Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа
Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18
Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21
Технология сотрудничества …………………...………………………....21
Проектная методика ……………………………………………………....23
Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24
Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26
Модульное обучение ………………......................................................28
Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30
Критерии оценки инноваций……………………………………………………37
Вывод по главе………………………………………………………………………….42
Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44
2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46
Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53
2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58
Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............
Приложения....…………………………………………………………………………..
2. При обнаружении пробелов
в знаниях учащихся необходимо
провести соответствующую
3. Обязательно осуществляется
текущий и промежуточный
4. После завершения работы
с модулем осуществляется
5. Если итоговый контроль
показал низкий уровень
6. Введение модулей в
учебный процесс нужно
Таким образом, использование блочно-модульных технологий, позволяет:
Также существует множество типов уроков по блочно-модульному обучению.Типы уроков:
Педагог использует, кроме традиционных форм урока, также и другие формы построения учебно-воспитательного процесса.В настоящее время, к сожалению действующие УМК не позволяют достаточно полно и повсеместно внедрять инновационные технологии и разумной альтернативой им могут стать нетрадиционные уроки (см. приложение 2). Это такие типы уроков, которые в урочное и внеурочное время будут включать в себя разнообразные наглядные пособия, мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и электронные словари:
· урок — лекция («Традиции
и обычаи проведения праздников в
Британии») - (
· урок — путешествие («Путешествия
различными видами транспорта») - (
· урок — игра («Путешествие по зоопарку») - (TravelZoo);
· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»)– (WhatdoyouknowabouttheUK?);
· урок-викторина («Занимательная грамматика») – (Interestinggrammar);
· видео-урок («
· урок конференция («Система
образования в России и Канаде»
с участием носителем языка) – (
· урок-брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания») – (SightseeinginLondon);
· урок -розыгрыш («Интрига») – (Intrigue);
· урок-разговор по душам («Внешность») –(Appearance);
· урок-защита проекта («Средства массовой информации») – (Media);
· урок-зачет («Планы на будущее») – (FuturePlans);
· урок-экскурсия («Покупки») – (Shopping);
Также на уроках блочно-модульного обучения иностранному языку может присутствовать и интернет, потому что:
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Но прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.
Вывод:Из этого следует, что блочно-модульное обучение положительно влияет на качество и эффективность урока, предоставляет ученикам получить индивидуальную консультацию, помогает ученикам самореализовываться, а также это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.Это хороший способ обобщения материала или введения нового.Уроки типа “Модуль” поддерживают интерес в изучении предмета. Учат работать в парах и группах, а это оказывает положительное влияние на школьника в психологическом плане (на английском языке начинают говорить даже самые слабые ученики).Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.Возрастает творческая самостоятельность школьников.Возрастает объем усваиваемого материала.
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические инновации. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
Практические инновации. К практическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом — осуществляется процесс его применения.
Инновации характеризуются временными и качественными параметрами. Насколько они долговечны и как быстро стареют? Можно ли считать новыми идеи, которые до сих пор не нашли достойной замены и остаются эффективными? Бытует мнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения. Главный смысл идеи — установить, в какой степени она соответствует современным тенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность и качество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этой точки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзя рассматривать как устаревший.
Действительно, многие идеи,
высказанные в прошлые годы учеными-педагогами,
сохраняют свое значение и сегодня.
Их большое влияние на развитие науки
и практики никто не оспаривает,
однако это не означает, что инновации,
сформулированные десятилетия назад,
следует считать новыми.
Нередки ситуации, когда идея известна, уже была внедрена в различных регионах, в разных учебных заведениях и показала свою эффективность, однако в новых специфических условиях не рассматривалась. Речь идет о трудовом, эстетическом, экологическом, идейно-политическом воспитании и т.д. в различных регионах, старших и младших классах, на уроках литературы, истории, биологии и т.д. В какой степени здесь можно говорить о новизне инновации, если вопрос уже решен положительно в другом месте? Имеет ли право «местная» инновация на существование? Думается, да! Разница в социокультурных, экономических, организационных условиях в отдельных регионах, разнообразие возрастных групп учащихся и другие причины не позволяют механически копировать педагогические достижения.Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.
Уровень конкретизации. На этом уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером этому можетслужить перенос метода укрупнения дидактических единиц, разработанного на математическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие учебные предметы.
Уровень дополнения. Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н. Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).
Уровень преобразования. Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие. Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали достоянием учительства всей страны.
Новые методы, которые предлагают наука и практика, должныобеспечивать высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С этой точки зрения далеко не всеинновации оправдывают себя, хотя на отдельных этапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.
Критерии прогрессивности
педагогических инноваций могут
выражаться в разных результатах. Например,
разработаны новые варианты методик,
которые частично или полностью
решают определенную проблему. Выдвинуты
новые концепции, идеи, классификации,
охватывающие и объясняющие различные
явления и факты в области
обучения и воспитания. Перспективны
разработка и уточнение гипотез,
позволяющих строить новые
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
-оптимальность, означающая
затрату сил и средств
-результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;
-возможность творческого
применения инноваций в
Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества вобразовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.
Вывод по главе
Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый “знаниевый подход” (“знаниевая парадигма”) – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли “копилки”, в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность учащегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?
Ответить на этот вопрос помогает использование видов и форм организации урока, которые мы рассмотрели в этой главе. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.
Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку