Статистика занятости и безработицы в РФ и развитых капиталистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является усвоение основных понятий и категорий статистики, овладение различными методами и практическими навыками статистического анализа рядов распределения, структуры статистических совокупностей, функциональных и корреляционных взаимосвязей между признаками, приемами обработки рядов динамики и результатов выборочных наблюдений.

Содержание

Введение ...4
Раздел 1 Теоретическая часть. Статистика занятости и безработицы в РФ и развитых капиталистических странах
1.1 Правовые основы занятости и безработицы …5
1.2 Понятия и статистическая характеристика занятости
и безработицы……………………………………………………………...6
1.2.1 Категории занятости ...6
1.2.2 Формы занятости ...7
1.3 Показатели статистики занятости…………………………………...8
1.4 Методология статистической оценки безработицы………………..9
1.5 Государственная политика обеспечения эффективной занятости 11
Раздел 2 Практическая часть №1
2.1 Исходные данные 19
2.2 Аналитическая группировка 19
2.3 Групповые и общие средние величины..........................................23
2.4 Расчёт относительных величин 24
2.5 Эмпирическая и теоретическая линии регрессии..........................25
2.6 Показатели тесноты связи................................................................28
2.7 Коэффициент вариации. 30
2.8 Структурные средние величины для факторного признака
2.8.1 Мода и медиана 30
2.8.2 Нижний и верхний децили 32
2.8.3 Коэффициент ассиметрии и экцеса 33
2.8.4 Гистограмма и кумулята 35
2. 9 Предельная ошибка выборки 37
2.10 Базисные показатели 38
Раздел 3 Практическая часть№2
3.1 Исходные данные 42
3.2. Сглаживание рядов динамики 44
3.2.1 Метод укрупнения 44
3.2.2 Сглаживание по скользящей средней 45
3.2.3 Сглаживание по среднему абсолютному приросту и коэффициенту роста 45
3.2.4 Метод наименьших квадратов 47
3.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными
весами 50
3.4 Анализ индексов переменного состава 51
3.5 Фонд заработной платы 52
Заключение 54
Список используемой литературы 57

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистике.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

В систему Минтруда России входят соответствующие министерства республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) по труду и занятости местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые возлагается обязанность, в пределах их компетенции, решать в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных действующим законодательством РФ. Кроме этого указанные органы имеют право предусматривать и другие меры, содействующие снижению уровня безработицы и повышению социальной защищенности граждан, если такие меры не противоречат законодательству. Например, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, коллективными договорами и соглашениями могут быть предусмотрены иные условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнение понятия Подходящей работы, продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице и т.д.

В качестве специального органа трудоустройства граждан выступает Федеральная государственная служба занятости, в которую включены: Государственный комитет Российской Федерации по занятости населения, центры занятости населения в автономной области, автономных округах, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центры занятости населения и районах и городах.

В законе о занятости подробно регламентируются права и обязанности службы занятости и ее органов на местах. При этом территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а сама служба, таким образом, является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Согласно ст. 15 Закона деятельность Федеральной государственной службы занятости направлена на:

­         оценку состояния и прогнозирование развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

­         содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

­         разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения;

­         организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации безработных граждан;

­         осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

В своей деятельности Федеральная государственная служба занятости населения руководствуется Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 года № 5131-1, в соответствии с которым органы службы занятости, кроме уже указанных действий, имеют право на осуществление финансово-кредитной деятельности, в том числе: инвестирование и предоставление кредитов работодателям - товаропроизводителям при условии сохранения и создания дополнительных новых рабочих мест; финансирование и кредитование безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность и т. д. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в Фонд занятости и направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и не подлежат налогообложению.

Кроме указанных средств, формирование Фонда занятости (средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения) осуществляется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработной платы работающих граждан, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц (включая иностранных), а также других поступлений. Перечисленные поступления в Фонд занятости освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 22 Закона о занятости.

Федеральная государственная служба занятости осуществляет свою деятельность при участии профессиональных союзов и иных представительных органов работников, работодателей и других заинтересованных органов, представляющих интересы граждан, особенно нуждающихся в социальной защите. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения из представителей указанных органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения: На основе взаимных консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие конкретные мероприятия по обеспечению занятости населения.

В соответствии со ст. 21 Закона о занятости профсоюзам и иным представительным органам работников предоставляется права.

­         вносить в органы местного самоуправления свои предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

­         содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Оценивая влияние государственной политики на состояние рынка труда, следует признать, что, несмотря на поставленные цели, «доля государственного присутствия» и соответственно, его эффективность, сокращаются. В основном, это обусловлено следующими причинами.

­         Отсутствует долгосрочная концепция политики на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях.

­         Государственный финансовый институт политики на рынке труда - ФЗН - переживает хронический кризис.

­         Недостаточна эффективность программ, реализуемых Федеральной службой занятости (ФСЗ).

Ослабление влияния государства на состояние рынка труда связано с самой парадигмой государствен­ной политики, точнее, с ее отсут­ствием. Строго говоря, до настоя­щего времени нельзя говорить о полноценной государственной по­литике на рынке труда, поскольку реально правительство берет на тебя функцию регулирования лишь объема и динамики безработицы, причем в ее открытых формах. Это, безусловно, важный, но не един­ственный сегмент рынка труда. Государство не несет определенных обязательств по отношению к лицам, частично безработным или за­нятым неполный день, а их гораздо больше, чем официально безра­ботных.

Резкое ухудшение финансового состояния ФЗН привело к абсолют­ному и относительному сокраще­нию финансирования даже тех про­грамм, которые правительство обязано осуществлять в соответ­ствии с Законом о занятости населения РФ.

Фактор финансового давления оказывает непосредственное влияние на политику на рынке труда. Еще в середине 1996 году были приняты поправки к Закону о занятос­ти населения РФ с целью главным образом ужесточить правила по­становки граждан, не имеющих работы, на учет в органах службы занятости и порядка назначения пособий по безработице. Та же тен­денция характерна и для изменений в законодательстве: наблюдается сокращение числа лиц, имеющих право на поддержку служб занято­сти, а также числа реципиентов государственных денежных посо­бий.

Финансирование государствен­ных программ занятости осуществ­ляется в настоящее время в крайне неблагоприятных условиях.

Со второй половины 1995 г. ФЗН испытывает постоянный дефицит финансовых средств, в результате чего появилась задолженность на­селению по выплате пособий и дос­рочных пенсий. На начало 1998 г. она превысила 2 млрд. руб., или 9% годового бюджета; на начало 1999 г. - 1,3 млрд. руб., или почти 14% годового объема средств. Речь здесь идет об абсолютном дефици­те, связанном с общими финансо­во-экономическими причинами.

В связи со сложным финансовым положением работодателей и низ­кой финансовой дисциплиной, проявляющейся в уклонении от уплаты налогов и отчислений во внебюджетные фонды, абсолют­ные суммы средств, перечисляемые работодателями в ФЗН, сокраща­ются. Суммы поступлений из дру­гих финансовых источников также сокращаются, причем еще быстрее, чем обязательные страховые взно­сы работодателей. Бюджетный кризис всех уровней проявился, в частности, в том, что поступления в ФЗН и! местных и республиканских бюджетов также характеризу­ются явной тенденцией к снижению. В результате, несмот­ря на абсолютное сокращение поступлений от работодателей, удельный вес этих взносов в дохо­дах ФЗН существенно возрос, а тем самым, возросла и зависимость политики на рынке труда от на­логовой дисциплины предприятий, организаций и учреждений. Особой остротой отличается ре-тональный аспект проблемы. Принятый порядок финансирова­ния, предусматривающий концентрацию 20% поступлений на феде­ральном уровне в целях выравнивания межрегиональных диспро­порций, не подкреплен эффектив­ным механизмом, позволяющим изымать средства у регионов-доноров. В результате фактические пе­речисления на федеральный уровень оказываются значительно меньше предполагаемых - 4—11%. В связи с этим возникает пробле­ма, связанная с формированием эф­фективного механизма перераспре­деления части ресурсов ФЗН для дотирования регионов с наиболее острой ситуацией на рынке труда.

Сама по себе эта проблема не нова; она обозначилась еще в на­чале реформ. Тем не менее до 1995 г. (пока бюджет ФЗН характеризовался устойчивым профицитом). несмотря на отсутствие эффективных алгоритмов перераспределения средств, проблема носила локальный характер, поскольку регионов-реципиентов было немного, и противоречие снималось за счет повышения федеральной доли: первоначально установлен­ный норматив в 10% был поднят до 20% и сохраняется на этом уровне. Министерство труда и социально­го развития неоднократно пыта­лось увеличить федеральную часть ФЗН до 30%, но не получило под­держки Государственной думы. И все же важно подчеркнуть, что государственное регулирование занятости требует немалых затрат. В развитых странах они составляют заметную долю валового внутреннего продукта, однако с лихвой окупаются за счет увеличения эффективности использования трудовых ресурсов.


Практическая часть №1

C = 116,  Z = 7

 

2.1             Определить исходные данные, используя цифры номера зачетной книжки. Результаты расчетов приведены в таблице 4.

 

Таблица 1– Исходные данные по выборочной совокупности при С = 116

 

Фирма

среднегодовая стоимость ОФ, т.р.

ССЧППП, чел.

Стоимость ТП, т.р.

1

40

280

6

2

130

60

80

3

30

20

50

4

50

4

13

5

60

130

11

6

30

70

10

7

80

8

6

8

130

11

130

9

50

70

7

10

110

60

120

11

53

338

16

12

98

88

78

13

98

58

68

14

78

18

88

15

78

15

9

16

88

20

68

17

68

58

48

18

118

19

18

19

148

48

12

20

58

13

10

21

50

415

9

22

50

5

13

23

105

11

70

24

115

5

7

25

100

11

80

26

60

4

13

27

70

9

7

28

120

90

80

29

80

13

110

30

75

70

50

 

2.2              Провести аналитическую группировку 30 фирм, положив в основание группировки первый признак (факторный), а в качестве результативного признака выбрать второй признак. Результаты аналитической группировки представить в виде комбинационной таблицы и сделать предварительный вывод о характере связи между рассматриваемыми признаками.

Проведем ранжирование данных таблицы 4 по среднегодовой стоимости основных фондов, т.е. по факторному признаку Х. и ранжирование по среднесписочной численности рабочих (по результативному признаку У)  Результат ранжирования по Х приведен в табл.5. Результат ранжирования по У приведен в табл. 6. Для этого используем мастер сортировки табличного процессора Excel.

Здесь же определим минимальные и максимальные значения факторного и результативного признаков. Минимальное, максимальное и среднее значение факторного и результативного признака найдем с помощью соответствующих статистических функций МАКС, МИН и СРЗНАЧ табличного процессора Excel.  Полученные значения представлены в таблице 7.

Таблица 2-Ранжирование по Х,                            Таблица 3- Ранжирование по У             

 

среднегодовая стоимость ОФ, т.р.

ССЧППП, чел.

Фирма

 

ССЧППП, чел.

Стоимость ТП, т.р.

Фирма

30

20

3

 

4

13

4

30

70

6

 

4

13

26

40

280

1

 

5

13

22

50

4

4

 

5

7

24

50

70

9

 

8

6

7

50

415

21

 

9

7

27

50

5

22

 

11

130

8

53

338

11

 

11

70

23

58

13

20

 

11

80

25

60

130

5

 

13

10

20

60

4

26

 

13

110

29

68

58

17

 

15

9

15

70

9

27

 

18

88

14

75

70

30

 

19

18

18

78

18

14

 

20

50

3

78

15

15

 

20

68

16

80

8

7

 

48

12

19

80

13

29

 

58

68

13

88

20

16

 

58

48

17

98

88

12

 

60

80

2

98

58

13

 

60

120

10

100

11

25

 

70

10

6

105

11

23

 

70

7

9

110

60

10

 

70

50

30

115

5

24

 

88

78

12

118

19

18

 

90

80

28

120

90

28

 

130

11

5

130

60

2

 

280

6

1

130

11

8

 

338

16

11

148

48

19

 

415

9

21

Информация о работе Статистика занятости и безработицы в РФ и развитых капиталистических странах