Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших
школьников.
Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем
этапе.
1.2. Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем
этапе обучения.
2.1. Особенности урока иностранный язык в начальной школе.
2.2 Формы и приемы работы на начальном этапе.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

          Доминирующей функцией в младшем  школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

          Завершается наметившийся в дошкольном  возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это ещё не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник ещё не может. Операции, характерные для данного возраста, Пиаже называл конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном наглядном материале. 

          Школьное обучение строится таким  образом, что словесно-логическое  мышление получает преимущественное  развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. Образное начало оказывается всё меньше и меньше необходимым в учебной деятельности. Это соответствует основным тенденциям развития детского мышления, но в то же время объединяет интеллект ребёнка. Лишь в школах с гуманитарно-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.

        В конце младшего школьного  возраста проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков», у которых развивается понятийное мышление, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

          В начале младшего школьного  возраста восприятие не достаточно дифференцировано. Из-за этого ребёнок путает иногда похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

      Если  для дошкольников было характерно анализирующее  восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем  обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

          Несмотря на то, что в этот  период большое значение имеет  наглядно-образное мышление, непосредственно  воспринимаемое ребёнком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

      Дошкольный  возраст – возраст интегрированного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребёнок в дошкольном возрасте усваивает речь на столько, что становится истинным носителем родного языка.

      Память  развивается в двух направлениях – произвольно и непроизвольно. Дети произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образцами воспоминаниями и т.д. Но в отличие от дошкольников, они способны произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом всё в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

      Младшие школьники, так же как и дошкольники  обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его он одновременно и запоминает. Таким образом интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результаты, но и сам процесс.

        Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого и эмоционального развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой,  четкой по мысли, выразительной. Именно в школе без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны, о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.

          Потребность в общении определяет  развитие речи. На протяжении  всего детства ребёнок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи  к программе, предлагаемой школой.

      Методисты предлагают следующую схему видов  речи, для систематической работы по её развитию.

      

      

      

        

      

      

        

        
 

Схема 3. Виды речи

           Шести – семи летний  ребёнок уже способен общаться  на уровне контекстной речи, которая  достаточно полно и точно описывает  то, о чём говорится и поэтому  вполне понятна без непосредственного  восприятия самой обсуждаемой  ситуации. Для культурной речи важно не только то, как строится предложение, не только ясность излагаемой мысли, но и то, как обращается ребёнок  к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека не бесстрастна, она несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние.

        Речевое общение предполагает  не только богато представленное  разнообразие испульзуемых слов, но и осмысленность того, о  чём идёт речь. Осмысленность  обеспечивает знание и понимание  того, о чём идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка. Основная функция речи – общение, сообщение,  коммуникация. 

              Помимо учёбы формирование  жизненного мира (термин Мухиной) определяется в младшем школьном возрасте  и другими значимыми сторонами жизни. Важную роль играет общение, прежде всего общение с одноклассниками. Появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром. Уже в младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы – чувство общности с теми, кто живёт общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместной внеучебной деятельности. Школьная дружба, психосоциальная тождественность с одноклассниками для многих навсегда остаётся одной из важных сущностных сторон личности. Именно благодаря ей, школьные годя запоминаются, как один из самых светлых периодов жизни. И если даже через несколько десятков лет происходит встреча одноклассников, она всегда приносит радость общения всем её участникам.

            Школьная дружба, окончательно складывающаяся  в старших классах, даёт начало  всем будущим уровням психосоциальной  тождественности – как в малых группах, так и в больших.

           Продолжается начавшееся в конце  дошкольного детства установление  сущностных отношений с близкими  людьми. Наряду с привязанностью  к родителям и другим близким  родственникам уже в это время  может зародиться дружба с  кем-нибудь из сверстников.

           Получает дальнейшее развитие  чувство Родины. Помимо его локальных проявлений начинает формироваться соответствующее отношение к своей стране. Могут также появиться другие сущностные жизненные отношения, не связанные с учёбой в школе, - различные увлечения, занятия спортом, привязанности к животным, любовь к природе в тех или иных проявлениях.     

      Вступая в младший школьный возраст ребёнок  приобретает внутреннюю позицию  школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения и навыки – создаёт необходимую базу для всего своего последующего обучения.

            Но значение учебной деятельности  этим не исчерпывается: от её характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

      Развитие  мотивации учения закрепляет наметившуюся в конце дошкольного возраста дифференциацию линий онтогенеза жизненного мира. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

                  Психологические особенности детей  младшего школьного возраста  определяют ПРИНЦИПЫ обучения иностранному языку.  Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности. Принципами обучения иностранного языка являются:

      Принцип единства практической, развивающей, воспитательной и образовательной сторон учебного процесса на уроках английского языка. Этот принцип означает, что проблемы образования, развития детей и приобретение ими практических умений в устной речи, чтении и письме на иностранном языке решаются в неразрывном единстве. Так наряду с формированием коммуникативных умений важнейшее значение имеет развитие познавательных способностей, мышления, внимания, памяти, приобретение детьми лингвострановедческих знаний, формирование у них представлений о системе языка, воспитание культуры общения, интереса к иностранному языку, уважения к носителям этого языка, их традициям и обычаям.

        Принцип коммуникативной  направленности. Его основная функция состоит в создании всех условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Коммуникативная направленность определяет отбор и организацию языкового метериала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность, как речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную тренировку учебных задач, организацию и структуру урока. Отбор языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту детей этого возраста и их лексическому запасу на родном языке на родном языке. Поскольку в этом возрасте у детей ещё сохраняется значение игровой деятельности, как ведущей, предложенные им ситуации должны стимулировать их интерес, вызывать желание общаться на языке. Для создания подлинно коммуникативной обстановки на уроке учитель должен создавать приятный психологический климат: стараться как можно больше хвалить детей, отмечать каждое их достижение. Исправлять учеников как можно мягче, либо путём подсказки правильного варианта слова, либо переспросом.

      Принцип наглядности. Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию, причём в двух планах: в первом случае мы говорим о внутренней (языковой) наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью. Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка.

      Все средства наглядности создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить  в памяти детей тот смысл, который  нужно им передать или воспринять.

      В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой в понимании на слух материала, в третьем создаёт условия для практического применения усваиваемого материала.

Информация о работе Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения