Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, статья
С этим связано стремление дать детям знания, учить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Программа факультативных занятий по театрализованной деятельности детей 4–6 лет "Волшебный мир театра"
Жильцова Марина Викторовна, воспитатель
Статья отнесена к разделу:Работа с дошкольниками
Пояснительная записка
В современном мире резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.
С этим связано стремление дать детям знания, учить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности,творческой выдумки у некоторых первоклассников,психологи часто ставят диагноз: “не доиграл”т.е. не тренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе“сотворение игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое,что не встречалось в прошлом опыте,индивидуальном и общественном.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и деткой психологии. Ее исследовали Л.С. Выгодский,Л.И. Венгер и многие другие.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств, оно создает условие для распространенного развития личности и самореализации ее творческого потенциала.
Многие виды искусства
предоставляют уже готовые
Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей. Именно эта цель является одной из приоритетных в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Данная программа
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Факультативные занятия проводятся один раз в неделю (32 занятия в год) с продолжительностью:средняя группа (4-5 лет- 20 минут). Программа включает в себя разделы:
Программа факультативных занятий
по развитию творческих способностей
у детей средствами театрального
искусства предполагает. С целью
определения эффективности
Тематический план
№ п/п |
Наименование раздела темы |
Кол-во занятий |
Срок |
Примечание |
1. |
Художественно-речевой |
10 |
||
1. Волшебный сундучок 2. “Наши гуси га-га-га, наши куры ко-ко-ко” 3. На болоте две подружки, две зеленые лягушки 4. Нынче у белочки веселье 5. Кто кого обидел первым? 6. В сказку отправляемся! 7. Ну и Баба Яга! 8. Почему заболел пес? 9. Лиса плутовка 10. Помогли псу друзья |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|||
2. |
Ритмопластика |
8 |
||
1. На ярмарке мы повстречали 2. Лебедь белая плывет 3. Раз, два, три, четыре, пять, мы отправились гулять 4. Ах, какая разная коза! 5. Поиграю я с подружками 6. Аленушке все помогали 7. Покажи, кто к нам пришел? 8. Матрешечки - кругляшечки |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
|||
3. |
Театральная игра |
5 |
||
1. Угадай, кто я? 2. Добрый дядя еж 3. Вы Аленушке помогите дорогу укажите 4. Аленушка, ты меня найди 5. Не надежный друг |
1 1 1 1 1 |
|||
4. |
Основы театральной культуры |
5 |
||
1. Путешествие в театр 2. Мы на сцену выходили... 3. Кто создал спектакль 4. Как вести себя в театре 5. Что можно взять с собой в театр |
1 1 1 1 1 |
|||
5. |
Музыкальные спектакли |
4 |
||
1. “Ярмарка” 2. “Белкин дом” 3. “Гуси - лебеди” 4. “Друзья познаются в беде” |
1 1 1 1 |
|||
Итого |
32 |
Программное содержание
I Раздел
Художественно-речевой
Объединяет игры и упражнения,направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В раздел включены игры со словами, развивающие связно образную речь,творческую фантазию.
Содержание
1.1. Волшебный сундучок.
Проговаривание чистоговорки медленно с интонацией грусти. Речевая игра “Овощи на грядках”. Выразительное чтение “Ярмарка”.
1.2. Наши гуси га-га-га,
наши куры ко-ко-ко.
Хороводная игра “В гости к Дашеньки пришли”.
Показ сюжета сказки “Ярмарка”.
Речевая игра “Птичий двор”.
Сочетание напевной речи и пластических движений - игра “Два веселых гуся”.
1.3. На болоте две подружки,
две зеленые лягушки.
Отгадывание загадки про лягушку.
Упражнение на развитие артикуляционного
аппарата и интонационной
Гимнастика для языка “Комары”.
Игра на внимание “С кочки на кочку”.
Мини - сценка “Лягушка и кот”.
1.4. Нынче у белочки
веселье
Речевая игра “В лес идем”.
Кто такой дятел. Его роль
и значение для деревьев. Игра на
чувство ритма (дети отбивают и проговаривают
стук дятла). Проговаривание скороговорки,
отработка согласных звуков.
1.5. Кто кого обидел первым
Монолог - Петуха, Козы, Ежа в соответствующей интонацией каждого героя.
Словесная игра “Волшебные слова”.
Разыгрывается стихотворение Н.Юсупова “Кто кого обидел первым” - этюд на выражение состояния, чувств, настроение.
Гимнастика для мышц шеи “Козлик”.
1.6. В сказку отправляемся
Путешествие на воздушном шаре.
Пальчиковая игра “Небо синее”
1.7. Ну и Баба Яга
Упражнение на координацию речи и движение“Умелые руки”. Чистоговорки на произношение согласных в конце слова. Логопедическая гимнастика для языка. Заучивание стихотворения,проговаривание его с различной интонацией.
1.8. Почему заболел пес
Проговаривание потешки с движением,чистоговорки “с-с”. Отгадывание загадок про кошку и собаку.
Выразительное чтение сказки “Друзья познаются в беде”.
Логопедическая гимнастика
- на выработку статистического
1.9. Лиса плутовка
Упражнения на увеличение выдоха “Страшная сказка”. Логопедическая гимнастика на укрепление губ. Инсценировка отрывка из сказки“Друзья познаются в беде”, с различной
интонацией.
Игра на чувство ритма, звукоподражания“Котенок и щенок”.
Пальчиковая гимнастика - сочетание речи и движений.
1.10. Помогли псу друзья
Артикуляционная гимнастика на четкое произношение гласных. Игра на повышение тона голоса “Чудо лесенка”. Проговаривание чистоговорки с разной силой голоса:тихо-громче-громко.
Инсценировка отрывка из сказки “Друзья познаются в беде” - с разной интонацией.Логопедическая гимнастика - на укрепление мышц шей, губ, на выработку статистического напряжения жевательных мышц.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
Знать:
Уметь:
II Раздел
Ритмопластика
Включает в себя комплексные
ритмические музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие естественных психомоторных
способностей дошкольников, свободы
и выразительности
Содержание
2.1. На ярмарке мы повстречали
Этюд на выразительность движений, животное соответствует характеру музыки.
Пантомима “Продавцы на ярмарке”.
Игра на внимание “Зеркало”.
2.2. Лебедь белая плывет
Упражнение на развитие воображение и ощущения“Пироги”.
Мини - сценка “Свинка и кошка”, подбираются к персонажам подходящие движения, жесты.
Игра “Ровным кругом”.
Этюд на выразительность движений “Лебедь”.
Игра на внимание “Летает не летает”.
Упражнение “Воробей и лебедь” (подбирается музыка к каждой птице).
2.3. Раз, два, три, четыре, пять мы отправимся гулять
Игра на внимание “повтори за мной”,“Запрещенное движение”. Рассказывание сказки“Белкин домик” с помощью игрушек. Пальчиковая гимнастика “Елка”.
Этюд на выразительность движений под музыку“Белки”. Инсценировка стихотворения “Белки и мишка”.
2.4. Ах, какая разная коза
Игра на ориентировку в пространстве “Иголка и нитка”.
Упражнение на развитие эмоций “Витя”,“Колесо”.
Этюд на выражение разного настроения “Коза -мечтательница”, “Коза - хлопотунья”, “Коза -воображала”.
Задание на творческое воображение:
Пальчиковая игра на воображение и развитие мелкой моторики.
2.5. Поиграю я с подружками
Упражнение на развитие внимания “На лошадке”.
Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”.
Игра на чувство ритма “Передай букет”.
Этюд на выражение основных эмоций “Девица,девица”.
Этюд на выразительность жеста “Эй, Ванюша,посмотри”.
2.6. Покажи, кто к нам пришел
Игра - пантомима на выразительность движений,жестов, мимики. Загадки о животных с выполнением характерных особенностей. Этюд на выразительность эмоций “Кого боится зайка”.
2.7. Матрешечки - кругляшечки
Этюд на выразительность движений под музыку“Мы - матрешки”. Игра на выражение мимики“Матрешки и мышки”.
Этюд на выразительность движений под музыку“Еж”.
Пантомима “Случай в лесу”.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
III Раздел
Театральная игра
Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в разных жизненных ситуациях.
Содержание
3.1. Догадайся, кто же я?
Игра на внимание “Что слышно?”, “Слушай хлопок”. Отгадывание загадок о животных. Игра на пальцах “Дом и ворота”. Образно-речевая игра“Кое, что из жизни кошек”.
3.2. Добрый дядя ЕЖ
Отгадывание загадки о Еже.
Показ отрывка сказки “Белкин домик”.
Имитационные упражнения “Еж”.
Чтение стихотворения “Ворчливый Еж”, с различными интонациями (сердито, строго).
Игра - аттракцион “Кто быстрее соберет грибочки в лукошко”.
3.3. Вы Аленушке помогите, дорогу укажите.
Импровизация отрывка сказки “Гуси - лебеди”.Этюды на выразительность жеста, эмоций.