Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению.doc

— 6.82 Мб (Скачать документ)

 

     Рисунок 2.6 – Структура затрат на производство продукции в 2005 году

      Таблица 2.23  - Затраты на производство продукции  ЗАО «Омега-1» за 2006 год.

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
план факт отклон. план факт отклон.
Материальные  затраты 22924,14 23957,74 1033,60 58,76 60,82 2,06
Заработная  плата 4724,50 4630,35 -94,15 12,11 11,75 -0,36
Отчисления в фонд социальной защиты 1954,56 1657,66 -296,90 5,01 4,21 -0,80
Амортизация основных средств 417,44 441,18 23,74 1,07 1,12 0,05
Прочие  производственные расходы 3284,91 3247,35 -37,56 8,42 8,25 -0,17
Итого произв. расходы 33305,55 33934,28 628,73 85,37 86,15 0,78
Коммерческие  расходы 5707,63 5456,86 -250,77 14,63 13,85 -0,78
Полная  себестоимость 39013,18 39391,14 377,96 100,00 100,00  
Переменная  часть 29603,20 30245,75 642,55 75,88 76,78 0,90
Постоянная  часть 9409,98 9145,39 -264,59 24,12 23,22 -0,90

 

     Рисунок 2.7 – Структура затрат на производство продукции в 2006 году

      Как видно из таблицы, фактические затраты ЗАО «Омега» в 2005 году выше плановых на 636,06 тыс. руб., или на 1,69%. Перерасход произошел по заработной плате и прочим производственным затратам, по остальным статьям - экономия. А в 2006 году существенное увеличение затрат на сырье и материалы по сравнению с плановыми показателями связано с большим фактическим объемом выпуска продукции. Что касается структуры себестоимости. То она существенно изменилась по сравнению с начальным периодом с сторону уменьшения доли материальных затрат и увеличения доли затрат на заработную плату.

     Далее приведен анализ факторов, влияющих на изменение себестоимости продукции.

     1) Анализ производства и реализации продукции.

     Таблица 2.24 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции в 2003 году

Продукция Объем продаж, тыс. руб. Отклонение  фактического выпуска продукции
2002 год Отчетный 

2003 год

От  плана От  прошлого года
план факт тыс. руб. % тыс. руб. %
Майонез "Провансаль" 12695,26 13845,18 14145,63 300,45 2,17 1450,37 11,42
Майонез «Обеденный» 5504,65 6809,70 6703,71 -105,99 -1,56 1199,07 21,78
Майонез «Аппетитный» 4782,38 4252,53 5001,89 749,36 17,62 219,51 4,59
Майонез  «Праздничный» 2336,50 2584,71 3029,64 444,93 17,21 693,14 29,67
Итого: 25318,78 27492,12 28880,87 1388,75 5,05 3562,09 14,07

 

     По  результатам таблицы можно сделать  следующие выводы:

  • в целом по номенклатуре произошло превышение объема реализации 2003 года над плановым показателем (на 5,05%) и над аналогичным показателем за предыдущий год (на 14,07%);
  • причем объем продаж увеличился по каждому отдельному виду майонеза. Самое большое увеличение (на 29,67%) можно увидеть по майонезу «Праздничный». Это связано с тем, что в 2002 году данный вид майонеза только вышел на рынок. Кроме того, по сравнению с прошлым годом увеличился объем продаж и по майонезу «Обеденный» (+21,78%), хотя и не достиг плановых показателей (-1,56%).

     Таблица 2.25 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции в 2004 году

Продукция Объем продаж, тыс. руб. Отклонение  фактического выпуска продукции
2003 год Отчетный 

2004 год

От  плана От  прошлого года
план факт тыс. руб. % тыс. руб. %
Майонез "Провансаль" 14145,63 18027,22 21558,36 3531,14 19,59 7412,73 52,40
Майонез «Обеденный» 6703,71 4609,70 4162,58 -447,12 -9,70 -2541,14 -37,91
Майонез «Аппетитный» 5001,89 6252,48 6613,60 361,12 5,78 1611,70 32,22
Майонез  «Праздничный» 3029,64 1576,38 836,51 -739,87 -46,93 -2193,12 -72,39
Итого: 28880,87 30465,78 33171,05 2705,27 8,88 4290,18 14,85

 

     По  результатам таблицы можно сделать  следующие выводы:

  • в 2004 году картина изменилась по сравнению с 2003 годом. В частности по двум позициям: майонез «Обеденный» и майонез «Праздничный» фактический объем выпуска не только не достиг запланированного уровня, но и фактического уровня прошлого года;
  • по майонезу «Праздничный» снижение выпуска составило 72,39%. Это можно объяснить развернувшейся компанией здорового образа жизни (а данный майонез очень жирный) и действиями основных производителей майонеза в соответствии с этим. Кроме того, можно отметить, что данный вид майонеза достаточно дорогостоящий даже по сравнению с широко известными и раскрученными марками. Что касается изменений в объемах продаж по майонезу «Обеденный», то в то время наблюдается изменение структуры выпуска в сторону увеличения майонеза «Провансаль».

     Таблица 2.26 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции в 2005 году

Продукция Объем продаж, тыс. руб. Отклонение  фактического выпуска продукции
2004 год Отчетный 

2005 год

От  плана От  прошлого года
план факт тыс. руб. % тыс. руб. %
Майонез "Провансаль" 21558,36 26321,47 27719,34 1397,87 5,31 6160,98 28,58
Майонез «Обеденный» 4162,58 5730,11 5686,05 -44,06 -0,77 1523,47 36,60
Майонез «Аппетитный» 6613,60 5003,54 4820,69 -182,85 -3,65 -1792,90 -27,11
Майонез  «Праздничный» 836,51 821,12 880,21 59,09 7,20 43,70 5,22
Итого: 33171,05 37876,24 39106,29 1230,05 3,25 5935,24 17,89

 

     Таблица 2.27 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции в 2006 году

Продукция Объем продаж, тыс. руб. Отклонение  фактического выпуска продукции
2005 год Отчетный 

2006 год

От  плана От  прошлого года
план факт тыс. руб. % тыс. руб. %
Майонез "Провансаль" 27719,34 28351,29 32178,57 3827,28 13,50 4459,23 16,09
Майонез «Обеденный» 5686,05 5324,77 4413,20 -911,57 -17,12 -1272,85 -22,39
Майонез «Аппетитный» 4820,69 4200,15 3298,53 -901,62 -21,47 -1522,16 -31,58
Майонез  «Праздничный» 880,21 511,18 273,56 -237,62 -46,48 -606,65 -68,92
Итого: 39106,29 38387,39 40163,86 1776,47 4,63 1057,57 2,70

 

     Отклонение  фактического выпуска товарной продукции  от прошлого года имеет незначительно (+2,70%), что в абсолютном выражении составило 1057,57 тыс. руб., а фактического выпуска от плана всего +4,63 %, что в денежном выражении составит соответственно 1057,57 тыс. руб. и 1776,47 тыс. руб.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению