Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:08, дипломная работа
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Метод проектов развивает у
учащихся познавательный
— индивидуализировать обучение;
— актуализировать знания и умения;
— изучать каждому учащемуся интересующие
его проблемы;
— выполнять работу каждому ребенку (что
очень важно) в собственном ритме;
— организовывать новое взаимодействие
входящих в одну группу учеников в процессе
их совместной исследовательской работы.
Главная педагогическая цель любого проекта
— формирование ключевых компетентностей,
под которыми в современной педагогике
понимается интегрированное свойство
личности, включающее взаимосвязанные
знания, умения, способы деятельности,
ценностные отношения, а также готовность
мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Внешние (видимые) компетентности проявляются,
как правило, в форме умений и способов
деятельности. Поэтому один из понятных
и вполне грамотных путей формулировки
целей проекта — выбор подходящих для
данного проекта общеучебных умений и навыков.
3.3. Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование
содержательной части проекта (с
указанием поэтапных
Главной задачей современной
школы является научить
Думается, что в процессе изучения
той или иной темы перед
учеником нужно ставить
Организовать решение задач можно через учебно-проектную деятельность. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
В школе его можно
Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. В зависимости от объема проекта различается и его оценка: сравнение работ участников проекта, степень индивидуальности можно осуществить внутри группы, класса, если проект небольшой, затрагивает небольшую тему. Можно защиту проекта осуществить при изучении темы проекта на уроке по соответствующему предмету.
Ниже предложен список таких
умений и навыков,
1. Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения
которой недостаточно знаний;
•
умение отвечать на вопрос: чему нужно
научиться для решения
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать
идеи, разрабатывать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую
информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию
у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов
решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные
связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умения коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с партнерами;
• умения взаимопомощи в группе в решении
общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки
в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс (продукт,
изделие);
• умение планировать деятельность, время,
ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать
их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности
(ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие
с взрослыми (вступать в диалог, задавать
вопросы и т.д.);
• умение участвовать в дискуссии;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навык интервьюирования, устного опроса
и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время
выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства
наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные
вопросы.
Преимущество проектного метода обучения:
—
навыки работы в команде;
— навыки общения;
— междисциплинарные навыки;
— развитие индивидуальных навыков участников
проекта;
— работа с личным сознанием.
Проектная деятельность, в какой — либо
отдельно взятой школе (гимназии, лицее,
училище, колледже) может осуществляться
по следующим основным направлениям:
- общие проекты (олимпиады, конкурсы);
— проектная деятельность в воспитательной
работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные
мероприятия);
— проектная деятельность в учебном процессе
(проект как вид задания, проект как переводной
экзамен);
— международные проекты (совместное
творчество школьников разных стран).
Проекты могут быть
На основе анализа опыта проведения проектов
и можно построить их типологию.
По доминирующей в проекте деятельности:
• исследовательские;
• информационные;
• творческие;
• игровые;
• практические;
• ознакомительно-
По предметно-содержательным областям:
• монопроекты (в рамках одной предметной
области);
• межпредметные.
По характеру координации:
• с открытой, явной координацией;
• со скрытой координацией (это относится
главным образом к телекоммуникационным
проектам).
По характеру контактов:
• внутренние или региональные (в пределах
одной страны);
• международные (участники являются
представителями разных стран).
По количеству участников:
• личностные (между двумя партнерами,
находящимися в разных школах, регионах,
странах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников);
• школьные (внутри одной школы);
• региональные;
• российские;
• международные.
По продолжительности выполнения проекта:
• краткосрочные (несколько уроков);
• средней продолжительности (от недели
до месяца);
• долгосрочные (от месяца до нескольких
месяцев).
Содержательная специфика проекта определяется
по доминирующей в проекте деятельности
учащихся.
Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Сущность исследовательского
Исследовательский
метод обучения предусматривает
творческое усвоение знаний. Учитель
может подсказать источники информации,
а может просто направить мысль
учеников в нужном направлении для
самостоятельного поиска. Но в результате
ученики должны самостоятельно и
в совместных усилиях решить проблему,
применив необходимые знания подчас
из разных областей, получить реальный
и ощутимый результат. Вся работа
над проблемой, таким образом, приобретает
контуры проектной
Творческие проекты. Такие проекты, как
правило, не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и далее
развивается, подчиняясь логике и интересам
участников проекта. Творческие проекты
предполагают соответствующее оформление
результатов. В данном случае следует
договориться о планируемых результатах
и форме их представления (совместной
газете, сочинении, видеофильме, драматургической
форме, празднике и т.п.). Оформление результатов
проекта требует четко продуманной структуры
в виде сценария видеофильма, программы
праздника, плана сочинения, репортажа,
дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной
игры, экспедиции и пр.
