Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

Из определений представленных выше можно выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

в) процессуальная часть – технологический процесс;

А так же, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям: концептуальности, системности, управляемости, эффективности  и воспроизводимости.

 

 

 

 

 

    1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании

 

Кардинальные изменения  во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности  в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных  путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые  процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Что же такое «инновация»? Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования. В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:проблема изучения педагогического опыта и проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных  процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также  тех, которые образуются на стыке  теории и практики. Причем инновация  в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых  методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение  уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную  площадку; ситуацию, когда школа  имеет принципиально новую образовательную  ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые  имеют системный характер, затрагивающий  цели, содержание, методы, формы и  другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две  группы факторов:

  • объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
  • субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

 

 

    1. Роль инноваций в развитии школы
После того, как  всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью  которых это можно было бы сделать  наилучшим образом. Выбор идей неизбежен  потому, что для достижения одних  и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых  имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений  очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
  • стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
  • стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
  • стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
  • отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
  • готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям  в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку  освоение неактуальной, неоптимальной  чужой идеи, да ещё освоение неграмотное  отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Выбор идей реализуется  путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные  работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Необходимо продумывать  весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений  учителей, детей и родителей с  помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп  людей, участвующих в инновационном  процессе, обсуждение отобранных инноваций  на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости  – на заседании педсовета. Идти в  достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько  от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали  в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе  их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями  в школе.
Анализ специальной  литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной  интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных  заведений. Можно выделить как минимум  две причины нереализованности  педагогических инноваций. Первая причина  состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление  о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать  и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз  приводила школу к тому, что  рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды  – определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный  процесс школы. Отсутствие такой  инновационной среды проявляется  в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности  по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной  среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления»  учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит  реальное отражение в отношении  учителей к педагогике.

 

 

 

 

 

 

    1. Инновационные учебные заведения

Новшества могут применяться  как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных  учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения  принимаются на основе учета возможных  социально-педагогических изменений  и осуществляющие опережающую реакцию  на них. Исходя из этого, одни образовательные  учреждения работают в режиме функционирования, другие — в режиме развития. Именно последние относятся к инновационным  образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся  в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых авторских  школ.

Авторская школа

Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются  по имени их создателей, а также  философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они  могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы  дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые  идеи (например, идея школы диалога  культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без  отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).

В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным  направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.

Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при  сохранении его традиционных целей  и содержания; новых форм организации  учебного процесса и воспитательного  коллектива и других направлений.

В процессе работы авторская  концепция дополняется и нередко  видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская  школа является одним из типов  экспериментальной площадки, которая  присваивается Министерством образования  РФ и органами народного образования  после проведения всесторонней экспертизы.

Авторских школ в России - единицы. В перестроечный период появились школы с колоритными  названиями: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Школа-гимназия», «Казачий купеческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости» и др. Среди  этого многообразия есть и такие  школы, где инноваций нет. Но во многих школах инновации имеются. Таковыми в наши дни являются не только гимназии и лицеи, но и школы с углубленным  изучением отдельных предметов, получившие аккредитацию после нескольких выпусков своих учеников.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку