так мало занимается нынешняя  школа, хотя можно планировать  работу по их формированию  и развитию на основе специально  разработанной системы задач,  заданий и упражнений, и ввода  рациональных приемов (в том  числе и алгоритмов), ориентированных  на организацию управляемой деятельности  учащихся. Принципиальное значение  в данном случае имеет и  отработка приемов умственной  деятельности.

    Структура  творческого урока включает в  себя четыре этапа.

    Первый  этап. Разминка. На этом этапе  преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно  снижается за счет ограничения  времени на ответ, применения  «обманных» заданий, чередования  вопросов из разных областей  знания, что помогает развитию  у детей способности быстро  переключать внимание с одной  деятельности на другую. 

    Цель  применения познавательных задач  во время разминки: способствовать  подготовке памяти, актуализация  полученных ранее знаний к  выполнению творческих заданий,  создание благоприятного эмоционального  фона и т. д. 

    Э.  Кант в свое время писал,  что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность  и проворство припоминания. Именно  это «проворство припоминания»,  или, выражаясь современным языком, готовность памяти, является одним  из важнейших условий РТС. Ученые  доказали, что для возникновения «озарения» (инсайта) очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний. Плохая память, как известно, — это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

    Обучение  должно быть победным! Особую  роль в этом играют одобрительные  реплики, стимулирующие работу  учащихся и вселяющие в них  уверенность в свои силы. («Хорошо,  молодец! Не получилось — ничего  страшного, зато я вижу, что  ты активно работаешь, проявляешь  умение мыслить, — и успех,  конечно же, придет!») Подавляющее  большинство учащихся, как правило,  стараются работать изо всех  сил, используя все свои возможности  и способности. Очень важно  помочь тем, кто послабее, поддержать  и вдохновить их, вселить уверенность  в том, что все препятствия  преодолимы (разумеется, если учитель  — друг, союзник, помощник).

    Второй  этап. Развитие психических механизмов  как основы творческого мышления (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению  П. Блонского, проявляет себя  в рациональных способах запоминания  и припоминания. На этом этапе  следует заниматься работой по  их формированию и усовершенствованию  на основе специально разработанных  репродуктивных и логически-поисковых  задач, ввода рациональных приемов,  в том числе и алгоритмов, ориентированных  на организацию управляемой, а  не путем проб и ошибок, деятельности  учащихся. 

Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках информатики