Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:08, дипломная работа
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Что такое информационная модель? | Можно ли эту модель назвать информационной? |
Какие действия можно выполнять над папками? | Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)? |
Что такое чип? | Чип – это микропроцессор? |
Назовите основные устройства компьютера. | Мышь является основным устройством компьютера? |
Что понимается под производительностью компьютера? | Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту – это производительность компьютера? |
Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.
Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.
Одна
и та же задача может являться или
не являться проблемной, в зависимости,
в первую очередь, от уровня развития
учащихся. Задача становится проблемной,
если она носит познавательный, а
не закрепляющий, тренировочный характер.
1)
Вашему вниманию предлагается
проблемная задача с
Изучая тему «Виды адресации в электронной таблице MS Excel» (8 класс), можно предложить задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи – формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.
Далее
предлагается решить задача по формированию
прайс-листа туристической
Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.
При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».
Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена целенаправленно.
Задача способствовала активизации мышления учащихся, формированию умения увидеть проблему, сформулировать, выдвинуть гипотезу о её возникновении, предложить и апробировать разные способы решения этой проблемы.
Через актуальное, личностно-значимое содержание она вызывает эмоциональный отклик.
Данная задача это демонстрация частично-поискового метода, так как вызывает поисковую деятельность и приводит к активному усвоению новых знаний.
Использован приём столкновения учащихся с неоднозначным способом решения.
2) Как пример проблемной задачи, которая требует творческой, а не репродуктивной деятельности учащихся и является приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, предлагаем следующую:
При изучении темы «Программирование на языке Pascal» в начале урока детям предлагается следующая задача: Найти наибольшее число из трех заданных чисел. На доске записываются несколько троек чисел: 568, 742, 390.
Учащиеся называют максимальное число: 742. Вопрос: “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?” (сравнили числа друг с другом). Проблема: “А как компьютер сравнит три числа?” Надо обратить внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа. Можно обозначить одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С.
Учащиеся предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Составляют программу и проверяют правильность работы программы, вводят заданные числа и проверяют результат.
Следующий проблемный вопрос: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Как? Ответ обоснуйте.
Решение:
1.
Находим наибольшее из первых
двух данных чисел A и B, а
затем – максимальное из
Program
MAX1;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B, С);
if A>B then max:=A else max:=b;
if C > max then max:=C;
writeln(‘Максимальное значение=’,max);
end.
Вопрос: Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?
Учащиеся продолжают поиск решения задачи.
Предполагаемые решения учащихся:
2
способ. При решении задачи можно проверить,
является ли первое число A максимальным
и если не является, то сравниваем второе
и третье число B и C.
Program
MAX2; |
3
способ. Можно решить задачу, сравнивая
попарно все числа .
Program
MAX3; |
Чтобы убедиться в правильности выполнения программы, желательно рассмотреть ее выполнение с помощью таблицы значений. При проверке правильности выполнения программы необходимо рассматривать все возможные варианты А>В>С, А>С>В, В>С>А, С>В>А, В>А>С, С>А>В.
Следующая проблема: А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа в порядке возрастания или убывания?
Таким образом, данная задача создает проблемную ситуацию, следствием которой будет столкновение учащихся с неопределенностью, интеграция с математикой, то есть через содержание, через прием сопоставления фактов, рассмотрение задачи с различных позиций.
Метод частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем – определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.
Через решение данной задачи усиливается роль самостоятельного образования, инициативность.
Самостоятельный
поиск решения проблемной ситуации
развивает чувство
Глава 3. Проектный метод как один из способов развития творческого мышления на уроках информатики.
Проектный метод получил в настоящее
время очень широкое распространение
в обучении. Его можно использовать в любой
школьной дисциплине, где решаются большие
по объему задачи, желательно для учащихся
среднего и старшего звена.
Информатика хотя, стала изучаться сравнительно
недавно, но сразу же
при изучении этой дисциплины стал использоваться
проектный метод обучения. Сначала проекты
составлялись в школе с использованием
языков программирования (Ваsiс, Раsсаl),
сейчас же их изучают мало, и в настоящее
время проектная деятельность в информатике
базируется на прикладных программах
(презентации, электронные таблицы, базы
данных, язык гипертекстовой разметки
НТМI).
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.
