Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является усвоение основных понятий и категорий статистики, овладение различными методами и практическими навыками статистического анализа рядов распределения, структуры статистических совокупностей, функциональных и корреляционных взаимосвязей между признаками, приемами обработки рядов динамики и результатов выборочных наблюдений.
Введение ...4
Раздел 1 Теоретическая часть. Статистика занятости и безработицы в РФ и развитых капиталистических странах
1.1 Правовые основы занятости и безработицы …5
1.2 Понятия и статистическая характеристика занятости
и безработицы……………………………………………………………...6
1.2.1 Категории занятости ...6
1.2.2 Формы занятости ...7
1.3 Показатели статистики занятости…………………………………...8
1.4 Методология статистической оценки безработицы………………..9
1.5 Государственная политика обеспечения эффективной занятости 11
Раздел 2 Практическая часть №1
2.1 Исходные данные 19
2.2 Аналитическая группировка 19
2.3 Групповые и общие средние величины..........................................23
2.4 Расчёт относительных величин 24
2.5 Эмпирическая и теоретическая линии регрессии..........................25
2.6 Показатели тесноты связи................................................................28
2.7 Коэффициент вариации. 30
2.8 Структурные средние величины для факторного признака
2.8.1 Мода и медиана 30
2.8.2 Нижний и верхний децили 32
2.8.3 Коэффициент ассиметрии и экцеса 33
2.8.4 Гистограмма и кумулята 35
2. 9 Предельная ошибка выборки 37
2.10 Базисные показатели 38
Раздел 3 Практическая часть№2
3.1 Исходные данные 42
3.2. Сглаживание рядов динамики 44
3.2.1 Метод укрупнения 44
3.2.2 Сглаживание по скользящей средней 45
3.2.3 Сглаживание по среднему абсолютному приросту и коэффициенту роста 45
3.2.4 Метод наименьших квадратов 47
3.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными
весами 50
3.4 Анализ индексов переменного состава 51
3.5 Фонд заработной платы 52
Заключение 54
Список используемой литературы 57
6. Коэффициент трудоустраиваемости (Кту) рассчитывается на основании данных служб занятости о численности лиц, обратившихся за трудоустройством. (Тоб):Кту=Тту:Тоб
Безработные – трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (лица 16 лет и старше), которые в рассматриваемый период:
a. Не имели работы (доходного занятия);
b. Занимались поиском работы;
c. Были готовы приступить к работе;
При отнесении незанятого населения к категории безработных должны быть соблюдены все три категории. Учащиеся, студенты, пенсионеры, и инвалиды (3 группы) учитываются в качестве безработных в том случае. Если они:
a. Занимались поиском работы и были готовы приступить к ней в соответствии с критериями, перечисленными выше;
b. Зарегистрированы в службе занятости в качестве ищущих работу.
Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течении которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы. Она устанавливается на основе данных обследования населения по проблемам занятости.
К частично безработным относятся работники предприятий, свыше одной недели находящиеся в условиях сокращенного рабочего дня или рабочей недели, занятые менее 80% нормальной продолжительности рабочего времени.
Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия (кроме инвалидов 3 группы).
В мировой статистической практике различают следующие виды безработицы:
1. добровольная безработица – следствие увольнения по собственному желанию.
2. вынужденная безработица – увольнение против воли работника, в связи с трансформацией фирмы, по сокращению штатов, по желанию руководства.
3. фрикционная безработица – текучесть, связанная с добровольным переходом работников с одной работы на другую.
4. структурная безработица, когда при наличии незанятых лиц предприятия имеют неукомплектованные рабочие места вследствии профессионально-
5. циклическая безработица – динамичные изменения в числе безработных, в ее масштабах, продолжительности, составе в связи с циклом деловой конъюнктуры.
6. технологическая безработица является следствием сокращения занятости на производстве в связи с его автоматизацией, внедрением новых технологий.
7. классическая безработица возникает при высвобождении части работающих в целях повышения заработной платы оставшимся работникам.
8. застойная безработица охватывает устойчивый слой безработных (бомжи, нищие, бродяги).
9. хроническая безработица возникает и расширяет масштабы с развитием рыночной экономики, отличаясь массовостью и постоянством.
10. скрытая безработица наблюдается преимущественно в мелком бизнесе, фермерстве.
Статистика безработицы в России находится на стадии развития в связи с тем, что сам предмет исследования – безработица – официально получил признание с переходом к рыночным отношениям. Для характеристики этого явления используется система абсолютных, моментных и интервальных показателей.
Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных к численности экономически активного населения.
Показатель уровня безработицы широко используется в отечественной и зарубежной статистике в качестве общего индикатора состояния экономики страны. Уровень безработицы характеризует система показателей.
1. уровень безработицы (Уб) как отношение среднегодовой численности безработных (Тб) к среднегодовой численности экономически активного населения (Нэа):Уб=Тб:Нэа
2. уровень безработицы (Уб) как отношение числа трудовых ресурсов, получивших статус безработных (Тб), к численности трудоспособном возрасте (Нтв) в среднегодовом исчислении: Уб=Тб:Нтв
3. уровень безработицы (Уб) как отношение числа безработных к среднегодовой численности занятых в экономике (Тз); Уб=Тб:Тз
4. уровень безработицы как отношение числа безработных к численности трудовых ресурсов (Уб): УБ=Тб:Т
Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого общества. Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего хозяйственного механизма. Энергично и прибыльно функционирующий хозяйственный механизм —лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнения работников, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания рабочих мест и другие меры.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.
В регулировании безработицы акцент переносится с пассивных мер на активные Пассивные меры направлены главным образом на решение проблем "излишков" рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Активные меры предполагают позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения квалификации рабочей силы.
Рассмотрим политику занятости на примере Российской Федерации.
Состояние российской экономики в настоящее время, нарушение действовавших ранее хозяйственных связей, проблемы взаимных неплатежей предприятий, задержки по выплате заработной платы и другие сложности поставили в число наиболее острых проблем вопрос о занятости трудовых ресурсов. По указанным причинам также оказались невостребованными многие профессии, большое количество специалистов не могут найти применение своим знаниям, предприятия вынуждены отправлять своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров оказалась недостаточно эффективной. Государством принимаются определенные меры, в том числе и правовые, с целью максимального снижения остроты данной социальной проблемы. Несмотря на сложное экономическое положение в стране, был принят целый ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в сфере занятости и трудоустройства граждан.
Возникшие, таким образом, проблемы нашли свое отражение в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР" Введением в действие указанного Закона государство осуществляет содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие в стране трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; беженцы и другие категории граждан);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
- международное сотрудничество в области занятости граждан;
- другие вопросы, связанные с правом на труд.
Существует несколько методов решения проблемы трудоустройства людей, вытесненных в силу объективных причин из экономики. Эти методы успешно апробированы за рубежом. Кроме пассивных мер (выплата пособий по безработице) имеются и активные, направленные на переориентацию работника на новые виды занятости. Например, использование излишней рабочей силы на трудоемких работах (в т.ч. на общественных работах), в строительстве, при ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧП. Эффективными с точки зрения затрат и потому конкурентоспособными являются многие трудоемкие виды работ в сфере ремонта, технического обслуживания и развития объектов инфраструктуры, включая работы по строительству дорог, мостов и зданий, сооружений в сельской местности и восстановлению окружающей среды, орошению и благоустройству. Другое направление - поощрение предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес), вовлекающей вчерашних безработных и обеспечивающей более широкий и разнообразный рынок труда
Большую роль в обеспечении высокой занятости может сыграть повышение гибкости рынка труда, что выражается в стремлении к освоению новых форм занятости, поощрению совместительских работ, сокращению рабочего времени, созданию рабочих мест на дому и т.д. Некоторые страны рассматривают в качестве важного метода предотвращения безработицы сокращение продолжительности рабочей недели (во Франции рабочая неделя была сокращена в 2000 году до 35 часов; в Японии - до 40 часов, в этой же стране поощряют работников к тому, чтобы они не отказывались использовать весь оплачиваемый ежегодный отпуск и сокращали использование сверхурочного рабочего время и т.д.).
В России сокращение рабочего времени в настоящее время было бы неоправданным, поскольку оно было бы неизбежно связано со снижением оплаты труда, которая и без того чаще всего низка. Что касается совместительства, то оно активно приживается не только в частном, но и в государственном секторе (50 млн рабочих мест на предприятиях и в организациях используется работниками-совместителями и лицами, выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера).
Одним из основных активных средств борьбы с безработицей (из тех, что апробированы международным опытом) российское правительство считает переквалификацию и повышение профессионального уровня. В развитых странах подобные программы предусматривают не только кратковременную переподготовку, но и непрерывное обучение. В менее развитых странах делается упор на подготовку высвобождающейся рабочей силы (работников, сокращенных в госсекторе), а также представителей социально уязвимых групп к самозанятости, созданию микропредприятий и т.п.
Российское правительство реализует программу создания новых рабочих мест, в том числе связанную с переквалификацией. По мнению некоторых исследователей, многие из тех, кто проходят курсы переобучения, организованные службой занятости, в большинстве своем не используют полученную новую специальность. Это не так. На самом деле эффективность переподготовки в смысле трудоустройства после таких курсов составляет около 70%.
В обеспечении занятости населения участвуют государственные органы двух видов: общие и специальные.
Общее руководство трудоустройством и его организация возложены на Министерство труда и социального развития Российской Федерации, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости. В полномочия указанного федерального органа также входят: разработка и финансирование обеспечения федеральных целевых программ в области содействия занятости населения; формирование и контроль за целевым использованием средств, направляемых на. финансирование мероприятий по содействию занятости населения; определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы, другие вопросы.
Информация о работе Статистика занятости и безработицы в РФ и развитых капиталистических странах