Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа
Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;
Введение………………………………………………………………………………….4
Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18
Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21
Технология сотрудничества …………………...………………………....21
Проектная методика ……………………………………………………....23
Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24
Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26
Модульное обучение ………………......................................................28
Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30
Критерии оценки инноваций……………………………………………………37
Вывод по главе………………………………………………………………………….42
Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44
2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46
Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53
2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58
Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............
Приложения....…………………………………………………………………………..
Языковой портфель даёт возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.
Содержание и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Подчеркну, что технология “языковой портфель”, кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному или автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.
Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:
а) страноведческий материал
б) новости из жизни молодёжи
в) статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью интернета можно решать целый ряд дидактических задач:
а) формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
б) совершенствовать умения письменной речи школьников;
в) пополнять словарный запас учащихся;
г) формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка;
Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Содержательная основа массовой
компьютеризации связана с тем,
что современный компьютер
Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Вне общения интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы можем создать модель реального общения.
Сегодня новые методики с использованием интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности интернет.
Основным же критерием,
позволяющим отличить этот
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами"[18]. Обучая подлинному языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Модульное обучение, получило свое название от термина «модуль», означающего “функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учителем определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности.
Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы интеллекта учащихся, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельности. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули.
Выполнение элементов модульного блока осуществляется в течение 45 минут после предварительного изучения или повторения основного грамматического материала. Обычно модуль состоит из 6-7 учебных элементов (УЭ).
В УЭ-0 - прописываются цели модуля, которые должны быть достигнуты в процессе его проработки.
УЭ-1 - производит проверку изученного материала, осуществляет входной контроль знаний и умений студентов с целью корректировки уровня их готовности к работе над модулем.
УЭ-2,3,4 - закрепляют пройденный материал на базе упражнений к тематическому модулю, осуществляют текущий и промежуточный контроль, устраняют пробелы в знаниях.
УЭ-5,6 - предусматривает обобщение содержания и составление краткого резюме.
УЭ-7 - подводит итоги
К модулю прилагаются “упражнения”, “листок контроля” и “схема уровня знаний”.При разработке модулей преследуется цель - разбить весь учебный материал на отдельные взаимосвязанные элементы, каждый из которых представлял бы собой специально разработанный и оформленный учебный вопрос. Положительная роль модульного обучения связана с осознанием перспектив обучения и непосредственная ориентация на самостоятельную работу [1,210].
Стремительные изменения
в современном обществе требуют
новых продуктивных подходов в достижении
нового качества образования в школе.
Новые ориентиры в общем
Именно поэтому, сегодня
значительное внимание уделяется внедрению
новых педагогических технологий, способных
сделать общее образование
Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся [1,210]. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Понятие “блок” и “модуль”, практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом [18]. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1-й модуль– устное
изложение учителем основных
вопросов тем, раскрытие
2-й модуль– использование
теоретического материала при
выполнении типовых упражнений:
самостоятельные и
3-й модуль– предварительный
контроль знаний, повторение и
обобщение материала темы (возможна
работа с компьютером или
4-й модуль– контроль
знаний, учащимся предлагается
Модульное обучение может рассчитываться как на краткий курс – урок, так и на более длительный срок – четверть, семестр.
Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности.
Основной целью блочно-
Реализация данной цели позволит:
Данное обучение делает акцент
на овладение ключевыми
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
При блочно-модульном обучении в течение всего дня, обычно посвящено одному или двум предметам близкой направленности (например, русский язык и история, литература и иностранный язык). Как считают многие педагоги, такое распределение учебной нагрузки гораздо удобнее традиционного школьного расписания. При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все ее аспекты.
При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем
проводить входной контроль
Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку