Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:51, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис».
Исходя из цели дипломной работы в процессе написания, ставятся основные задачи:
- определение особенностей туристского рынка и анализ элементов, характеризующих его специфику;
- анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»;
Введение
1. Теоретические аспекты совершенствования деятельности
туристских предприятий
1.1. Правовые основы деятельности туристских предприятий. Основные определения и понятия
1.2. История развития туристских предприятий
1.3. Методы совершенствования деятельности туристских предприятий
1.4. Современное состояние и перспективы развития туристских предприятий
2. Анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»
2.1. Характеристика туристского предприятия
2.2. Структура туристского предприятия
2.3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития предприятия ООО «Интурсервис»
3. Внедрение автоматизированной программы «САМО-ТурАгент» в деятельность ООО «Интурсервис»
3.1. Маркетинговое обоснование использования программы «САМО-ТурАгент» на туррынке г. Кемерово
3.2. Использование программы «САМО-ТурАгент» в деятельности ООО «Интурсервис»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Ведение реестра, внесение сведений в репутационную часть реестра и техническое обеспечение его работы осуществляет компания «Тонкости продаж». Юридическая поддержка проекта, проверка сведений, переданных компанией при регистрации, и выдача свидетельства о регистрации в Генеральном реестре туристических агентств – обеспечивает Юридическое Агентство «Персона Грата». Общественную поддержку, освещение в прессе и популяризацию реестра на потребительском и профессиональном рынке обеспечивает Российский союз туриндустрии [38].
Если компания внесена в Общероссийский Генеральный реестр туристических агентств. Участие в реестре служит целям легализации деятельности компании на туристическом рынке и повышения степени доверия потребителей к качеству туристических услуг, оказываемых туристической компанией. Для подтверждения статуса туристического агентства перед потребителями, деловыми партнерами и органами государственной власти необходимо Свидетельство о регистрации в Реестре. Свидетельство размещается в месте публичного доступа или «уголке потребителя» в офисе турфирмы.
Выдача Свидетельства производится по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, с подтверждением формальных сведений, указанных в бланке Свидетельства. Сведения подтверждаются соответствующими регистрационными документами.
Форма Свидетельства утверждена РСТ2. Свидетельство имеет срок действия три года. В случае изменения реквизитов, указанных в Свидетельстве, необходимо подтверждение измененных сведений и оформление нового бланка Свидетельства. Для предприятий, работающих в системе франчайзинга, Свидетельство выдается каждому самостоятельному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю [31, с. 15].
После проверки приложенных документов туристическому предприятию будет выдано именное Свидетельство о регистрации в реестре. Свидетельство направляется почтой, наложенным платежом по адресу, указанному в Заявке или выдается в офисе Юридического Агентства «Персона Грата».
Стоимость оформления свидетельства 2800 рублей. Для действительных членов РСТ скидка 20%. Оплата производится в безналичной или наличной форме, способ оплаты согласовывается в Заявке. Свидетельство выдается после подтверждения оплаты.
Туристская деятельность – туроператорская3 и турагентская4 деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [1].
Туристская деятельность, в соответствии с российским законодательством, представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия туризма располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономики.
Наиболее заметную роль в туристской деятельности играют организации, занимающиеся формированием и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных услуг.
В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида таких организаций: туроператор и турагент.
В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения, питания, экскурсионные услуги и т.д.
Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его продвижение путем участия в специализированных ярмарках, выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п. Реализация формированного турпродукта может осуществляться несколькими способами. Туроператор может реализовывать турпродукт через турагентов. При этом на него ложится ответственность за качество реализуемого турпродукта и достоверность предоставляемой информации перед туристом. Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле) [9, с. 53].
Не все туроператоры одинаковы. Существуют туроператоры, которые отправляют туристов за рубеж по договоренности с принимающими операторами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивает проезд и организовывает предоставление внутримаршрутного транспорта.
Другие туроператоры работают на приеме, то есть формируют туры и программу обслуживания в месте приема туристов. При этом используются прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, развлекательными заведениями и т.п.)
Турагенты, как правило,
занимаются только реализацией турпродукта
туроператора. Это организация-посредник,
работающая непосредственно на туристском
рынке с туристами и получающая комиссионное
вознаграждение.
Под турагентсткой
деятельностью, в соответствии с Законом
РФ «Об основах туристкой деятельности»,
понимается деятельность по продвижению
и реализации туристского продукта, осуществляемая
юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем [13, с. 4].
1.2. История развития туристских предприятий
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Рассмотрим особенности развития туризма в РФ на каждом этапе:
1. Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России;
2. Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций [18, с. 23];
3. Организационно - централизованный - начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий - эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно - за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа [18, c. 26];
4. Административно - нормативный (1969-1990 гг.)
- характеризовался быстрыми темпами развития
социального туризма и в то же время еще
более быстрым отставанием качества обслуживания
от стандартов индустрии туризма западных
стран. Попытки стимулировать развитие
туризма административными мерами только
обострили имеющиеся противоречия. К позитивным
итогам этого периода следует отнести
возросший интерес науки к проблемам туризма,
создание системы рекреационного проектирования,
начало формирования новой профессионально-
5. Переходный (с 1990 г.) - в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе [18, c. 28].
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
[23, с. 25].
Формирование российского туристского бизнеса началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
2. создание новых предприятий,
которые впоследствии стали
3. модификация старых
туристских предприятий путём
перестройки на разработку
Первыми туристскими фирмами в Новосибирске, Барнауле, Омске, Кемерово, Томске, Тюмени были «Интурист» и «Спутник», представлявшие собой туристский сектор советской экономики. Позже стали открываться бюро путешествий. В 1980-е гг. бюро путешествий и экскурсий имелись не только во всех областных и краевом центре Западной Сибири, но и во многих других городах [14, c. 16].
Однако в 1980-е гг. ощущалась нехватка туристско-экскурсионных кадров, особенно в летний период. Для решения этой проблемы высшие и средние учебные заведения ежегодно комплектовали из числа студентов инструкторские отряды для работы в туристских организациях в качестве инструкторов по туризму, экскурсоводов, руководителей групп транспортных путешествий. Сезонный характер занятости в туризме порождал неравномерное распределение рабочего времени, и как следствие этого, значительный удельный вес неполно занятых и текучесть кадров.
С развитием туристского рынка в 1990-2000-е гг. возникает потребность в подготовке кадров с новым типом мышления. Вузы региона открывают новые специальности, по которым осуществляется подготовка специалистов для предприятий турбизнеса. В регионе наблюдается «перекос» в сторону выпуска специалистов с высшим образованием. Для производства достаточного количества специалистов среднего звена и осуществления переподготовки в регионе начинает складываться многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов. В каждом учебном заведении Западной Сибири имеется своя специфика подготовки кадров, что отражено в данной работе.
К началу 2000-х гг. образовательный уровень работников турфирм региона значительно повысился. Так в конце 2002 года из 228 работников турфирм Алтайского края 116 имели высшее, среднее или дополнительное туристское образование. Но в целом в турфирмах Западной Сибири специалистов, имеющих специальное туристское образование, было недостаточно.
После распада СССР в декабре 1991 г. у туристских предприятий региона наблюдается резкое снижение обслуживания по количеству туристов в связи с ростом цен вследствие их либерализации [14, с. 24].
В то же время в период 1991-1998 гг. в туристском секторе региона произошли существенные изменения. В Западной Сибири появляются новые туристские фирмы – турагенты и туроператоры, относящиеся к негосударственному сектору экономики. Отличительной чертой переходного периода является исчезновение социального туризма, ориентированного на людей с низким уровнем доходов. Деятельность турфирм региона в этот период была направлена на извлечение быстрой прибыли, поэтому развивать социальный туризм было не в их интересах. В Западной Сибири преобладало развитие выездного туризма. В Кемеровской области практически все фирмы занимались выездным туризмом. Ориентация большинства турфирм региона на выездной туризм служит, и будет продолжать служить катализатором подъема экономики тех стран, куда выезжают наши туристы, а не Западно-Сибирского региона, поскольку валюта «уходит» за рубеж. Следовательно, в региональном масштабе не реализуется не только социальная, но и экономическая функции туризма [28, с. 33].