Повышение мотивации школьников при изучении английского яыка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:55, статья

Описание

В условиях глобализации возрастает роль иностранных языков. Английский язык — язык международного общения. Большинство научной литературы является англоязычной, общение специалистов в различных формах осуществляется, в основном, на английском языке, пользование компьютером, в частности Интернетом, невозможно без знания этого языка. Освоение английского языка дает учащимся возможность приобщения к источникам информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширение кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации.

Работа состоит из  1 файл

Копия СТАТЬЯ.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЫКА.

Цель: выявление путей повышения мотивации.

Задачи:

    1. Дать анализ понятия  «мотивация».
    2. Выявить условия для повышения учебной мотивации учащихся.

В условиях глобализации возрастает роль иностранных языков. Английский язык — язык международного общения. Большинство научной литературы является англоязычной, общение специалистов в различных формах осуществляется, в основном, на английском языке, пользование компьютером, в частности Интернетом, невозможно без знания этого языка. Освоение английского языка дает учащимся возможность приобщения к источникам информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширение кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации. В Казахстане английский язык является обязательным для обучения с пятого класса. Приступая к изучению английского языка, учащиеся проявляют довольно высокий интерес к предмету. Но со временем он значительно ослабевает. Нельзя обязать человека познавать что-либо, без его желания. Если нет желания учиться, труд преподавателя будет напрасным. И начиная уже с ранних этапов обучения, важным моментом является создание устойчивой мотивации к изучению английского языка, то есть формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению культуры страны – носителя языка, к общению на этом языке. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения.

Проблема мотивации  учения появилась тогда, когда человек  осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ (Л.И.Божович, В.Ф.Моргун, Г.И.Ибрагимов, В.С.Ильин и др.). Степень научной разработанности проблемы понятия «мотив» и «мотивация» рассматриваются с разных теоретических позиций, философский аспект проблемы мотивации представлен в трудах Г. Селье, В Франкла, Э Фромма, К. Юнга.

Известно, что мотивация  – это совокупность внутренних и  внешних движущих сил, побуждающих  человека к деятельности. Различают внутреннюю и внешнюю виды мотивации. К внешней относятся широкая социальная мотивация и мотивация, связанная с перспективным развитием личности. Они встречаются у тех учащихся, желание учить язык которых тесно связано с посылами извне, т.е. требованиями окружающего мира. Например: «каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык; учу из уважения к учителю; изучаю, так как иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни». К мотивации внутренней соответственно относятся виды, связанные с личными предпочтениями, целями и задачами самих учащихся. Она возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес. Например: «хочу общаться с иностранцами» – коммуникативная мотивация; мотивация, порождаемая учебной деятельностью (лингвопознавательная) – «интересуюсь языком как таковым: нравится отгадывать значения новых слов, выводить правила, выполнять упражнения, учить стихи т.д.». Если внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», то внутренняя мотивация – «тактическую», т.к. она стимулируется самим процессом овладения языком. 
Коммуникативная разновидность внутренней мотивации является основной, т.к. овладение умением общаться – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Однако именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстает как искусственное средство общения. И так называемые «естественные ситуации», используемые при общении, носят, в сущности, искусственный характер. Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная, которая заключается в положительном отношении обучаемых к самой языковой материи, к изучению основных языковых знаков. Возможны два пути её формирования: опосредованный, т.е. через коммуникативную мотивацию и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности обучаемых в языковом материале. Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

Вопросу повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:

1) созданием специально  разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;  
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;  
3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;  
4) использованием на уроках аудиовизуальных средств;  
5)использованием личностной индивидуализации;  
6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Кроме того, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

    1. вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке
    2. проблемность заданий и ситуаций
    3. контроль знаний умений и навыков
    4. использование познавательных игр
    5. страноведческий материал
    6. доброжелательное отношение учителя.

Для того, чтобы учащиеся были мотивированы к изучению английского языка, необходимо соблюдение следующих условий

  • Информация. Чтобы привлечь учащихся к творческой работе, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение.
  • Добровольность. Это условие положено в основу данной работы. Обычно уровень мероприятий бывает значительно выше среднего уровня урока. Элемент творческого соревнования, присущий этой работе, стимулирует наивысшую интеллектуальную и языковую активность. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-либо новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся во время проведения мероприятий на английском языке осознанно мотивированный характер.
  • Доступность. Важно, чтобы темы были интересны, актуальны, отвечали бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Языковой материал должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по английскому языку.
  • Взаимодействие с родителями и семьями учащихся.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Любого человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным. Правильно поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей. При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик и как он овладевает  иноязычными знаниями, умениями  и навыками: какие мотивы побуждают  его к деятельности. 
2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения. 
3) Сам предмет “иностранный язык” – т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом – найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении.

Список использованных источников:

  1. Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе. Учебник. – М.; Высшая школа, 1982.

  1. Божович Д.И. Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1996.

  1. Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые исследования. СПб:Питер, 2005.

  1. Едронова В.Н. Общая теория статистики. - М.: Юристь, 2001 - 511с.

  1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Бахрах-М, 2005.

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.


Информация о работе Повышение мотивации школьников при изучении английского яыка