Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любого предприятия во многом зависит от постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и изысканием резервов по снижению их стоимости.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы выявления резервов по снижению себестоимости продукции………………………………………………………………………. 8
1.1 Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции…………................. 8
1.2 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи, система показателей и информационная база………………………………………………… 18
1.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения ………………………………………………..………………....................... 27
1.4 CVP – анализ как эффективный метод планирования затрат на предприятии………………………………………………………………………….. 31
2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1» и выявление резервов по ее снижению..……………………………………………………………….. 40
2.1 Характеристика пищевой отрасли Волгоградской области и предприятия ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………… 40
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ЗАО «Омега-1»…………………………………………………………………. 46
2.3 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………............ 55
3 Пути снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………. 75
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Омега-1»………………………………………………………………………………… 75
3.2 Применение операционного анализа при распределении затрат ЗАО «Омега-1»…….…….…………………………………………………………… 78
Заключение……………………………………………………………………… 84
Библиографический список……………………………………………............. 87
Приложение А Бухгалтерский баланс ЗАО «Омега-1»……………………… 90
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Омега-1»………………. 92
При фактическом объеме производства и реализации продукции данная установка окупится в течение трех месяцев. А экономия составит 3148,65 тыс. рублей, то есть затраты сократятся более чем в два раза.
Чтобы рассчитать влияние объема производства на себестоимость продукции рассчитаем величину постоянных и переменных затрат по каждому виду майонеза, применив операционный анализ.
3.2
Применение операционного анализа при
распределении затрат ЗАО «Омега-1»
Основой данных расчетов станут данные, полученные при анализе производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Омега-1».
Метод наименьших квадратов
Основополагающей
характеристикой выпускаемой
1. Линейная регрессионная модель.
.
Оценка параметров уравнений регрессии ( и в уравнении параболы второго порядка) осуществляется методом наименьших квадратов, в основе которого лежит предположение о независимости наблюдений исследуемой совокупности.
Сущность метода наименьших квадратов (МНК) заключается в нахождении параметров модели , при которых минимизируется сумма квадратов отклонений эмпирических (фактических) значений результативного признака от теоретических, полученных по выбранному уравнению регрессии:
Для прямой зависимости:
Для отыскания значений параметров, при которых функция принимает минимальное значение. Частные производные функции приравниваем к нулю и преобразуем получаемые уравнения, которые называют нормальными уравнениями МНК для прямой:
;
;
Отсюда система нормальных уравнений имеет вид:
Нормальные уравнения МНК для прямой линии регрессии являются системой двух уравнений с двумя неизвестными и . Все остальные величины, входящие в систему, определяются по исходной информации. Таким образом, однозначно вычисляются при решении этой системы уравнений оба параметра уравнения линейной регрессии.
Если первое нормальное уравнение разделить на n, получим:
, откуда
По этому уравнению обычно на практику вычисляется свободный член уравнения регрессии. Параметр вычисляется по преобразованной формуле, которую можно вывести, решая систему нормальных уравнений относительно :
Разделим обе части уравнения на n и получим:
Отсюда
.
Занесем
все необходимые данные для расчета
в таблицу.
Таблица 3.2 – Расчет параметров уравнения линейной регрессии (по фактическим данным 2006 года)
период | ||||
январь | 77587,58 | 2563,48 | 198894332,17 | 6019832570,26 |
февраль | 111750,98 | 3104,43 | 346923209,94 | 12488281530,96 |
март | 95441,50 | 2722,39 | 259829348,82 | 9109079922,25 |
апрель | 113665,93 | 3488,58 | 396532200,18 | 12919943642,76 |
май | 117957,73 | 3539,81 | 417548107,94 | 13914026066,75 |
июнь | 132428,42 | 3796,75 | 502797492,40 | 17537286423,70 |
июль | 113726,66 | 3353,66 | 381401049,84 | 12933753194,76 |
август | 100865,47 | 3022,90 | 304905835,89 | 10173843038,32 |
сентябрь | 105984,05 | 3171,28 | 336105565,47 | 11232618854,40 |
октябрь | 107916,35 | 3374,35 | 364147085,61 | 11645938597,32 |
ноябрь | 142000,00 | 3907,56 | 554872998,86 | 20164000000,00 |
декабрь | 104970,98 | 3345,95 | 351227405,95 | 11018906642,16 |
Сумма | 1324295,65 | 39391,14 | 4415184633,06 | 1,49158E+11 |
Среднее значение | 110357,97 | 3282,59 | 367932052,75 | 12429792540,30 |
Отсюда,
Уравнение примет вид: .
Графическая линейная аппроксимация данных представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Линейная аппроксимация данных
То есть переменные затраты на месячный объем составят 788,08 тыс. руб., а ставка переменных издержек равна 0,023 тыс. рублей.
Анализ линейной зависимости между полной себестоимостью продукции и постоянным и переменными издержками основывается на решении системы линейных уравнений, описывающих связь между затратами и объемом выпуска за ряд периодов (по фактическим данным 2006 года).
Таблица 3.3 - Исходные данные для составления системы линейных уравнений
Месяц | Объем выпуска, кг | тыс. руб. | |||
Провансаль | Обеденный | Праздничный | Аппетитный | ||
январь | 59378,51 | 9716,50 | 667,20 | 7825,37 | 2563,48 |
февраль | 79787,03 | 15542,76 | 853,23 | 15567,96 | 3104,43 |
март | 70124,76 | 12752,24 | 281,59 | 12282,91 | 2722,39 |
апрель | 82403,57 | 15792,38 | 855,78 | 14614,20 | 3488,58 |
май | 82865,35 | 16786,92 | 602,70 | 17702,76 | 3539,81 |
июнь | 96875,06 | 18544,66 | 595,92 | 16412,78 | 3796,75 |
июль | 82845,10 | 17273,08 | 578,40 | 13030,08 | 3353,66 |
август | 77024,87 | 13180,58 | 276,48 | 10383,54 | 3022,90 |
сентябрь | 79676,87 | 13747,86 | 277,44 | 12281,88 | 3171,28 |
октябрь | 82653,98 | 14003,06 | 580,20 | 10679,11 | 3374,35 |
ноябрь | 112993,12 | 17433,36 | 0,00 | 11573,52 | 3907,56 |
декабрь | 79199,47 | 14062,45 | 865,20 | 10843,86 | 3345,95 |
Итого | 985827,67 | 178835,85 | 6434,14 | 153197,97 | 39391,14 |
В
нашем случае четырех товаров
искомая система уравнений
Система решена с помощь пакета MathCad 11.
Решение системы дает:
- ставка переменных затрат по майонезу «Провансаль» равна 0,023 тыс. руб.;
- ставка переменных затрат по майонезу «Обеденный» равна 0,021 тыс. руб.;
- ставка переменных затрат по майонезу «Аппетитный» равна 0,022 тыс. руб.;
- ставка переменных затрат по майонезу «Праздничный» равна 0,026 тыс. руб.
В
рамках операционного анализа
Рассчитаем значения основных показателей операционного анализа за 2006 год. На основании вышеперечисленных показателей составим таблицу 3.4 основных характеристик бизнеса в рамках операционного анализа.
Точка безубыточности (критический объем производства) для четырех видов майонеза составит:
Можно увидеть, что ЗАО «Омега-1» производит майонез в рамках точки безубыточности.
Таблица 3.4 - Значения основных показателей операционного анализа на предприятии ЗАО «Омега» за 2006 год
Показатели | Значения |
Валовая маржа, тыс. руб. | 10196,63 |
Коэффициент валовой маржи | 0,25 |
Порог рентабельности | 37120,17 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 3043,69 |
Сила
воздействия операционного |
13,20 |
Рассмотрим как увеличение объема продаж повлияет на себестоимость продукции. Например, по майонезу «Провансаль» постоянные затраты составили 7129,36 тыс. руб., тогда постоянные на единицу продукции (кг) равны 7,23 руб. Если увеличить объем реализации на 16300 кг за чет нового майонеза, то постоянные затраты на единицу продукции по майонезу «Провансаль» снизятся на 0,08 руб. и составят 7,14 руб. То есть себестоимость 1 кг майонеза «Провансаль» будет равна 30,26 руб., а не 30,18. То есть экономия на весь выпуск равна 78,87 тыс. руб.
Общая
экономия в результате предлагаемых
мероприятий составит 3227,52 тыс. руб.
Заключение
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции (услуг, работ).
Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
В странах с развитыми рыночными отношениями существует два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке затрат.
Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).
Экономические издержки – это альтернативные издержки предприятия. Альтернативные издержки выражают стоимость собственных ресурсов, используемых наиболее эффективным из всех прочих способов. Экономические издержки включают явные и неявные издержки. Неявные издержки – это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью фирмы, т.е. не являются покупными (выплаты процентов держателям акций).
Группировка затрат по экономическим элементам — одна из наиболее распространенных. Служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций. Позволяет выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы повлияли на общую себестоимость.
Любой хозяйствующий субъект – это сложная производственная, социально-экономическая, организационная система, которая подвержена как внешнему, так и внутреннему воздействию. Финансовые результаты деятельности и финансовое состояние коммерческой организации определяются совокупностью внешних и внутренних факторов.
Анализ
производственно-хозяйственной
Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по её снижению