Понятие, причины и последствия кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:26, контрольная работа

Описание

Часть моей работы отведена кризису персонала, так как он затрагивает не только работников но и организацию в целом. Если служащий недоволен чем-либо в организации (заработной платой, занимаемой должностью, условиями, в которых работает и т.д.), то это, несомненно, будет влиять на качество его работы.
Цель работы - разобраться в понятие "кризис", изучить причины, факторы и симптомы его возникновения.
Организация как система функционирует в переменном соотношении порядка и хаоса. Значительная степень хаоса в социальных системах означает, что они находятся в кризисе, незначительная - что система функционирует оптимально. Состояние кризиса проявляется в различных диспропорциях свойств системы, которые можно свести к двум видам: отсутствие согласованности между сосуществующими сторонами и несоответствие реальной продуктивности системы ее возможной продуктивности.

Содержание

Введение
1.Что такое кризис?
2.Симптомы, факторы и причины кризиса.
3.Причины и последствия кризиса персонала.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие.docx

— 89.21 Кб (Скачать документ)

1.3 Комплексный подход  к диагностике несостоятельного  предприятия 

Глава 2 Финансовый анализ состояния предприятия ОАО ЧЭМК 

2.1 Характеристика  предприятия 

2.2 Оценка и анализ  угрозы неплатежеспособности предприятия  по методике ФСФО 

2.3 Финансовый анализ  состояния предприятия 

2.4 Анализ данных  сравнительного баланса и других  форм бухгалтерской отчетности 

2.5 Анализ ликвидности  баланса 

2.7 Анализ финансовой  устойчивости 

Определение вероятности  наступления кризиса по модели У. Бивера 

Заключение 

Список использованных источников и литературы 

Приложения 

Приложение А Бухгалтерский баланс ОАО «ЧЭМК» 

Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО «ЧЭМК» 

Введение 
 

В мире не было ни одной  организации, которая в той или  иной мере в своей производственно-хозяйственной  деятельности не испытала на себе кризисные  явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется  в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед  руководством организаций, органами государственной  и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления  и обеспечить устойчивое положение  организаций, ибо банкротство одних  организаций часто вызывает ухудшение  финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино. 

Решение задач по предотвращению кризисных явлений  или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой  за рубежом «кризис-менеджмент», а  в России - «антикризисное управление». Кризисным явлением подвержены организации  любых форм собственности, вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организации в  таких условиях для России весьма актуальна.[1; С.43] 

Основной целью  антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение  длительного периода ее конкурентного  преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства. 

Актуальность темы обуславливается необходимостью всестороннего  анализа финансового состояния  предприятия. Результатом, которого является установление причин ухудшения ее финансово-экономического положения, выбор методов оздоровления и определение, какие органы управления в рассматриваемой организации  могут урегулировать кризисные  процессы в рассматриваемой организации, не доводя ее до полного банкротства (ликвидации) с распродажей всего  имущества. 

Целью данной курсовой работы является - рассмотрение комплексного подхода к несостоятельности  предприятия на примере ОАО «ЧЭМК». 

Основные задачи: 

1 Рассмотрение основных  принципов антикризисного управления; 

2 Рассмотрение неплатежеспособности  как основного внешнего признака  проблемности предприятия; 

3 Определение сущности  проявления кризисных тенденций; 

4 Определение логической  последовательности диагностики  финансового состояния предприятия; 

5 Финансовый анализ  состояния предприятия ОАО ЧЭМК. 

Объектом исследования является ОАО ЧЭМК, предметом - финансовая деятельность предприятия ОАО ЧЭМК. 

Глава 1 Антикризисное  управление 
 

1.1 Понятие антикризисного  управления, основные принципы 
 

Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить  временные затруднения, сохранить  и преумножить рыночные позиции  при любых обстоятельствах, при  опоре в основном на собственные  ресурсы. 

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах, которые  следует рассмотреть подробно: 

1. Постоянная готовность  к возможному нарушению финансового  равновесия организации. Финансовое  равновесие очень изменчиво в  динамике. Его изменение на любом  этапе экономического развития  предприятия определяется реакцией  на изменение внешних и внутренних  условий ее хозяйственной деятельности. 

2. Ранняя диагностика  кризисных явлений в финансовой  деятельности организации с целью  своевременного использования возможностей  их нейтрализации. 

3. Дифференциация  индикаторов кризисных явлений  по степени их опасности для  финансового развития предприятия.  В процессе диагностики банкротства  организации используется арсенал  индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные  аспекты финансовой деятельности  организации, характер которых  с позиции генерирования угрозы  банкротства неоднозначен. В связи  с этим при разработке мероприятий  для восстановления финансового  равновесия необходимо соответствующим  образом учитывать индикаторы  кризисных явлений по степени  их опасности для финансового  развития организации. 

4. Срочность реагирования  на отдельные кризисные явления  в финансовом развитии организации.  Каждое появившееся кризисное  явление не только имеет тенденцию  к расширению с каждым новым  хозяйственным циклом организации,  но порождает новые, сопутствующие  ему кризисные финансовые явления.  Поэтому чем раньше будут включены  антикризисные механизмы по каждому  диагностированному кризисному  явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. 

5. Адекватность реагирования  организации на степень реальной  угрозы ее финансовому равновесию. Используемая система механизмов  по нейтрализации угрозы банкротства  в подавляющей своей части  связана с финансовыми затратами  или потерями, вызванными сокращением  объемов операционной производственной  деятельности, приостановлением реализации  инвестиционных проектов и т.п. 

6. Полная реализация  внутренних возможностей выхода  организации из кризисного финансового  состояния. В борьбе с угрозой  банкротства, особенно на ранних  стадиях ее диагностики, организация  должна рассчитывать исключительно  на внутренние финансовые возможности.  При нормальных маркетинговых  позициях организации угроза  банкротства полностью может  быть нейтрализована внутренними  механизмами антикризисного финансового  управления и в пределах финансовых  возможностей организации. Только  в этом случае организация  может избежать болезненных для  нее реорганизационных процедур. 

7. Выбор эффективных  форм санации организации. Если  масштабы кризисного финансового  состояния предприятия не позволяют  выйти из него за счет использования  внутренних механизмов и финансовых  резервов, организация вынуждена  прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму  его санации. Санация организации  может проводиться как до, так и в процессе производства дела о банкротстве. 

В общем случае политика антикризисного финансового управления заключается в разработке системы  методов предварительной диагностики  угрозы банкротства и «включении»  механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход  из кризисного состояния. [1; С.43]

1.2 Неплатежеспособность - основной внешний признак проблемности предприятия

Основным критерием  проявления кризисной ситуации на предприятии  является его неплатежеспособность - невозможность предприятия погасить свои обязательства.

Возникающие у организации  денежные обязательства должны быть погашены должником в конкретные сроки. Если должник не может исполнить  свои обязательства, то по законодательству кредиторы имеют право требовать  от должника исполнение обязательств, а также возмещения убытков, причиненных  неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Неоднократная необязательность организации влечет за собой, как  правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные  законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.

Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации - от эпизодической до устойчивой и  хронической неплатежеспособности и кризисной.

В конечном счете неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (или государство в том числе) перед выбором: или дать организации некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного времени (временного соглашения); или выставить требование о ликвидации данной организации и продажи ее имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Однако здесь выбор  стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное  кризисное состояние и свою неспособность  к расчету по обязательствам, может  поставить вопрос о диалоге с  кредиторами или о собственной  ликвидации как организации.

Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа  финансовой устойчивости организации  и причин, приведших к потере ее платежеспособности (чтобы эти причины  смягчить или полностью снять).

Здесь очень важно  обозначить причины потери неплатежеспособности предприятия, чтобы исключить или  существенно уменьшить их влияние  на финансовое состояние предприятия. А причины можно выявить только на основе проведения профессионального  анализа. [1; С.46]

Платежеспособность  организации прямо пропорциональна  выручке, неплатежеспособность обратно  пропорциональна выручке и прямо  пропорциональна объему обязательств.

Абсолютно платежеспособным является предприятие, у которого капитал полностью собственный, а обязательства отсутствуют, в то же время предприятие, имея в капитале в основном заемные средства, также является полностью платежеспособным, если своевременно исполняет свои обязательства. Все зависит от объема реализации продукции и своевременного поступления денежных средств.

В связи с тем, что обязательства при приобретении материалов, товаров наступают сразу  перед поставщиками, а готовая  продукция изготовляется и реализуется  через определенное время, для абсолютной платежеспособности необходимо иметь  резерв денежных средств и уровень  этого резерва следует постоянно  поддерживать на предприятии.

Если за определенный календарный период темп роста обязательств организации был высшее темпа  роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими  словами, чем меньше выручка, тем  скорее ухудшается платежеспособность предприятия.

На примере российской экономике ясно, что в условиях монополии при отсутствии рыночного  регулирования ценами колебаний  спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен с одновременным сокращением объемов производства.

Особенностью наступления  кризисов в организациях России является преднамеренность, т.е. создание условий  руководителем организации для  наступления ее неплатежеспособности или нанесение им ущерба организации  в личных целях или в интересах  третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. С этой целью администрация организации  создает на своей базе несколько  юридических самостоятельных малых  предприятий (ЗАО, ООО), выделив их из состава организации и поставив во главе этих предприятий своих  доверенных лиц. Каждое из этих предприятий  по существу превращается в частное  предприятие своего руководителя и  по договору с ним обеспечивает организацию  каким-либо сырьем, материалами или  реализует готовую продукцию. Таким образом организация приобретает необходимое сырье и материалы не на прямую у изготовителей, а через эти предприятия-посредники по более высоким ценам. Эти же посредники реализуют готовую продукцию, покупая ее у организации почти по себестоимости (или даже немного ниже). Посреднические деньги уходят с предприятия на сторону. Организация-«прародитель» влезает в долги к своим фирмам, а акционеры - трудовой коллектив и государство - остаются без заработной платы и дохода. Это происходит в случае, если в планы администрации и в сговоре с ними некоторых собственников или иных лиц входит довести организацию до критического финансового состояния, превратить в банкрота, купить через подставную фирму обесцененные акции у трудового коллектива и у государства его долю и завладеть полностью организацией почти за бесценок.

Информация о работе Понятие, причины и последствия кризиса