Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы личностного адаптационного потенциала в экстремальных ситуациях;
рассмотреть особенности защитно-совладающего поведения, психологических защит и копинг-стратегий в экстремальных ситуациях;
исследовать на практике личностный адаптационный потенциал фельдшеров скорой помощи.
определить уровень жизнестойкости, копинг-стратегий и психологических защит для фельдшеров скорой помощи, имеющих разный стаж работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………..7

1.1 Анализ теоретико-практического опыта личностного адаптационного потенциала: сущность и характеристика 7

1.2 Понятие стресс и стрессоустойчивость 13

1.3 Особенности защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях 21

1.4 Особенности психологических защит и копинг стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи 27

Выводы по главе 1 31

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ 33

2.1 Организация исследования 33

2.2 Планирование исследования 33

2.3 Результаты исследования их обсуждение 39

Выводы по главе 2………………………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Мой ДИПЛОМ-готовый.docx

— 436.52 Кб (Скачать документ)

     В ситуации повышенного риска регуляторная роль отрицательных эмоций выступает  наиболее выпукло. Можно сказать, что  отрицательные эмоции при определенной степени выраженности играют незаменимую  положительную роль, создавая необходимые  предпосылки для осуществления  осознанного целенаправленного  поведения. Большинство видов деятельности (кроме самых простых и стандартных по исполнению), будучи лишены ориентирующей и стимулирующей "помощи" отрицательных переживаний (от неудовольствия до тревоги и др.), не имели бы шансов на успешное осуществление.

     Отрицательные эмоции способны продуктивно участвовать  в осознанной регуляции до момента, пока их интенсивность не превысит определенного уровня. Далее они  оказывают уже не стимулирующее, а разрушающее влияние на регуляторику. Негативные переживания человека в связи с осуществляемой деятельностью могут широко варьировать от неприятного предчувствия и недовольства до озабоченности и тревоги, в которой может отчетливо проявляться страх (Судаков К.В., 2001).

     Имеющиеся в литературе данные (эксперименты и наблюдения) позволяют утверждать, что состояния тревоги и страха (в их разных вариантах) могут нарушать восприятие внешней (в том числе  вербальной) информации, процессы мышления (ошибки в вычислениях, в рассуждениях, в оценке обстановки и пр.), координацию  произвольной моторики и др. Суммарные  деструктивные влияния отрицательных  эмоций на процесс и результаты деятельности в целом имеют место, естественно, в первую очередь в ситуациях риска и опасности. Случается, что успешные в прошлом профессионалы отказываются от работы из-за постоянного страха, в основе которого лежат растущие стойкие сомнения в собственной способности справиться с очередной аварией. Причиной актуального отрицательного переживания может выступать даже само воспоминание об уже испытанном страхе, как и предвидение его возможного возникновения.

     Нарушения операторской деятельности способствовали появлению в инженерной психологии специальной проблемы надежности оператора  и его деятельности, в которой важное место заняло понятие «эмоциональная устойчивость», определяемое различными индивидуальными особенностями человека. По-видимому, эмоциональную устойчивость не следует ограничивать лишь аспектом «противодействия» человека (мужество, разум, привычки и пр.) чувству страха и его деформирующим влиянием на целенаправленное поведение. Эмоциональная устойчивость проявляется в первую очередь в тех случаях, когда в объективно опасной ситуации у субъекта вообще не возникает страха как негативного переживания, а имеет место положительное эмоциональное состояние. Б.М. Теплов пишет, что «опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т.е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее деятельность». Это те случаи стенического влияния опасности на человека и его действия, которые хорошо известны, но не получили достаточного объяснения. Полное, т.е. системное объяснение механизмов различных форм аффективных реакций человека на опасность предполагает выход за рамки собственно психологического анализа и требует учета нейрофизиологического и биохимического уровней соответствующих эмоциональных состояний, что, однако, лежит за пределами задач данной статьи.

     Специфическое влияние на процессы саморегуляции в разных видах деятельности оказывает также присущий данному человеку устойчивый эмоциональный тон, который предопределяет качество (знак, модальность) характерных для индивида переживаний (Стецишин Р.И., 2006). Такой общий эмоциональный тон восприятия субъектом своих отношений с действительностью, с одной стороны, интегрирование отражает его опыт в разных областях жизнедеятельности, а с другой - является специфическим эмоциональным прогнозом успеха в решении возможных будущих задач. Это фоновое относительно отдельных деятельностных актов ощущение себя и своих способностей и возможностей в окружающем мире может быть разным: и озабоченно-тревожным, и беззаботно-веселым. На фоне такого исходного эмоционального настроя и под его влиянием возникают ситуативные переживания отдельных деятельностных актов.

     Замечено, что некоторая легкая степень  тревожности субъекта может определять достижение им высокого уровня регуляции  за счет тщательности, ответственности  и мобилизации всех своих возможностей при выполнении деятельности. Требовательность к себе и стремление обязательно  добиться высокого уровня результатов позволяют субъекту, реально достигая успеха, компенсировать отсутствие априорной уверенности в удаче и является средством самоутверждения и получения столь нужных для него положительных переживаний. Специальное сопоставление уровня саморегуляции сенсомоторной деятельности у лиц положительного и отрицательного эмоционального типов выявило реальное преимущество вторых в обычных, ненапряженных условиях. Однако внезапное непредусмотренное изменение или усложнение условий деятельности лишает их возможности точного упреждающего программирования действий, снижает успешность их деятельности и выводит вперед исполнителей с положительным эмоциональны модусом.

     Ссылаясь  на данные ряда ученых, П.В. Симонов считает, что «для каждой деятельности существует некий оптимум эмоционального напряжения, при котором эта деятельность выполняется наиболее эффективно». Именно к такому оптимуму за счет ответственности и самомобилизации, по-видимому, приближаются в условиях «нормальной» или привычной деятельности люди с отрицательным эмоциональным модусом. А при затрудненных, усложненных условиях ближе к названному оптимуму оказываются люди с положительным модусом переживаний.

     В целом же можно констатировать, что  индивидуальный эмоциональный модус  жизнедеятельности является реальным и неизбежным внутренним фактором, постоянно участвующим в регуляции  субъектом своей целенаправленной активности.

     Следует рассмотреть еще один достаточно специфический вариант участия  эмоций в регуляции поведения, деятельности человека, когда сами эмоции как  таковые выступают личностными  ценностями и выполняют роль мотивов целенаправленной активности человека. Они могут инициировать, активизировать и «поддерживать» тот вид деятельности, в процессе которого происходит «насыщение» человека необходимыми ему переживаниями.

     Детальное теоретическое и эмпирическое исследование таких эмоций было проведено Б.И. Додоновым (2002), разработавшим оригинальную концепцию «эмоциональной направленности личности». По его мнению, «существует особый мотивационный фактор поведения и деятельности людей - их эмоциональная направленность, содержание которой составляет система координированных и субординированных установок личности на те или иные «ценные переживания»».

     Когда существует такая возможность, человек  выбирает деятельность, ориентируясь не только на ее конечный результат, но и на «интересность», «увлекательность» самого процесса. При этом избирательное отношение к разным видам деятельности зависит не только от их содержания, но и от типа эмоциональной направленности субъекта. Деятельность, скучная для одного, доставляет другому переживания, ставшие для него потребностью. Человек со сложившейся эмоциональной направленностью «испытывает нужду не просто в любом случайном «наборе» эмоций... а только в таком, который образует ту или иную полюбившуюся ему «эмоциональную мелодию», обладающую определенной структурой и единством составляющих элементов».

     Общая палитра эмоций, каждая из которых  может составлять стержень эмоциональной  направленности отдельного индивида, весьма широка. Это - такие классы родственных переживаний, которые можно обозначить как эмоции альтруистические, коммуникативные, практические, гностические, эстетические, гедонистические и пр. Сложившаяся эмоциональная направленность обусловливает постоянный интерес человека к той деятельности, в процессе осуществления которой он насыщается «ценными» для него переживаниями. Формами активности, сам процесс которой может приносить нужные ему переживания, помимо разных видов работы, познавательной деятельности, игры и пр., являются также мечты и воспоминания.

     Значение  эмоциональной направленности для  регуляции деятельности связано, во-первых, с ее свойством выступать в  качестве непосредственной побудительной  причины деятельности. Во-вторых, «ценные» переживания, порождаемые деятельностью, могут способствовать поддержанию ее высокого функционального уровня, благодаря увлекательности самого процесса деятельности, поглощенности ею, интереса к ней. Наконец, эмоциональная направленность является существенным психологическим регулятором такого жизненно важного для человека акта, как выбор сферы деятельности или даже конкретной профессии.

     Таким образом, в различных феноменах  и характеристиках эмоционального отражения (актуальные эмоции, их содержание, знак, модальность, интенсивность, устойчивый эмоциональный тон, уровень развития моральных чувств, эмоциональная  направленность и др.) заключено  отношение субъекта ко всей окружающей действительности, отражаемой сквозь призму актуальных потребностей и личностных ценностей. Именно поэтому эмоции являются обязательным, значимым и многообразно проявляющимся фактором внутренней регуляции различных видов и  форм произвольной активности человека.

     1.4  Особенности психологических  защит и копинг-стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи

     Анализ  научных публикаций показывает, что  у фельдшеров скорой помощи очень  сильны впечатления, чувства, связанные  с умирающими больными и самим  фактом их смерти. Все, что связано  со смертью больных представляет серьезную психическую нагрузку для медперсонала. Причем характер реагирования может быть разным. Некоторые  медики вместе со своими больными надеются, верят, ждут: а вдруг все-таки можно  помочь? Другие пытаются отстраниться от страхов, как только больного коснется «дыхание смерти». Некоторые перекладывают  ответственность на самих больных: они сами виноваты со своей смерти («зачем столько пил?», «почему вовремя  не обратился?»). И, наконец, около трети  медработников вообще не занимает этот вопрос: страха смерти они «никогда не чувствовали», не отмечали (Дементий Л.И., 2004).

     Еще некоторое время назад о таком  явлении как адаптационный потенциал  личности фельдшеров скорой медицинской  помощи никто и не говорил.  Сегодня  же данное явление можно встретить  у многих фельдшеров скорой медицинской  помощи.  Учеными было отмечено, что  адаптационному потенциалу личности подвержены те сотрудники, которые находятся  в интенсивном и тесном общении  с клиентами, пациентами.

     У фельдшеров скорой медицинской помощи внешне вроде бы все нормально, но внутри ощущения опустошенности и скуки. Появляется раздражение, которое  в  дальнейшем сложно контролировать.  Если не предпринимать никаких действий,  то на последней стадии отмечается  резкое падение самооценки и профессиональной мотивации. На этой тяжелой стадии возможны нарушения здоровья, бессонница, злоупотребление  спиртными напитками, курение, частое использование психотропных веществ. Отсутствие адаптационного потенциала имеет много последствий, начиная  с усталости, неспособности концентрировать  внимание, нарушение сна и заканчивая раздражительностью, тревогой и депрессией.

     Психологами отмечены основные причины стресса  на работе:  организационные проблемы, недостаточная поддержка со стороны  руководства, долгие часы работы в недружественной  обстановке, низкий статус, неопределенность и неуверенность в будущем, неспособность  влияния на процесс принятия решений, неумение общаться, конфликты с коллегами, откладывание и неспособность завершать задание (Гриднева С.В., 2006).

     Встает  вопрос: как развить адаптационный  потенциал фельдшеров скорой медицинской  помощи, как можно поспособствовать увеличению заинтересованности к выполнению повседневных обязанностей?

     Существуют  специальные методики, позволяющие  определить эмоциональное состояние  сотрудников, и помочь его продиагностировать.

     Не  стоит забывать и практические методы, позволяющие сохранить сотрудника в хорошем здравии. Каждому работнику  скорой медицинской помощи следует  помнить, что для любого фельдшера  важно профессиональное развитие и  профессиональный рост. Речь не идет о  том, чтобы каждый год сотрудника повышать в должности, а о том, что, ставя перед человеком новые  задачи, необходимо развивать его, «подвигать»  к достижению новых вершин, обучать  его дополнительным знаниям, которые  необходимы при решении новых  задач.

     Если  активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания  среди персонала, то самопроизвольного  улучшения не происходит (Климов Е.А., 2004).

     Первичная профилактика:

  1. улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  2. обучение техникам релаксации (расслабления) - прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  3. умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
  4. наличие хобби (спорт, культура, природа);
  5. попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  6. фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).

     Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Информация о работе Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи