Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы личностного адаптационного потенциала в экстремальных ситуациях;
рассмотреть особенности защитно-совладающего поведения, психологических защит и копинг-стратегий в экстремальных ситуациях;
исследовать на практике личностный адаптационный потенциал фельдшеров скорой помощи.
определить уровень жизнестойкости, копинг-стратегий и психологических защит для фельдшеров скорой помощи, имеющих разный стаж работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………..7

1.1 Анализ теоретико-практического опыта личностного адаптационного потенциала: сущность и характеристика 7

1.2 Понятие стресс и стрессоустойчивость 13

1.3 Особенности защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях 21

1.4 Особенности психологических защит и копинг стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи 27

Выводы по главе 1 31

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ 33

2.1 Организация исследования 33

2.2 Планирование исследования 33

2.3 Результаты исследования их обсуждение 39

Выводы по главе 2………………………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Мой ДИПЛОМ-готовый.docx

— 436.52 Кб (Скачать документ)

     Но  какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция  организма, имеющая независимо от причины  стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и  биохимическом) звене стресса, чтобы  понять каким образом психические  переживания, эмоциональные реакции  переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее  физическое недомогание.

     Возникающее при стрессе сложные физиологические  и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как  её называют, «реакции борьбы и бегства».

     Эта реакция мгновенно включалась у  наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой  мобилизацию сил организма, необходимых  для борьбы с врагом или бегства  от него.

     Выделим основные черты психического стресса:

     1) стресс - состояние организма, его  возникновение предполагает взаимодействие  между организмом и средой;

     2) стресс - более напряженное состояние,  чем обычное мотивационное; оно  требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

     3) явления стресса имеют место  тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.

     Рассмотрим  признаки стрессового напряжения.

     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию).

  • Признаки  острого (кратковременного) стресса:

     - Телесные проявления: изменение  частоты сердцебиения, поверхностное  дыхание, ускорение ритма дыхания.  При повышении напряжения краснеет  или бледнеет кожа лица и  шеи, увлажняются ладони, расширяются  зрачки, повышается или понижается  активность некоторых желез внешней  секреции (слюнных, потовых).

     - Поведенческие проявления: изменение  мимики, тембра голоса и интонаций,  скорости, силы и координации  движений. Сжатие губ, напряжение  жевательных мышц. Грустный, унылый  или обеспокоенный взгляд. Двигательное  беспокойство и частая смена  поз, или, наоборот, - пассивность,  заторможенность, вялость в движения (Томас У., 2001).

     - Переживание напряжения у некоторых  людей даже в очень ответственные  моменты может не иметь соответствующего  выражения во внешнем облике  и поведенческих проявлениях.  Человек может отрицать у себя  чувство тревоги и страха, показывать  внешне ровное, спокойное поведение,  расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания. (Камынина И.В., 2008).

  • Признаки  затяжного (хронического) стресса

     К наиболее частым проявлениям относятся  следующие:

  • ощущение потери контроля над собой;
  • недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);
  • вялость, апатия, повышенная утомленность;
  • расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).

     Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:

  • раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность…);
  • повышенный аппетит;
  • увеличившееся количество выпитого алкоголя;
  • увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих…);
  • расстройства половой функции;
  • неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления…)  (Судаков К.В., 2001).

     В завершении изучим профессиональный стресс у медицинских работников

     Профессиональный  стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в  трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек - человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

     Существует  тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к  снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению  к рабочим обязанностям, которые  сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу. (Коростылева Л.А., 2005).

     Им  трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной  профессии - отрицать проблемы, связанные  с личным здоровьем. Развитию этого  состояния способствуют определенные личностные особенности - высокий уровень  эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений. В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку.

     Работы  по исследованию профессионального  стресса, его предупреждения и коррекции  у медицинских работников, преподавателей, психологов, менеджеров проводятся в  настоящее время кафедрой медицинской  психологии МАПО и Санкт-Петербургским  Балинтовским обществом.

     Если  говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян (2001) определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

     На  одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман (2006), говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

     Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

     Как следует из приведенных определений  стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

     Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его  в условиях нашего существования  невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям  в будущем. Каждый человек имеет  свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

1.3 Особенности  защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях

     При обязательном построении внутренней прогностической  модели своей деятельности субъект  предвидит и вероятностно оценивает  возможность возникновения разного  рода нежелательных обстоятельств, характер их отрицательных влияний  на его деятельность и реальную угрозу, которую они могут для нее  представлять. В профессиях, сопряженных  с риском, отражаемая реальная вероятность  неблагоприятных исходов деятельности создает отрицательный эмоциональный  фон, выраженность которого может меняться на разных этапах деятельности, но который  сохраняется на всем ее протяжении.

     Нормальный  человек, адекватно отражающий действительность, не может не переживать отрицательно ситуацию потенциальной угрозы здоровью и жизни. В таких условиях «способность человека создавать «внутренние модели», заранее проигрывать будущие ситуации и свою линию поведения в надвигающихся событиях вызывает чувство тревожного ожидания». Тревожное ожидание, переходящее иногда в переживание страха, является отрицательной эмоцией, типичной для многих опасных ситуаций. В достаточно сложном чувстве тревоги существенным может являться компонент страха перед какими-то возможными конкретными событиями или определенными, особенно сложными для субъекта элементами деятельности. Различия между эмоциями тревоги и страха в контексте нашей, проблемы достаточно условны (Прохоров А.О., 2005). Оба чувства являются отрицательными переживаниями по поводу, во-первых, возможности неблагоприятного развития событий, возникновения в ходе деятельности потенциально опасных обстоятельств и, во-вторых - отсутствия у субъекта полной уверенности в способности преодолеть эти обстоятельства средствами своих действий.

     Какова  же регуляторная роль эмоции тревоги? Субъект, конечно, не в силах изменить вероятность возникновения целого ряда событий, нарушающих его деятельность и опасных для него самого. Однако тревога как генерализованное переживание опасной ситуации в целом стимулирует активность, направленную на выделение и предвидение наиболее вероятных конкретных событий, способных нарушить нормальный ход деятельности, а также на поиск и программирование действий, предотвращающих возможные отрицательные последствия этих событий. Снимая субъективную неопределенность относительно развития ситуации и своих действий в ней и поддерживая в актуальном состоянии программы своих аварийных действий, субъект повышает реальную надежность и результативность своей деятельности.

Информация о работе Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи