Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
проанализировать теоретико-методологические основы личностного адаптационного потенциала в экстремальных ситуациях;
рассмотреть особенности защитно-совладающего поведения, психологических защит и копинг-стратегий в экстремальных ситуациях;
исследовать на практике личностный адаптационный потенциал фельдшеров скорой помощи.
определить уровень жизнестойкости, копинг-стратегий и психологических защит для фельдшеров скорой помощи, имеющих разный стаж работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………..7
1.1 Анализ теоретико-практического опыта личностного адаптационного потенциала: сущность и характеристика 7
1.2 Понятие стресс и стрессоустойчивость 13
1.3 Особенности защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях 21
1.4 Особенности психологических защит и копинг стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Планирование исследования 33
2.3 Результаты исследования их обсуждение 39
Выводы по главе 2………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения……………………………………………………………………...
Приложение 3
Методика
диагностики копинг-механизмов
(тест Э. Хейма)
А | ||
1 | «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» | |
2 | «Говорю себе: это судьба, нужно с этим мириться» | |
3 | «Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном всё хорошо» | |
4 | «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжёлые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния» | |
5 | «Я стараюсь проанализировать, всё взвесить и объяснить себе, что же случилось» | |
6 | «Я говорю себе, по сравнению с проблемами других людей, мои - это пустяк» | |
7 | «Если что-то случилось, так угодно Богу» | |
8 | « не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» | |
9 | «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» | |
10 | «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» | |
Б | ||
1 | «Я всегда глубоко возмущён несправедливостью судьбы ко мне и протестую» | |
2 | «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» | |
3 | «Я подавляю эмоции в себе» | |
4 | «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» | |
5 | «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» | |
6 | «Я впадаю в состояние безнадёжности» | |
7 | «Я ,считаю себя виноватым и получаю по заслугам» | |
8 | «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» | |
В | ||
1 | «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о трудностях» | |
2 | «Я стараюсь
помочь людям и в заботах о
них забываю о своих |
|
3 | «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях» | |
4 | «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, вкусной еды, успокоительных средств)» | |
5 | «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.д.)» | |
6 | «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» | |
7 | «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» | |
8 | «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» |
Приложение 4
Тест жизнестойкости С. Мадди
|
|
|
|
|
|
|
Я часто неуверен в собственных решениях | ||||
|
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | ||||
|
Даже хорошо выспавшись, я с трудом встаю с постели | ||||
|
Я постоянно занят и мне это нравится | ||||
|
Я часто предпочитаю «плыть по течению» | ||||
|
Я меняю планы в зависимости от обстоятельств | ||||
|
Меня раздражают события из-за которых приходится менять распорядок дня | ||||
|
Непредвиденные трудности сильно утомляют меня | ||||
|
Я всегда контролирую ситуацию | ||||
|
Порой я сильно устаю, что ничто не интересует меня | ||||
|
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным | ||||
|
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня | ||||
|
Лучше синица в руках, чем журавль в небе | ||||
|
Вечером я чувствую себя совершенно разбитым | ||||
|
Я люблю ставить трудные цели и добиваться их | ||||
|
Меня иногда пугают мысли о будущем | ||||
|
Я уверен, что могу воплотить в жизнь задуманное | ||||
|
Мне кажется, что я живу |
||||
|
Если бы в прошлом было меньше бед, сейчас было бы все хорошо | ||||
|
Возникающие проблемы кажутся мне неразрешимыми | ||||
|
Испытав поражение, я буду пытаться брать реванш | ||||
|
Я люблю знакомиться с новыми людьми | ||||
|
Если говорят, что жизнь скучна, значит люди, не видят в ней хорошего | ||||
|
Мне всегда есть чем заняться | ||||
|
Я всегда могу влиять на результат того, что происходит вокруг | ||||
|
Я часто сожалею о том, что уже сделано | ||||
|
Если проблема трудная, я предпочитаю отложить её | ||||
|
Мне трудно сближаться с другими людьми | ||||
|
Окружающие всегда слушают меня внимательно | ||||
|
Если бы я мог, то многое бы изменил в своем прошлом | ||||
|
Я часто откладываю то, что трудно осуществимо | ||||
|
Мне кажется, что жизнь проходит мимо меня | ||||
|
Мои мечты редко сбываются | ||||
|
Неожиданности дарят мне интерес к жизни | ||||
|
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | ||||
|
Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни | ||||
|
Мне не хватает упорства закончить начатое | ||||
|
Бывает, жизнь
кажется мне скучной и |
||||
|
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы | ||||
|
Окружающие меня недооценивают | ||||
|
Как правило, я работаю с удовольствием | ||||
|
Иногда, я чувствую себя лишним, даже в кругу друзей | ||||
|
Бывает, что из-за избытка проблем, у меня опускаются руки | ||||
|
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность | ||||
|
Я охотно берусь воплощать новые идеи | ||||
Приложение 5
Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д.Амирхан
Ф.И.О.________________________
Утверждения |
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | |
1 | Позволяю себе поделиться чувством с другом | 3 | 2 | 1 |
2 | Стараюсь всё сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему | 3 | 2 | 1 |
3 | Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять | 3 | 2 | 1 |
4 | Пытаюсь отвлечься от проблемы | 3 | 2 | 1 |
5 | Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо | 3 | 2 | 1 |
6 | Делаю всё возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи | 3 | 2 | 1 |
7 | Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше | 3 | 2 | 1 |
8 | Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией | 3 | 2 | 1 |
9 | Очень тщательно взвешиваю возможности выбора | 3 | 2 | 1 |
10 | Мечтаю, фантазирую о лучших временах | 3 | 2 | 1 |
11 | Пытаюсь разными способами решать проблему, пока не найду подходящий способ | 3 | 2 | 1 |
12 | Доверяю свои страхи родным и друзьям | 3 | 2 | 1 |
13 | Больше времени, чем обычно, провожу один | 3 | 2 | 1 |
14 | Рассказываю другим людям о ситуации, так как только её обсуждение помогает мне прийти к её решению | 3 | 2 | 1 |
15 | Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение. | 3 | 2 | 1 |
16 | Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы | 3 | 2 | 1 |
17 | Обдумываю про себя план действий | 3 | 2 | 1 |
18 | Смотрю ТВ дольше, чем обычно | 3 | 2 | 1 |
19 | Иду к кому-нибудь (другу, специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше | 3 | 2 | 1 |
20 | Стою твёрдо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации | 3 | 2 | 1 |
21 | Избегаю общения с людьми | 3 | 2 | 1 |
22 | Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем | 3 | 2 | 1 |
23 | Иду к другу за советом - как исправить ситуацию | 3 | 2 | 1 |
24 | Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему | 3 | 2 | 1 |
25 | Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей | 3 | 2 | 1 |
26 | Сплю больше обычного | 3 | 2 | 1 |
27 | Фантазирую о том, что всё могло бы быть иначе | 3 | 2 | 1 |
28 | Представляю себя героем книги или кино | 3 | 2 | 1 |
29 | Пытаюсь решить проблему | 3 | 2 | 1 |
30 | Хочу, чтобы люди оставили меня одного | 3 | 2 | 1 |
31 | Принимаю помощь от друзей или родственников | 3 | 2 | 1 |
32 | Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше | 3 | 2 | 1 |
33 | Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения | 3 | 2 | 1 |
Информация о работе Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи