Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

     2) Анализ структуры выпускаемой  продукции

     Таблица  2.28 - Анализ структуры продукции ЗАО «Омега-1» за 2003 г.

Продукция Цена  за ед., руб. Объем производства продукции,

 тонн

Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт, пересч. на план стр-ру факт
1 2 3 4 5 6 7 8=7-6
Майонез "Провансаль" 28,43 487,00 497,57 13845,18 14512,4 14145,63 -366,77
Майонез «Обеденный» 21,45 317,41 312,47 6809,70 7137,87 6703,71 -434,15
Майонез «Аппетитный» 21,65 196,43 231,05 4252,53 4457,47 5001,89 544,43
Майонез  «Праздничный» 40,10 64,46 75,55 2584,71 2709,27 3029,64 320,36
Итого:   1065,30 1116,64 27492,12 28817,00 28887,87 70,87

 

     Таблица  2.29 - Анализ структуры продукции  ЗАО «Омега-1» за 2004 г.

Продукция Цена  за ед., руб. Объем производства продукции,

 тонн

Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт, пересч. на план стр-ру факт
1 2 3 4 5 6 7 8=7-6
Майонез "Провансаль" 31,48 572,68 684,85 18027,22 19523,2 21558,36 2035,14
Майонез «Обеденный» 23,18 198,87 179,58 4609,70 4992,24 4162,58 -829,66
Майонез «Аппетитный» 20,54 304,41 321,99 6252,48 6771,35 6613,60 -157,75
Майонез  «Праздничный» 41,11 38,34 20,35 1576,38 1707,2 836,51 -870,68
Итого:   1114,30 1206,77 30465,78 32994,01 33178,05 184,04

 
 

     Таблица  2.30 - Анализ структуры продукции  ЗАО «Омега-1» за 2005 г.

Продукция Цена за ед., руб. Объем производства продукции,

 тонн

Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт, пересч. на план стр-ру факт
1 2 3 4 5 6 7 8=7-6
Майонез "Провансаль" 33,46 786,54 828,32 26321,47 27005,3 27719,34 714,02
Майонез «Обеденный» 24,84 230,69 228,92 5730,11 5878,98 5686,05 -192,93
Майонез «Аппетитный» 21,65 231,13 222,69 5003,54 5133,54 4820,69 -312,84
Майонез  «Праздничный» 42,79 19,19 20,57 821,12 842,453 880,21 37,76
Итого:   1267,56 1300,50 37876,24 38860,29 39113,29 253,00

 

     Таблица  2.31 - Анализ структуры продукции  ЗАО «Омега-1» за 2006 г.

Продукция Цена  за ед., руб. Объем производства продукции,

 тонн

Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт, пересч. на план стр-ру факт
1 2 3 4 5 6 7 8=7-6
Майонез "Провансаль" 32,64 868,57 985,83 28351,29 29072,4 32178,57 3106,13
Майонез «Обеденный» 24,68 215,78 178,84 5324,77 5460,21 4413,20 -1047,01
Майонез «Аппетитный» 21,53 195,07 153,20 4200,15 4306,99 3298,53 -1008,46
Майонез  «Праздничный» 42,52 12,02 6,43 511,18 524,183 273,56 -250,62
Итого:   1291,45 1324,30 38387,39 39363,83 40170,86 807,03

 

     Как показывают данные таблицы 2.28-2.31, отклонение товарной продукции за счет изменения структуры составило в 2003 году – 70,87 тыс. руб., 2004 году – 184,04 тыс., 2005 году – 253,00 тыс. руб. и в 2006 году – 807,03 тыс. руб. Это увеличение связано со смещением структуру в сторону более дорогостоящей продукции. За счет изменения структуры сумма затрат также возросла. Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Пути снижения себестоимости  продукции ЗАО «Омега-1»

      3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» 

      Основными источниками резервов снижения себестоимости  продукции являются:

     1. Увеличение объемов производства. Анализ внутреннего рынка показывает насыщенность продукцией данного вида. Увеличение объемов производства возможно за счет выхода предприятия на новые рынки сбыта. В частности, ЗАО «Омега-1» может рассмотреть вариант продажи майонеза предприятиям общепита (весовой продукт). В настоящий момент предприятие реализует свою продукцию через розничную сеть – это магазины Радеж, МАН, Пятерочка, Перекресток, Эконом, оптовые склады, отдельные магазины и павильоны. Предприятия общепита г. Волжского используют продукцию фирм ООО «Лагуна»  и ОАО «Камышинский масложировой комбинат». По предварительным подсчетам специалистов ЗАО «Омега-1» объемы продаж на данном рынке может составить до 16300,00 кг в год. Но выходить на этот рынок с действующими марками майонеза нецелесообразно, поскольку достаточно важной характеристикой необходимого для этих целей майонеза является способность держать воду в салате, а не жирность и вкусовые характеристики. На предприятии разработан новый рецепт майонеза. Себестоимость одного кг составит 13,94 рубля, а продажная цена планируется на уровне 16,00 рублей за кг, что меньше цены майонеза, предлагаемого фирмой ООО «Лагуна» г. Волжский. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется. В результате снижается себестоимость единицы продукции.

     2. Резервы сокращения затрат на производство продукции. Совершенствование материально-сырьевого снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения закупочных цен на сырье и материалы. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика.

     ЗАО «Омега-1» необходимо обеспечить поступление  сырья и материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, или использовать «сезонные» скидки на сырье. А также перевозить продукцию наиболее дешевым видом транспорта, используя при этом дисконтные карты, предоставляемые автозаправочными станциями.

       При заключении договоров на  поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы.

     Определенные  резервы снижения себестоимости  продукции заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания управленческого персонала ЗАО «Омега-1». Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе  фактических затрат на производство продукции.

     Сокращение  себестоимости единицы продукции  возможно за счет экономии на упаковке. В настоящее время предприятие закупает готовую банку в Москве. Ее себестоимость составляет 2,96 рубля. Машина ездит в Москву раз в три недели (транспортные расходы составляют 28 тыс. руб.) – объем закупки 30 тыс. банок в месяц. Если закупить пресформу для выдува ПЭТ банки (ее стоимость составляет 80 тыс. рублей), то можно закупать в Москве преформы (1 машина – 90 тыс. преформ). Таким образом, транспортные расходы сократятся в два раза, поскольку ездить придется один раз в полтора месяца. Себестоимость одной преформы – 1,60 рубля + затраты на изготовление самой банки составят 42 копейки.

     Рассчитаем  экономию по затратам с учетом этого и результаты представим в таблице 3.1.

     Таблица 3.1 – Расчет экономии затрат за счет сокращение расходов на упаковку

Показатели Факт Проект Экономия
Транспортные  расходы в год, тыс. руб. 485,33 208,00 277,33
Затраты на одну упаковку, руб. 2,96 2,02 0,94
Затраты на упаковку на годовой объем, тыс. руб. 6281,72 3410,40 2871,32
Итого затраты, тыс. руб. в год 6767,05 3618,40 3148,65

 

     Рисунок 3.1 – Экономия затрат за счет сокращения расходов на упаковку

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению