Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:51, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис».
Исходя из цели дипломной работы в процессе написания, ставятся основные задачи:
- определение особенностей туристского рынка и анализ элементов, характеризующих его специфику;
- анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»;
Введение
1. Теоретические аспекты совершенствования деятельности
туристских предприятий
1.1. Правовые основы деятельности туристских предприятий. Основные определения и понятия
1.2. История развития туристских предприятий
1.3. Методы совершенствования деятельности туристских предприятий
1.4. Современное состояние и перспективы развития туристских предприятий
2. Анализ деятельности туристского предприятия ООО «Интурсервис»
2.1. Характеристика туристского предприятия
2.2. Структура туристского предприятия
2.3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития предприятия ООО «Интурсервис»
3. Внедрение автоматизированной программы «САМО-ТурАгент» в деятельность ООО «Интурсервис»
3.1. Маркетинговое обоснование использования программы «САМО-ТурАгент» на туррынке г. Кемерово
3.2. Использование программы «САМО-ТурАгент» в деятельности ООО «Интурсервис»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
На сегодняшний день деятельность туристских предприятий Кузбасса, как и России в целом, протекает в крайней сложной социально-экономической ситуации. Конкуренция является, пожалуй, главным стимулом повышения качества гостеприимства и туризма.
В любой отрасли экономики
интенсивность и степень острот
Потенциал рынка для производителя зависит от взаимодействия этих сил. Это модель Портера7.
Появление новых конкурентов — это угроза, которую фирма, действующая на рынке, должна стремиться для себя снизить. [29, c. 37-38].
1.4. Современное состояние и перспективы развития
туристских предприятий
В марте 2008 года маркетинговое агентство DRG 8 провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России:
1. Все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка;
2. Увеличились темпы роста турагентских сетей.
На каждом направлении выделились 3-5 компаний, контролирующих более 60% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов [33, с. 13].
В будущем все более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что многие крупные компании становятся российскими или международными.
Согласно прогнозам DRG, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления.
Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги. Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья “Отдых и путешествия” занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуют всякий раз, как только возникают финансовые затруднения.
В целом невысокий уровень жизни населения, высокие цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма [33, c. 14].
В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока [39].
Мировой экономический
кризис оказал существенное влияние
на все сферы деятельности современного
общества, в частности на туризм
мирового масштаба. Остановимся на
влиянии кризиса в сфере
- по мнению туроператоров, туризм в России вошел в кризис раньше других отраслей экономики: повышение цен на авиаперевозки, рост тарифов, стоимости турпакетов и др.;
- падение спроса на туруслуги за рубежом и по стране, особенно среднего уровня. «Глубина» и уровень продаж значительно ниже уровня прошлого года;
- к моменту кризиса между туроператорами не выработаны действенные механизмы взаимодействия на рынке, не созданы системы коллективной безопасности;
- по оценкам экспертов и данным региональных туристических администраций сокращение турагентств началось в мае 2008 года, а в ноябре-декабре количество закрывшихся из-за финансовых проблем турагентств уже превысило 10% от общего количества в стране;
- туризм показывает большую устойчивость, чем другие сектора экономики, такие как строительство, продажа недвижимости или машиностроение;
- отдых для современного человека, по мнению экспертов в области социологии и туриндустрии перестал быть просто удовольствием или роскошью, а превратился в неотъемлемую часть жизни. Кризис вызовет еще большую потребность в отдыхе и реабилитации населения [34];
- спрос на качественные лечебно-оздоровительные программы и спа-процедуры, которые предлагают российские санаторно-курортные организации, уже востребованы даже в условиях кризиса;
- по прогнозам Ростуризма, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4-5%;
- в целом для России в перспективе кризис должен позитивно сказаться на платежном балансе страны в результате сокращения выездного туризма и оттока капиталов, а это порядка 20 млрд. долларов ежегодно;
- ожидается, что возрастет спрос на отечественные туристско-курортные услуги;
- кроме того, падение курса рубля приводит к тому, что Россия становится более привлекательной страной для иностранцев, чем ранее.
Прогнозируется, что:
- ускорятся тенденции укрупнения бизнеса, произойдут процессы слияния и поглощения как на российском, так и на международном рынках;
- могут быть заморожены долгосрочные проекты, такие как строительство туристской инфраструктуры, в том числе отелей, покупка розничных сетей;
- сократятся расходы на продвижение турпродуктов, дорогостоящую имиджевую рекламу;
- туроператорам приходится сокращать число чартеров и мест в гостиницах, выстраивать бизнес так, чтобы избежать переизбытка предложения, грозящего убытками, а значит, у туриста будет меньше возможностей улететь в тот же Египет или Турцию по низкой цене;
- предполагается также, что сами туристы будут отдавать предпочтение лучшему соотношению цены качества, спрос сконцентрируется на более экономичных турах [35].
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что кризис – явление временное, тем более считается, что кризис уже миновал, остались лишь «отголоски». Одновременно, это пора активных замен устаревших парадигм на более совершенные и перспективные, время, когда нации необходим социальный туризм. Весьма вероятно, что кризис может генерировать появление новых направлений и технологий развития туризма, новых турпродуктов. Кроме того, в этот период должно активизироваться частно-государственное партнерство.
Россия может «выиграть борьбу» за туристов только в случае совершенствования всей сферы туристской экономики в направлении создания конкурентоспособного российского турпродукта и значительного роста туристической привлекательности страны.
Кроме того, государственным органам власти предлагается использовать мировой опыт туристских держав в условиях кризиса, проводить совместную активную политику продвижения различных российских туристских направлений и турпродуктов [28, c. 30].
В свою очередь, предприятиям туриндустрии следует:
- Обратить внимание на оценку надежности банков, в которых открыты их счета для исключения случаев задержек с платежами, которые могут привести к возникновению массовых потребительских конфликтов. В случае возникновения подобных проблем необходимо обращаться за поддержкой к руководству туристских общественных объединений, например, созданных при торгово-промышленных палатах России.
- Провести реструктуризацию и реформирование бизнеса, в том числе и таким образом, чтобы воспользоваться налоговыми льготами. Корректировать программы работы, сокращать затраты, минимизировать риски, совершенствовать бизнес-процессы, повышать эффективность бизнеса и качество услуг, формировать экономичные и насыщенные новым содержанием туры и программы, практиковать скидки на раннее бронирование.
- Широко внедрять новые интернет-технологии, в том числе рекомендуется переход на электронный документооборот, совершенствование сайтов компаний.
- Разрабатывать и использовать программы поощрения постоянных клиентов и партнеров, активнее заниматься поиском новых.
Следует отметить также ситуацию в Кемеровской области. Сегодня туррынок Кузбасса переживает новые значительные перемены. Как выше было изложено - с 1 июня 2007 года вступили в действие изменения в Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В основном эти изменения коснулись деятельности туроператоров.
В Кемеровской области также имеется «Реестр туристических агенств, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области», положение о котором было подписано Губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым 6 апреля 2007 года [22, c. 105].
Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии (КАТИ) создана в январе 2003 года (приложение 3). В Ассоциацию на начальном этапе входило 14 туристских фирм Кемеровской области. Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии является некоммерческой организацией, созданной в интересах организаций, оказывающих услуги в сфере туризма, зарегистрированных на территории Кемеровской области. Она ставит своей целью поддержку и развитие туристской индустрии в Кузбассе [22, c. 117].
Основными целями КАТИ являются:
- содействие обеспечению условий в Кемеровской области для развития туризма и его инфраструктуры;
- развитие связей с общественными и деловыми кругами Российской Федерации и зарубежных стран, заинтересованными во взаимовыгодном сотрудничестве с Ассоциацией в сфере туризма;
- развитие деловых связей между членами Ассоциации, реализация совместных инноваций, инвестиционных проектов;
- представление и защита правовых, экономических, гражданских и иных интересов членов Ассоциации;
- участие в формировании системы профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров работающих в сфере туризма;
- создание эффективной системы взаимодействия Ассоциации с органами государственного и муниципального управления, участие в разработке нормативных правовых актов;
- содействие совершенствованию законодательной базы, способствующей развитию туристской индустрии;
- формирование позитивного образа туристской отрасли Кузбасса в Российской Федерации и за рубежом;
- поддержание высокого этического уровня в туристском бизнесе.
Основными видами деятельности Ассоциации являются:
- выполнение функций коллективного заказчика;
- координация работы организаций, занятых в туризме в информационной и рекламной области и оказании качественных услуг населению Кузбасса;
- разработка и продвижение регионального турпродукта.
Председателем координационного совета КАТИ является Галина Семеновна Руднева.
За пять лет существования КАТИ было немало сделано для развития туризма в Кузбассе. Совместно с отделом туризма Департамента молодежной политики, спорта и туризма организовывались и проводились выставки-ярмарки туристских путевок, мастер-классы, различные семинары с участием крупных российских туроператоров [22, c. 119].
Еще на этапе обсуждения
законопроекта «Об основах
В результате многочисленных обращений Кузбасской ассоциации предприятий туристской индустрии был внесен ряд изменений в законопроект, позволивших несколько смягчить первые последствия принятия Закона. Без малого до полугода был продлен срок введений Закона в действие, что дало необходимое время для утверждения типовых правил страхования ответственности туроператоров и оформления фингарантий турфирмами. Вполовину была снижена сумма гарантий для туроператоров по внутреннему туризму и на первый год - для туроператоров, работающих в сфере международного туризма.