Совершенствование деятельности туристического предприятия путем внедрения автоматизированной программы «Само-турагент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание

Цель данного дипломного проекта состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис».
Исходя из цели дипломной работы в процессе написания, ставятся основные задачи:
- определение особенностей туристского рынка и анализ элементов, характеризующих его специфику;
- анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты совершенствования деятельности
туристских предприятий
1.1. Правовые основы деятельности туристских предприятий. Основные определения и понятия
1.2. История развития туристских предприятий
1.3. Методы совершенствования деятельности туристских предприятий
1.4. Современное состояние и перспективы развития туристских предприятий
2. Анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»
2.1. Характеристика туристского предприятия
2.2. Структура туристского предприятия
2.3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития предприятия ООО «Интурсервис»
3. Внедрение автоматизированной программы «САМО-ТурАгент» в деятельность ООО «Интурсервис»
3.1. Маркетинговое обоснование использования программы «САМО-ТурАгент» на туррынке г. Кемерово
3.2. Использование программы «САМО-ТурАгент» в деятельности ООО «Интурсервис»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом Масаловой (1).doc

— 683.50 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день деятельность туристских предприятий Кузбасса, как и России в целом, протекает в крайней сложной социально-экономической ситуации. Конкуренция является, пожалуй, главным стимулом повышения качества гостеприимства и туризма.

В любой отрасли экономики  интенсивность и степень остроты конкуренции определяется, по Портеру, пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров-заменителей;
  3. способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Потенциал рынка  для производителя зависит от взаимодействия этих сил. Это модель Портера7.

Появление новых  конкурентов — это угроза, которую фирма, действующая на рынке, должна стремиться для себя снизить. [29, c. 37-38].

 

1.4. Современное состояние и перспективы развития

туристских предприятий

В марте 2008 года маркетинговое агентство DRG 8 провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России:

1. Все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка;

2. Увеличились темпы роста турагентских сетей.

На каждом направлении  выделились 3-5 компаний, контролирующих более 60% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов [33, с. 13].

В будущем все более  заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что многие крупные компании становятся российскими или международными.

Согласно прогнозам DRG, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления.

Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги. Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья “Отдых и путешествия” занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуют всякий раз, как только возникают финансовые затруднения.

В целом невысокий  уровень жизни населения, высокие  цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма [33, c. 14].

В настоящий момент сохраняется  тенденция преобладания выездного  потока над потоком въездного  туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.

По прогнозу Всемирной  Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку  стран - самых популярных направлений  туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока [39].

Мировой экономический  кризис  оказал существенное влияние  на все сферы деятельности современного общества, в частности на туризм мирового масштаба. Остановимся на влиянии кризиса в сфере туризма  в РФ:

- по мнению туроператоров, туризм в России вошел в кризис раньше других отраслей экономики: повышение цен на авиаперевозки, рост тарифов, стоимости турпакетов и др.;

- падение спроса на туруслуги за рубежом и по стране, особенно среднего уровня. «Глубина» и уровень продаж значительно ниже уровня прошлого года;

- к моменту кризиса между туроператорами не выработаны действенные механизмы взаимодействия на рынке, не созданы системы коллективной безопасности;

- по оценкам экспертов и данным региональных туристических администраций сокращение турагентств началось в мае 2008 года, а в ноябре-декабре количество закрывшихся из-за финансовых проблем турагентств уже превысило 10% от общего количества в стране;

- туризм показывает большую устойчивость, чем другие сектора экономики, такие как строительство, продажа недвижимости или машиностроение;

- отдых для современного человека, по мнению экспертов в области социологии и туриндустрии перестал быть просто удовольствием или роскошью, а превратился в неотъемлемую часть жизни. Кризис вызовет еще большую потребность в отдыхе и реабилитации населения [34];

- спрос на качественные лечебно-оздоровительные программы и спа-процедуры, которые предлагают российские санаторно-курортные организации, уже востребованы даже в условиях кризиса;

- по прогнозам Ростуризма, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4-5%;

- в целом для России в перспективе кризис должен позитивно сказаться на платежном балансе страны в результате сокращения выездного туризма и оттока капиталов, а это порядка 20 млрд. долларов ежегодно;

- ожидается, что возрастет спрос на отечественные туристско-курортные услуги;

- кроме того, падение курса рубля приводит к тому, что Россия становится более привлекательной страной для иностранцев, чем ранее.

Прогнозируется, что:

- ускорятся тенденции укрупнения бизнеса, произойдут процессы слияния и поглощения как на российском, так и на международном рынках;

- могут быть заморожены долгосрочные проекты, такие как строительство туристской инфраструктуры, в том числе отелей, покупка розничных сетей;

- сократятся расходы на продвижение турпродуктов, дорогостоящую имиджевую рекламу;

- туроператорам приходится сокращать число чартеров и мест в гостиницах, выстраивать бизнес так, чтобы избежать переизбытка предложения, грозящего убытками, а значит, у туриста будет меньше возможностей улететь в тот же Египет или Турцию по низкой цене;

- предполагается также, что сами туристы будут отдавать предпочтение лучшему соотношению цены качества, спрос сконцентрируется на более экономичных турах [35].

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что кризис – явление временное, тем более считается, что кризис уже миновал, остались лишь «отголоски». Одновременно, это пора активных замен устаревших парадигм на более совершенные и перспективные, время, когда нации необходим социальный туризм. Весьма вероятно, что кризис может генерировать появление новых направлений и технологий развития туризма, новых турпродуктов. Кроме того, в этот период должно активизироваться частно-государственное партнерство.

Россия может «выиграть борьбу» за туристов только в случае совершенствования всей сферы туристской экономики в направлении создания конкурентоспособного российского турпродукта и значительного роста туристической привлекательности страны.

Кроме того, государственным  органам власти предлагается использовать мировой опыт туристских держав в условиях кризиса, проводить совместную активную политику продвижения различных российских туристских направлений и турпродуктов [28, c. 30].

В свою очередь, предприятиям туриндустрии следует:

- Обратить внимание на оценку надежности банков, в которых открыты их счета для исключения случаев задержек с платежами, которые могут привести к возникновению массовых потребительских конфликтов. В случае возникновения подобных проблем необходимо обращаться за поддержкой к руководству туристских общественных объединений, например, созданных при торгово-промышленных палатах России.

- Провести реструктуризацию и реформирование бизнеса, в том числе и таким образом, чтобы воспользоваться налоговыми льготами. Корректировать программы работы, сокращать затраты, минимизировать риски, совершенствовать бизнес-процессы, повышать эффективность бизнеса и качество услуг, формировать экономичные и насыщенные новым содержанием туры и программы, практиковать скидки на раннее бронирование.

- Широко внедрять новые интернет-технологии, в том числе рекомендуется переход на электронный документооборот, совершенствование сайтов компаний.

- Разрабатывать и использовать программы поощрения постоянных клиентов и партнеров, активнее заниматься поиском новых.

Следует отметить также  ситуацию в Кемеровской области. Сегодня туррынок Кузбасса переживает новые значительные перемены. Как выше было изложено - с 1 июня 2007 года вступили в действие изменения в Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В основном эти изменения коснулись деятельности туроператоров.

В Кемеровской  области также имеется «Реестр  туристических агенств, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области», положение о котором было подписано Губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым 6 апреля 2007 года [22, c. 105].

Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии (КАТИ) создана в январе 2003 года (приложение 3). В Ассоциацию на начальном этапе входило 14 туристских фирм Кемеровской области. Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии является некоммерческой организацией, созданной в интересах организаций, оказывающих услуги в сфере туризма, зарегистрированных на территории Кемеровской области. Она ставит своей целью поддержку и развитие туристской индустрии в Кузбассе [22, c. 117].

Основными целями КАТИ являются:

- содействие обеспечению условий в Кемеровской области для развития туризма и его инфраструктуры;

- развитие связей с общественными и деловыми кругами Российской Федерации и зарубежных стран, заинтересованными во взаимовыгодном сотрудничестве с Ассоциацией в сфере туризма;

- развитие деловых связей между членами Ассоциации, реализация совместных инноваций, инвестиционных проектов;

- представление и защита правовых, экономических, гражданских и иных интересов членов Ассоциации;

- участие в формировании системы профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров работающих в сфере туризма;

- создание эффективной системы взаимодействия Ассоциации с органами государственного и муниципального управления, участие в разработке нормативных правовых актов;

- содействие совершенствованию законодательной базы, способствующей развитию туристской индустрии;

- формирование позитивного образа туристской отрасли Кузбасса в Российской Федерации и за рубежом;

- поддержание высокого этического уровня в туристском бизнесе.

Основными видами деятельности Ассоциации являются:

- выполнение функций коллективного заказчика;

- координация работы организаций, занятых в туризме в информационной и рекламной области и оказании качественных услуг населению Кузбасса;

- разработка и продвижение регионального турпродукта.

Председателем координационного совета КАТИ является Галина Семеновна Руднева.

За пять лет существования  КАТИ было немало сделано для развития туризма в Кузбассе. Совместно  с отделом туризма Департамента молодежной политики, спорта и туризма организовывались и проводились выставки-ярмарки туристских путевок, мастер-классы, различные семинары с участием крупных российских туроператоров [22, c. 119].

Еще на этапе обсуждения законопроекта «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии направляла свои замечания и предложения по нескольким позициям, касающимся обеспечения пропорциональности сумм финансовых гарантий, реальной ответственности туроператоров перед клиентами, отмены требования финансовых гарантий в области въездного туризма, введения более продолжительного периода для вступления закона в силу и ряда других аспектов. Наряду с этим обращалось внимание на завышенный размер финансовых гарантий в сфере международного туризма, а также другие замечания.

В результате многочисленных обращений Кузбасской ассоциации предприятий  туристской индустрии был внесен ряд изменений в законопроект, позволивших несколько смягчить первые последствия принятия Закона. Без малого до полугода был продлен срок введений Закона в действие, что дало необходимое время для утверждения типовых правил страхования ответственности туроператоров и оформления фингарантий турфирмами. Вполовину была снижена сумма гарантий для туроператоров по внутреннему туризму и на первый год - для туроператоров, работающих в сфере международного туризма.

Информация о работе Совершенствование деятельности туристического предприятия путем внедрения автоматизированной программы «Само-турагент»