Авторские неологизмы В. Маяковского и их передача средствами английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей авторского словообразования на основе языкового материала.
Задачи исследования:
Ознакомиться с понятием «авторский неологизм».
Описать основные способы словообразования в русском и английском языках.
Рассмотреть специфику словотворчества В.Маяковского
Рассмотреть примеры английских переводческих соответствий авторским неологизмам Маяковского.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ 4
РАЗДЕЛ 2 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 7
2.1 Понятие словообразования 7
2.2 Словообразование в русском языке 8
2.3 Словообразование в английском языке 11
РАЗДЕЛ 3 ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В.МАЯКОВСКОГО. СЛОВОТВОРЧЕСТВО ПОЭТА 16
3.1 Особенности глагола 16
3.2 Особенности существительного 20
3.3 Особенности прилагательного 23
РАЗДЕЛ 4 ПЕРЕВОД НЕОЛОГИЗМОВ В.МАЯКОВСКОГО НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

!!!.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра теории и практики перевода

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Сравнительная лексикология английского и украинского языков»

АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ В. МАЯКОВСКОГО И ИХ ПЕРЕДАЧА СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Выполнила

ст. гр. П -118      ___________________    А.О.Шуткина

 

Руководитель    ____________________     доц. К.А. Хромова

 

 

 

 

 

 

 

       Запорожье

            2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ 4

РАЗДЕЛ 2 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 7

2.1 Понятие словообразования 7

2.2 Словообразование в  русском языке 8

2.3 Словообразование в  английском языке 11

РАЗДЕЛ 3 ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В.МАЯКОВСКОГО.    СЛОВОТВОРЧЕСТВО ПОЭТА 16

3.1 Особенности глагола 16

3.2 Особенности существительного 20

3.3 Особенности прилагательного 23

РАЗДЕЛ 4 ПЕРЕВОД НЕОЛОГИЗМОВ В.МАЯКОВСКОГО НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы состоит в том, чтобы дать целостное представление о словообразовании и его видах, чаще всего используемых в русском и английском языках, а также раскрывает понятие об авторских неологизмах. Творчество В.Маяковского было выбрано благодаря огромному количеству авторских новообразований. Хотя тематика его произведений уже устарела и может представлять интерес лишь с социально-исторической точки зрения, но при этом они представляют богатейший набор оригинальных неологизмов, построенных согласно правилам словообразования в русском языке.

 

Объектом исследования в представленной работе являются авторские неологизмы в поэтическом творчестве В.Маяковского.

 

Предмет исследования - особенности словообразовательной структуры этих слов.

 

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей авторского словообразования на основе языкового материала.

 

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с понятием «авторский неологизм».
  2. Описать основные способы словообразования в русском и английском языках.
  3. Рассмотреть специфику словотворчества  В.Маяковского
  4. Рассмотреть примеры английских переводческих соответствий авторским неологизмам Маяковского.

 

РАЗДЕЛ 1

АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ

Индивидуально-авторские неологизмы —  это слова, которые образуются художниками слова, публицистами, поэтами с целью усиления экспрессивности текста. Вновь изобретенные автором слова отличаются от обычных, широко употребляемых обозначений новизной внутренней формы или своеобразием сочетания элементов. Авторские неологизмы часто не становятся единицами словаря, хотя наиболее удачные и коммуникативно значимые или необходимые слова перенимаются языковым коллективом и попадают в словарный состав языка. В зависимости от целей создания и назначения в речи авторские неологизмы принято разделять на номинативные и стилистические. Первые выполняют в языке чисто номинативную функцию, вторые дают образную характеристику предметам, которые уже имеют названия. [5, c. 153]

Номинативные авторские неологизмы возникают как названия новых понятий. Эти слова обычно не имеют синонимов, хотя возможно одновременное возникновение конкурирующих наименований, одно из которых, как правило, впоследствии вытесняет другое. К номинативным неологизмам относятся, например, такие: футурология, феминизация, доперестроечный (период), омоновцы, федералы. Появление номинативных неологизмов диктуется потребностями развития общества, успехами науки и техники. Основная масса номинативных неологизмов – это узкоспециальные термины, которые постоянно пополняют научную лексику и со временем могут становиться общеупотребительными.

Стилистические неологизмы создаются как образные наименования уже известных предметов и явлений: первопроходец, обвал, крутой, беспредел, звездолет. Стилистические неологизмы имеют синонимы, уступающие им по интенсивности экспрессивной окраски. Однако частое употребление этих неологизмов в речи переводит их в активный словарный запас, нейтрализует их стилистическую окраску [4, c. 76].

В зависимости от способа  появления авторские неологизмы, так же как и общеязыковые, разделяют на  лексические и семантические. [5, c]

Лексические неологизмы создаются по продуктивным словообразовательным моделям или заимствуются из других языков. Среди лексических неологизмов по словообразовательному признаку можно выделить слова, произведенные с помощью суффиксов (земл-ян-е), приставок (про-западный), а также суффиксально-префиксальные образования (при-лун-ени-е, рас-стык-овать), наименования, созданные путем словосложения (луноход, гидроневесомость), сложносокращенные слова (омон, спецназ) и сокращенные слова (пом., зам., федерал).

Семантические неологизмы возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам. К семантическим неологизмам относятся, например, такие слова, как обвал (обвальный), крутой. Эти слова всегда были во всех русских словарях, но толковались по-другому. Например, крутой в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова толкуется как: 1. обрывистый, отвесный – крутой берег; 2. с резким, внезапным изменением направления – крутой поворот; 3. суровый, строгий – крутой характер, крутые меры; 4. доведенный варкой, замешиванием до определенной степени плотности, густоты – крутое яйцо, крутая каша, крутой кипяток – бурлящий кипяток. В этих значениях слово крутой имело ограниченные возможности сочетаемости с существительными: невозможны были сочетания крутой человек, крутая девушка, крутой мотив. Употребление прилагательного в новом значении – высшей степени оценки проявления качества позволяют его соединять с неограниченным кругом существительных; мода на слово сделала его общеупотребительным. Приведем пример: …тогда Александр Иванович выглядел рассеянным, всем своим видом он как бы пытался сказать: «Вообще-то я крутой, просто сейчас болею [4, c.81]».

Итак, авторские неологизмы - это слова, которые образуются художниками слова, публицистами, поэтами с целью усиления экспрессивности текста. Они редко становятся общеупотребительными, но являются неотъемлемым источником пополнения словарного состава языка. Они делятся на номинативные (совершенно новые понятия), стилистические (новые названия уже известных предметов и явлений), семантические (присвоение нового значения слову) и лексические (заимствование или создание слова по продуктивной модели).

 

РАЗДЕЛ 2

ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

2.1 Понятие словообразования

 

Словообразование изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке. Существует такое понятие как словообразовательная система, которая представляет собой совокупность словообразовательных типов языка – продуктивный и непродуктивный – в их взаимодействии. Специфика словообразования в структуре языка определяется словообразовательными значениями и средствами их выражения. Словообразовательное значение включает значение, присущее слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам), и формально выражается внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи. [9, c. 94]

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным  или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. [3, c. 25]

Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. Слова, имеющие более одной мотивации, относятся одновременно к разным словообразовательным способам, типам и подтипам. Исчерпывающее рассмотрение всех слов, имеющих более чем одну мотивацию, - задача словообразовательного словаря языка. Задача грамматики – характеристика всех типов мотивации, существующих в словообразовательной системе языка. [2, c. 154]

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка. [2, c. 156]

 

2.2 Словообразование в русском языке

 

Слова могут сознательно  создаваться говорящим в тот  или иной момент речевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством. Используя сложившиеся в русском языке приемы и правила, человек намеренно создает из существующего языкового материала новые слова. [11]

      В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

1. Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем).

2. Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).

Лексико-семантическое  словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

 

 

 Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час). [1, c. 83]

 

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. [1, c. 84]

 

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение - это такой  способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др. [3, c. 53]

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные  слова. Сложные слова - результат  сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные - усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка. [1, c. 84]

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем  составе два или несколько  корней, не всегда образуются посредством  основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов-н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном  русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы-вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный). [1, c. 84]

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.). [1, c. 85]

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация - наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции - использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций - словообразующей и формообразующей - наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь изашуметь - начало действия, лежать и полежать - ограниченность действия во времени). [1, c. 89-91]

Информация о работе Авторские неологизмы В. Маяковского и их передача средствами английского языка