Развитие творческого мышления на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:08, дипломная работа

Описание

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 130.67 Кб (Скачать документ)

        Работа над проектом предполагает  следующие этапы:  
I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ  
II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  
Ш этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ  
IV этап_____ ТЕХНИЧЕСКИЙ  
V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА  
Рассмотрим коротко поэтапно.  
                         I этап. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ:  
— выбор и осмысление предмета исследования (рассмотрения);                   

      — формулирование темы проекта (желательна необычная формулировка);  
— формулирование проблемных вопросов;  
— осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;  
— первичное определение логики изложения и структуры проекта. Общая тема проектов сообщается учащимся в самом начале учебного года (в начале изучения темы, конкретно к какому-либо уроку или его фрагменту). Ученики выбирают тему своего индивидуального проекта.                       

       II этап. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:

      — поиск и подбор материала по выбранной  теме;                                                       

      — подготовка <домашней страницы» —  Карты презентации. 
Домашним заданием является поиск и подбор материала по теме проекта, выполнение практических упражнений, решение задач.  
                                III этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:  
— окончательная формулировка целей и задач проекта;  
— корректировка логики изложения и структуры проекта;  
— формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.  
                                IV этап. ТЕХНИЧЕСКИЙ:  
— графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);  
— подготовка слайда «домашней страницы» — Карты презентации;  
— текстовая часть (набор и форматирование текста);  
— компоновка страницы, слайда, сайта (оформление);  
— работа над презентацией (сайтом, бюллетенем и т.п.).  
   На уроках информатики учащиеся осваивают ту или иную технологию (изучаются презентации, язык конструирования и разметки документов НТМL                         

      V этап. ЗАЩИТА ПРОЕКТА  
    Оформление и защита проектов позволяют определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов.  
     Защита проектов происходит на научно-практической конференции в рамках математической недели или любой предметной недели. 
Работу с проектом можно продемонстрировать следующей схемой.             

      Тема  проекта    ................................  
Исполнители:

      Структура проекта: 

        

      При этом оценивается:

      • содержание проекта,                                                                                                                                                                        

      • его актуальность,  
• авторские выводы,  
• авторские находки,  
• техническое исполнение,  
• сама защита,  
• умение представить свою работу,  
• ответить на вопросы товарищей,  
• умение отстаивать свою точку зрения,  
• умение держаться на сцене и говорить.  
    Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.  
Для совершенствования и систематизации накопленного опыта необходимо создавать банк проектных работ. Преподаватели, использующие проектный метод в учебном заведения, обязательно создадут и будут постоянно пополнять электронную библиотеку проектов учащихся.  
3.4.  Характеристики успешных проектов  
• Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.  
   Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.  
• Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.  
  При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

      • Проекты управляются Основополагающими  Вопросами.  
   Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в Основополагающем Вопросе, Вопросах Учебной Темы, Частных Вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.  
• Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.  
 Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью  различных типов оценки и многочисленных контрольных точек. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.  
• Проекты имеют связь с реальным миром.  
Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.  
• Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.  
Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражением и осознания самостоятельности учебной деятельности.  
• ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.  
МТ используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web-сайтах или проводят презентации за пределами класса, решал реальные проблемы.  
• Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.  
Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.  
• Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.  
Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д.

      3.5. Разработка мультимедийных проектов с помощью программы Power Point

      Power Point файл презентаций, который имеет расширение имени .ppt и содержит набор слайдов. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Кроме того, можно изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что, кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику.  Проекты обычно содержат управляющие элементы. Например,

    ·      интерактивность – возможность для человека управлять ходом презентации при ее просмотре.

    ·      гиперссылка - какой-либо объект слайда (рисунок, заголовок, текст и т.д.)

    ·      анимация - движение какого-либо объекта.  

        Презентации можно создавать  для любой школьной дисциплины  или классных часов. Компьютерные  презентации применяются в рекламе,  при выступлениях, на конференциях  и совещаниях, используются в  процессе объяснения нового материала.       

         В данном презентации «Создание презентации» подробно рассмотрен проектный метод составления презентации.

      3.6. Творческие задания и проекты, создаваемые в Мiсгоsоft Ехсеl    

      Электронные таблицы (табличные процессоры)- это  компьютерные программы, имеющие вид  таблицы, в ячейках которых могут  находиться данные различных типов: тексты, даты, формулы, числа и т.д. Они предназначены для работы экономистов, бухгалтеров, инженеров, т.е. всех тех, кому приходится   работать с большими массивами числовой информации. При помощи Мiсгоsоft Ехсеl можно создавать интересные и красочные проекты. Например, составить таблицы и построить графики основных функций, изучаемых в математике: параболу, гиперболу, кубическую параболу, тригонометрические функции, логарифмическую и показательную функции, степенную функцию, построить диаграммы. Также можно применить для выявления динамику успеваемости учащихся по предметам и качества знаний.            

        На уроках с учениками изучаем, как построить и как форматировать графики и диаграммы. Ученикам  можно давать сделать графики любых типов функции. Например, урок «Построение» и презентация "Создание графиков"» еще инструкция по созданию графиков "Инструкция" 

      3.7. Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях. Учащиеся создают свои проекты в среде графического редактора Paint и эти работы можно презентовать c помощью PowerPoint.      

        Для подготовки каждого, на  первый взгляд простого рисунка  в среде графического редактора Paint учащийся должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм “вырисовывания” предложенного рисунка. После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам. Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.    

        Практическая значимость проектной  деятельности состоит еще и  в формировании умения представлять  свою работу. Поэтому завершающим  этапом выполнения проекта является  его защита, коллективное обсуждение. При защите учащиеся обосновывают  причины и актуальность выбранной  темы, доказывают правильность выбранной  структуры, ее оригинальность, описывают  проблемы, возникшие при создании  проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт.  При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одноклассников.

      3.8. Использование языков программирования    

        Программирование  важный раздел курса «Информатик а и ИКТ». Программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Это не только полезное, но и очень интересное занятие. Программирование осуществляется на языке Бейсик. Этот язык программирования наиболее прост и доступен для школьников. Систему программирования называют также средой проектирования. Учащиеся должны научиться создавать пусть не очень сложные, но настоящие программные приложения или свои проекты. При этом у них развивается навыки алгоритмизации и программирования; формируется умения образного и теоретического мышления также умения планировать свою деятельность.         

                  При изучении темы «Графика в Бейсике»  начальных знаний по программированию не требуется. Ученик уже владеет знаниями основ работы на ПК. Ученики при изучении курса «Компьютерная графика»  рассмотрели применение основ компьютерной графики в различных графических программах; научились создавать собственные изображения; они знают особенности, достоинства, недостатки растровой и векторной графики; и знают от чего зависит качество изображения в компьютере; как расположена система координат графического поля и умеют находить координаты точки; способы получения цветовых оттенков; способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата.   

        При изучении темы «Графика в Бейсике» придется изучать операторы машинной графики. Это те операторы, с которыми можно проектировать. Их можно даже назвать простейшими инструкциями рисования. У меня для этого есть тоже презентация. На одном уроке можно изучать эти операторы. Использование проектной деятельности позволяет учащимся быстро и успешно усваивать знания по курсу, уметь создавать самостоятельные программы и проекты, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность. Показ презентации с графическими инструкциями помогает развивать у учащихся эстетический вкус, творческое воображение.            

      3.9. Составление проектов для уроков математики и для других предметов   

        В основе проекта лежит какая-либо  проблема. Конечно, для ее решения  требуются знание основного курса  информационных технологий и  разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны  владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими  умениями. Таким образом, для грамотного  использования метода проектов  требуется значительная подготовительная  работа, которая должна проводиться  постоянно, систематически и параллельно  с работой над проектом.

      В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания. Кроме этого, обучающиеся при выполнении межпредметных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При выполнении исследовательских обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда: самостоятельно или под руководством учителя информатики и учителей-предметников пытаются сформулировать тему, проблему и задачи проекта, используют различные источники информации для сбора материала, проводят анализ собранной информации, презентацию готовых работ.

Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках информатики