Ролевые, игровые проекты. Участники принимают
на себя определенные роли, обусловленные
характером и содержанием проекта. Это
могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои, которые имитируют социальные
или деловые отношения, осложняемые придуманными
участниками ситуациями. Результат этих
проектов либо намечается в начале их
выполнения, либо вырисовывается лишь
в самом конце. Степень творчества здесь
очень высокая, но доминирующим видом
деятельности все-таки является ролево-игровая,
Ознакомительно-
Цель проекта -> предмет информационного
поиска —> поэтапный поиск информации
с обозначением промежуточных результатов
—> аналитическая работа над собранными
фактами —> выводы —> корректировка
первоначального направления (если требуется)
—> дальнейший поиск информации по уточненным
направлениям —> анализ новых фактов
—> обобщение —> выводы, и так далее
до получения данных, удовлетворяющих
всех участников проекта —> заключение,
оформление результатов (обсуждение, редактирование,
презентация, внешняя оценка) —> результат
(статья, реферат, доклад, видеофильм и
пр.).
Практико-ориентировочные (прикладные
проекты). Результат четко обозначен в
начале. Результат обязательно ориентирован
на социальные интересы самих участников
(документ, созданный на основе полученных
результатов исследования, — по экологии,
биологии, географии, исторического, литературоведческого
и прочего характера, проект закона, справочный
материал, словарь, аргументированное
объяснение какого-либо физического, химического
явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной
структуры, даже сценария всей деятельности
его участников с определением функций
каждого из них, четкие выходы и участие
каждого в оформлении конечного продукта.
При этом изменяется роль
Изменяется и роль учащегося, который
вместо пассивного слушателя становится
личностью, способной использовать все
средства информации, которые ему доступны,
проявить свою индивидуальность, свое
видение, свои эмоции, свой вкус.
Практика показывает, что знания, добытые
самостоятельно и с хорошей мотивацией
наиболее прочны и эффективны. Ученики,
выполнившие некоторую серьезную работу
от начала и до конца, получают хороший
стимул для дальнейшей учебы, проходят
очередной этап самоутверждения в жизни.
Они видят, как полученные знания находят
практическое применение, что делает процесс
обучения значительно более эффективным.
Созданные в результате проекты наглядно
демонстрируют высокую эффективность
этого метода.
Проектное мышление необходимо взрослым
и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой
правильного проектирования своей деятельности,
планирования своей работы. Сегодня любой
человек должен предвидеть свою жизнь,
идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать
взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо
изменяющимся миром. Это означает, что
нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Проектный подход применим к изучению
любой школьной дисциплины и особенно
эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных
Применение средств
информационных технологий в процессе
обучения методом проектов способствует:
• формированию у учащихся определенных
знаний, умений и навыков для осуществления
информационной деятельности с компьютерной
техникой;
• развитию наглядно — образного, интуитивного, креативного,
творческого типов мышления;
• поддержанию мотивации применения информационных
технологий в учебной деятельности;
• развитию эстетического восприятия
любых объектов;
• формированию умений принимать оптимальное
решение или находить варианты решения
в сложной ситуации;
• развитию умений осуществлять экспериментальную
деятельность;
• развитию пространственного воображения
и пространственных представлений учащихся.
Современные информационные технологии
открывают новые перспективы для повышения
эффективности образовательного процесса,
являются мощным инструментом для наглядного
представления учебной информации.
Метод проектов способствует активизации
всех сфер личности школьника — его интеллектуальной
и эмоциональной сфер и сферы практической
деятельности, а также позволяет повысить
продуктивность обучения, его практическую
направленность. Проектная технология
нацелена на развитие личности школьников,
их самостоятельности, творчества. Она
позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный,
парный, групповой, коллективный.
Идея проектирования очень эффективна:
— ученик работает над какой-то темой
определенное время, лучше, если она выбрана
им самим, интересна ему;
— ученик имеет конкретную цель, использует
знания, приобретенные на других уроках;
— ученик получает в итоге результат своего
труда, который можно посмотреть, распечатать
и использовать.
Метод проектов предполагает, что вначале
некоторое количество занятий посвящается
преподаванию теоретического материала.
В течение этого времени дети получают
инструмент, при помощи которого они в
дальнейшем смогут решить поставленную
перед ними задачу.
Метод проектов позволяет организовать
применение полученных знаний для решения
той или иной проблемы. Это исследовательский
метод. Главное и, пожалуй, самое трудное
— это поставить вопрос, ответ на который
побудил бы учащихся провести маленькое
исследование.
По ходу работы ученики могут использовать
компьютер как инструмент поисковой и
оформительской работы. То есть первично
все же не использование компьютера на
уроке, а пробуждение мыслительной, исследовательской
деятельности школьников.
Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках информатики