Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

Сопутствующие формы организации обучения позволяют учащимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

В этом свете важнейшая  задача школы - формирование полноценных  граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она  в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать  познавательные интересы и способности  ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования путём применения новейших технологий преподавания таких как:

  • проектной методики,
  • технологии сотрудничества,
  • модульной формы обучения,
  • Интернет-ресурсов
  • а также технологии языковых портфелей

Именно применение инновационных  технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их уровня обученности.

В задачи учителя входит, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; А именно активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам.

Таким образом,только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
    1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин «преподавание» следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений  учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс  в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями  учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с  учителем, что оказывает большое  влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении  со сверстниками. На базе этого создаются  многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке  и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

В современном понимании  для обучения характерны следующие  признаки:

  • цель (общая как приспособление к жизни), задачи;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • учение (самостоятельная работа учащихся);
  • организация процесса;
  • сочетание технологичности и творчества учителей и учащихся;
  • одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, активностью. А это стремление к знаниям может дать лишь учитель, посредством применения инновационных технологий.

    1. Практическая работа как форма учебной деятельности учащихся

 

Термин практическая работа по обучению иностранному языку, возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета. Английскому языку обеспечила возможность практической деятельности — работав школе, наблюдения за учащимися в процессе познания таинств английского языка, решения конкретных задач, работы с интернет-ресурсами, а так же работа с другими видами информационных источников.

Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы  вооружить обучающихся умениями и навыками, специфичными для данного  учебного предмета. Для английского языка – это умение владеть техникой чтения, аудированием и практической частью языка называемой «непосредственным говорением»

Круг практических работ  при изучении английского языка в школе весьма обширен их характер разнообразен и имеет разнообразные направленности.Практические работы  бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Эти работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем.

Виды практических работ.

Многообразие практических работ порождает потребность  в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации  является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

1.Репродуктивный, то есть предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

2.частично-поисковый, то есть предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

3.творческий.

Практическая работа может  выполняться по

а) по предоставленному  учителем готовому плану;

б) после предварительной  инструкции: как, что и в какой  последовательности делать;

в) обращаясь к учителю  с вопросами по мере необходимости  и всякий раз получая необходимую  помощь.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.

По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. И «домашними», которые могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и так далее. По продолжительности времени на их выполнениепрактические работы могут проводиться от 1 часадо нескольких часов.

Практические  работы могут выполняться:

• без использования источника информации (В этом случае обучающийся использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

• на основе одного источника, например текста;

• на основе нескольких источников, например, словари и тетрадь;

Источники информации, как  потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.

Студенты могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными  как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди нетекстовых  источников знаний можно выделить: наглядности по теме изучаемого материала, картодиаграммы, фильмы, презентации, или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений,статистические материалы;

Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга.

Подбор источника информации, способного обеспечить необходимыми знаниями на доступном уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими студентов во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.

Форма  представления  результата практической работы:

• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.зон.) Кроме того, в перечне «программных практических работ» могут быть «Сообщения о…» и рефераты.

• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.

• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.

По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.

Вывод: работы с одинаковым названием могут быть разными  по содержанию и уровню познавательной самостоятельности. Самое важное: постановка образовательных задач и определение  адекватного им содержания. У практической работы есть цель и содержание, есть способ ее проведения, есть и форма представления результатов. Возникает потребность в еще одной классификации: по цели проведения.

Под целью практической работы нужно понимать модель результата взаимодействия учебной деятельности студента и дидактической деятельности учителя, это прогнозирование результата, прогнозирование результата обучения.

По цели проведения практические работы делятся наобучающие(их еще называют тренировочными) и контролирующие, их принято называть проверочными

Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку  конкретных предметных умений, например: обозначать объекты на контурных  картах и т.д. Другие обучающие практические работы направлены на получение новых  знаний.

Еще один необходимый вариант  типологии практических работ —  по ведущему способу познавательной деятельности:

• описательные, в том числе сравнительные описания;

• аналитическо-синтетические (анализ, характеристика, обобщение, установление связей);

• прогностического характера;

• проектирующие;

• комплексные (сочетающие в себе два и более вида деятельности).

В практике современного обучениягеографиипрограммной практической работой называют самые  разные по образовательным целям, содержанию, уровню и степени познавательной самостоятельности, а также способам выполнения работы с разными формами  представления их результатов. Практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов работы.

• По ведущей образовательной цели практические работы разделяются на обучающие и итоговые (или проверочные). Обучающие работы нацелены на отработку и совершенствование имеющихся знаний и умений, а также на формирование новых знаний и умений; посредством итоговых (или проверочных) работосуществляется контроль усвоения знаний и умений по предмету в соответствии с базовым уровнем содержания примерных программ по географии.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку