Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку младших
школьников.
Цели и содержание обучения иностранным языкам на раннем
этапе.
1.2. Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Глава 2. Специфика организации обучения иностранному языку на раннем
этапе обучения.
2.1. Особенности урока иностранный язык в начальной школе.
2.2 Формы и приемы работы на начальном этапе.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

     Специфика организации обучения детей младшего школьного возраста получила своё отражение  в структуре урока, который строится как целостная ситуация общения. Урок на младшей ступени обучения становится процессом организации совместного дела с детьми и является не столько уроком, сколько занятием. В этих целях необходимо широко практиковать групповые и коллективные формы работы, в процессе которых язык органично встраивается в процесс деятельности. Важно создать условия, в которых ребёнок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Поэтому урок является различными играми, встречами со сказочными персонажами, разучиванием песен и стихов, физкультурными паузами и рисованием.

       И действительно, среди основных способов проявления человеческой активности (труда, учения, общения и игры) младший школьник только включается в учебную деятельность, которая в школе, как известно, ассоциируется прежде всего с уроком.  Тем не менее первоклассник с удовольствием продолжает заниматься игрой, рукоделием, пением, то есть такими видами занятий, которые хорошо известны ему до поступления в школу. Поэтому занятия по иностранному языку (при всей их новизне и необычности) ребёнок воспринимает не как урок, а как привычное или волшебное, трудное или забавное занятие.

       Основным  методическим приёмом раннего обучения является игра. По выражению Зимней И. А. игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык общения. Использование игры, как способа общения на раннем этапе, позволяет учителю формировать такие задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия, и которые диктуют употребление необходимых образцов общения. Игра позволяет создать такую ситуацию, в которой ребёнок не может отмолчаться: при общей для всех задаче и одном речевом образце каждый ученик выражает своё коммуникативное намерение. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к предмету иностранный язык. И позволяет подчинить процесс овладения языковым материалом, решению неязыковых задач общения. При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, но и к подвижным играм, в которых может отрабатываться языковой материал. Если при обучении устной речи ведущая мотивация – игровая, то при обучении чтению и письму – познавательная.

           Ребёнок овладевает новым для  него языком в процессе взаимодействия  со взрослым, другом, с героями  сказки. Важно, чтобы ребёнок понимал  цель своего речевого и неречевого  действия, его конечный результат.  А также испытывал потребность в использовании иностранного языка, как средства общения.

             Поскольку ребёнок не может  без того, чтобы все свои мысли,  знания и умения воплощать  в различных типах деятельности, то в практике обучения необходимо  шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной деятельности и интегративного обучения. Содержание типичного занятия интегрирует в себе не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры стран изучаемого языка, песенный и сказочный материал, что программирует множество видов и этапов занятия. Впрочем частая смена видов занятий не только методически целесообразна, но и оправдана физиологически, так как дети быстро утомляются от однообразного вида деятельности.

             Особенностью методики раннего обучения является сюжетный организация урока. Урок – единая сюжетная линия, направленная реальным, вымышленным, или сказочным событием. Каждый урок – звено сюжетной линии всего хода обучения. Сюжетность обеспечивает мотивацию речемыслительной деятельности детей на уроке, следовательно, каждое задание строится по следующей психологической схеме:

ситуативная позиция – коммуникативное  задание – речевые средства –  коммуникативный результат.

              Организация обучения иностранному  языку – есть процесс межкультурной коммуникации. Обучение младшего школьника строится, как диалог культур национальной и иноязычной. Основной задачей обучения является приобщение детей к микросреде культуры, фоновым знаниям, к особенностям национального опыта, национальных традиций, в их сопоставлении со своим жизненным и речевым опытом. Это возможно за счёт:  

  • последовательной лингво-страноведческой направленности обучения, что предполагает усвоить лексическую и фразеологическую единицу с учётом национальной культурной специфики их значений и употреблений.
  • знакомства со специально отобранным страноведческим материалом (праздник, игры, фольклор, традиции и обычаи)

            Большую роль в проведении  уроков играет темп. Он не должен быть замедленным. Скидка на то, что учащиеся маленькие, не убедительна в данном случае. Сами по себе дети этого возраста быстро на всё реагируют. И то, как учитель готов это использовать, отражается на темпе. Темп задаёт учитель, а не дети. Методисты настаивают на нормальном темпе урока, так как считают, что темп – одна из характеристик речевого общения. Замедленный темп лишает урок этой характеристики и тормозит формирование необходимых навыков.

       Итак, к особенностям урока иностранный  язык на начальном этапе относятся:

  • сюжетная организация;
  • применение игровых приёмов;
  • быстрый темп урока,
  • реализация диалога культур;
  • отражение национально-региональных традиций в обучении.

       В рамках нашего исследования предлагается анализ данных особенностей в отечественных  и зарубежных учебно-методических комплектах по английскому языку для начальной школы, их практическая реализация дается в приложении в виде конспектов уроков. 

       2.2. Формы и приемы  работы на начальном  этапе

          Возрастные особенности детей  младшего школьного возраста, содержание  и принципы организации обучения, специфика урока иностранного языка требуют от учителя использования большого разнообразия форм и приёмов работы.

           Широкие возможности для активизации  учебного процесса даёт использование  ролевых игр. Ролевая игра – методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда анализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и с учителем, создаёт условия равенства  в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра даёт возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

           В играх школьники овладевают  такими элементами общения, как  умение начать беседу, поддержать  её, прервать собеседника, в нужный  момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы  

             Ролевая игра учит быть чувствительным  к социальному употреблению иностранного  языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

             Практически всё учебное время  в ролевой игре отведено на  речевую практику, при этом не  только говорящий, но и слушающий  максимально активен, так как  он должен понять и запомнить  реплику партнёра, соотнести её  с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению  иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают  своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Требования  к ролевым играм

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес  и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, чётко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя  ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
  6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.
  7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого очень трудно переоценить.

       В процессе игры сильные учащиеся  помогают слабым. Учитель же управляет  процессом общения.

        Младшему школьному возрасту, в  котором начинается изучение  иностранного языка, предшествует  не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но так же более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте ведущей становится учение.

        Переход от одной ведущей деятельности  к другой происходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного развития последних создаются предпосылки для зарождения качеств личности соответствующих переходу к новой ведущей деятельности и следующему возрастному этапу. Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности.

          Каждый участник ролевой игры  совершает речевые действия, обусловленные  ситуацией общения, но за каждым  из них остаётся определённая свобода действий, речевых поступков. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.

        Обсуждая проведённую игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведёт к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов  и лишь потом перейти к недостаткам.

В организации  учебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось  бы не присоединение реплики, а взаимодействие партнёров, поскольку общение есть именно взаимодействие участников. Решение этой задачи связано с изучением закономерностей возникновения общения  в совместной осуществляемой деятельности, выявление особенностей речевого взаимодействия партнёров, учётом ограничений, накладываемых иноязычным говорением на форму, содержание речевого общения, поиском путей преодоления таких ограничений и повышения самостоятельности высказывания учащихся.

Информация о работе Специфика организации обучения иностранному языку на раннем этапе обучения