Проектная деятельность
Реализация
метода проектов на практике ведет
к изменению роли и функции
педагога. Учитель при таком подходе
выступает консультантом, партнером,
организатором познавательной деятельности
своих учеников. В процессе работы
над проектом у учащихся появляется
потребность в приобретении новых
знаний и умений. Происходит процесс
закрепления навыков работы над
отдельной темой или крупным
блоком курса. Метод обучения – сложное,
многомерное,
3.1. Проектный
метод в преподавании
Основной целью проекта является
формирование творческого
мышления учащихся.
Существует множество классификаций методов
обучения, но почти в каждой в них присутствует
исследовательский метод, когда учащимся
дается познавательная задача, которую
они решают самостоятельно, подбирал для
этого необходимые методы и пользуясь
помощью учителя. Проектный метод можно
отнести к исследовательскому типу, при
котором учащиеся индивидуально занимаются
какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается
сотрудничество и продуктивное общение
учащихся, направленное на совместное
разрешение проблем, формирование способности
выделять важное, ставить цели, планировать
деятельность, распределять функции и
ответственность, критически мыслить,
достигать значимые результаты. В российской
педагогике этот подход связан с использованием
таких методов обучения, как проблемный
и проектный. Учебная деятельность в этом
случае ориентирована на успешную деятельность
в условиях реального общества. Результатом
обучения оказывается уже не усвоение
знаний, умений и навыков, а формирование
ключевых компетентностей, обеспечивающих
успех практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода является
гуманизм, внимание и уважение к личности
ученика, позитивный заряд, Направленный
не только на обучение, но и на развитие
личности обучаемых.
Слово "проект" в европейских языках
заимствовано из латыни и означает «выброшенный
вперед», «выступающий», «бросающийся
в глаза». Сейчас это слово начинают понимать
как идею, которой субъект может и вправе
распоряжаться как своей мыслью. В настоящее
время этот термин часто применяется в
менеджменте, означал в широком смысле
любую деятельность, представленную как
комплекс отдельных шагов. Это понимание
близко, но несколько отличается от того,
которое сложилось в русском техническом
жаргоне. Здесь проект — замысел какого-либо
нового объекта (здания, машины, механизма
или узла), материализованный в чертежах,
схемах и пр. документации.
В
педагогической литературе можно встретить
различные определения учебного
проекта. В любом случае учебный
проект основывается на следующих моментах:
• развитии познавательных, творческих
навыков учащихся, умений самостоятельно
искать информацию, развитии критического
мышления;
• самостоятельной деятельности учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени;
• решении какой-то значимой для учащихся
проблемы, моделирующей деятельность
специалистов какой-либо предметной области;
• представлении итогов выполненных проектов
в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада,
стенгазеты или журнала и т.д.), причем
в форме конкретных результатов, готовых
к внедрению;
• сотрудничестве учащихся между собой
и учителем («педагогика сотрудничества»).
3.2. Историческая справка о методе
проектов
Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник
он в начале ХХ века в американской школе,
применялся и в отечественной дидактике
(особенно в 20-З0-е годы). В последнее время
этому методу уделяется пристальное внимание
во многих странах мира. Первоначально
ею называли методом проблем, и связывался
он с идеями гуманистического направления
в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Джоном Дьюи,
а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на
активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его
личной заинтересованностью именно в
этом знании.
Работа по методу проектов предполагает
постановку какой-то проблемы и последующее
ее раскрытие, решение, что включает наличие
замысла или гипотезы решения проблемы.
Четкое планирование действий, распределение
(если имеется в виду групповая работа)
ролей, т.е. заданий для каждого участника
при условии тесного взаимодействия, ответственность
участников проекта за свою часть работы,
регулярное обсуждение промежуточных
шагов и результатов. Метод проектов эффективен
в том случае, когда в учебном процессе
ставится какая-либо исследовательская,
творческая задача, для решения которой
требуются интегрированные знания из
различных областей. Применение исследовательских
методик (например, исследование демографических
или экономических проблем в разных регионах
мира; создание серии репортажей из разных
регионов по одной проблеме, раскрывающих
определенную тему: проблема распространения СПИДа,
проблема влияния кислотных дождей на•
окружающую среду, проблема размещения
различных отраслей промышленности в
разных регионах и пр.). Проектная форма
педагогической деятельности эффективна
только в контексте общей концепции обучения
и воспитания.
Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках информатики