Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования  Нижегородской области

государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского»

 

 

Муравьёва Александрина Евгеньевна

 

студентка 503 «А» группы

специальность: 050303 «Иностранный язык»

 

 

Использование инновационных  технологий в обучении иностранному языку

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Научный руководитель:

Трофимова В. И.

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

 

Глава I 

Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7

    1. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
    2. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
    3. Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
    4. Инновационные учебные заведения……………………………………………15
    5. Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

 

    1. Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

 

      1. Технология сотрудничества …………………...………………………....21

 

      1. Проектная методика ……………………………………………………....23

 

      1. Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

 

      1. Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

 

      1. Модульное обучение ………………......................................................28

 

    1. Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

 

    1. Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

 

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

 

Глава II

Опытно-экспериментальная  часть…………………………………………………….44

 

2.1. Обучение, как организация  педагогического процесса………………………..44

2.2.  Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

 

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50

2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

 

2.4. изучение опыта работы  учителей английского языка в  средней общеобразовательной школе,  применяющие модульно-блочную систему  в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

 

Формирующий эксперимент

2.5. Апробация системы  уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61

2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63

Вывод по главе………………………………………………………………………….64

Список используемой литературы……………………………………………............

 

Приложения....…………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В “век мультикультурного диалога” особенно значимым является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. И только она, по мнению большинства, способна познать собственную культуру и культуру других народов.

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010года так  определяет социальные требования к  системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут  самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя  возможные последствия, способные  к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности  за судьбу страны". [19]

В этом свете важнейшая  задача школы - формирование полноценных  граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Кардинальные изменения  во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности  в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных  путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые  процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она  в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном  этапе развития общества не в последнюю  очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала  гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место  занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной  деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

К таким типам методов и форм инновационных технологий относят:

  • проектная методика,
  • технология сотрудничества,
  • модульные формы обучения,
  • Интернет-ресурсы
  • а также технологии языковых портфелей.

Именно такие формы  инновационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их уровня обученности.

В задачи учителя входит, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;А именно активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам.

Предметом исследования работы - инновационные технологии в обучении иностранному языку.

Объект исследования работы – процесс обучения иностранному языку.

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.

Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.

Задачи:

  1. раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
  2. охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
  3. определить значимость модульного обучения;

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение характеристик инновационных технологий в обучении иностранному языку.

 

 

    1. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

Зародившись более трёх десятилетий назад в США, термин “педагогическая технология” быстро вошёл в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х годов прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно-заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

Во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: «педагогическая технология» - это «не просто исследование в сфере использования технических средств в обучении или компьютеров;  это исследование с целью выявить принципы и разработать приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализирования факторов, повышающих образовательную эффективность. Путём конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [8].

Следует отметить, что в  настоящее время, в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология, как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения. То есть целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверки и оценки эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционных мероприятий.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей  управления процессом обучения, один японский учёный писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение  в педагогику системного способа  мышления, который можно иначе назвать “систематизацией образования”[1,44].

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия “педагогическая технология” отражёна в определении ЮНЕСКО, согласно которой, педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

В отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существует разночтения. Одни определяет педагогическую технологию, как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Другие считают, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

По М.В.Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.[19] Таким образом,выделяются в “педагогической технологии” три аспекта:

  • Научный;
  • Процессуально-описательный;
  • Процессуально-действенный;

В образовательной практике понятие “педагогическая технология” используется на трёх иерархически соподчинённых уровнях:

  • Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, в учебном заведении, на определённой ступени обучения;
  • Частнометодический уровень: «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств, для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя;
  • Локальный уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса и  решение частных дидактических и воспитательных задач.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку