Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
проанализировать теоретико-методологические основы личностного адаптационного потенциала в экстремальных ситуациях;
рассмотреть особенности защитно-совладающего поведения, психологических защит и копинг-стратегий в экстремальных ситуациях;
исследовать на практике личностный адаптационный потенциал фельдшеров скорой помощи.
определить уровень жизнестойкости, копинг-стратегий и психологических защит для фельдшеров скорой помощи, имеющих разный стаж работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………..7
1.1 Анализ теоретико-практического опыта личностного адаптационного потенциала: сущность и характеристика 7
1.2 Понятие стресс и стрессоустойчивость 13
1.3 Особенности защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях 21
1.4 Особенности психологических защит и копинг стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Планирование исследования 33
2.3 Результаты исследования их обсуждение 39
Выводы по главе 2………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения……………………………………………………………………...
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал теста жизнестойкости:
Жизнестойкость: среднее 80,72, стандартное отклонение 18,53.
Вовлеченность: среднее 37,64, стандартное отклонение 8,08.
Контроль: среднее 29,17, стандартное отклонение 8,43.
Принятие риска: среднее 13,91, стандартное отклонение 4,39.
Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан
Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).
Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).
«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:
Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
Стратегия
поиска социальной поддержки — это
активная поведенческая стратегия,
при которой человек для
Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.
Наиболее
эффективным является использование
всех трех поведенческих стратегий,
в зависимости от ситуации. В некоторых
случаях человек может
Инструкция
На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.
Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год, и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.
Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения (Полностью согласен, согласен, не согласен). Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.
Ключ
Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:
Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
Ответ “Согласен” в 2 балла.
Ответ “Не согласен” в 1 балл.
2.3. Результаты исследования их обсуждение
Нами
было проведено исследование, направленное
на изучение взаимосвязи особенностей
психологических защит и
На первом этапе исследования проводилось клиническое интервью, в котором выяснили о поведении испытуемых в трудных и экстремальных ситуациях (см. диаграмму 1).
Диаграмма
1. Поведение в трудных и экстремальных
ситуациях у фельшеров СМП с разным стажем
работы по профессии
Группа №1 – фельдшеры со стажем работы до 5лет.
Группа №2 – фельдшеры со стажем работы 20лет и более.
Анализируя результаты, мы видим, что испытуемые ведут себя в трудных и экстремальных ситуациях по-разному. По шкале «Страх и волнение» высокий показатель у испытуемых 1 группы. (33,3%) - ответили, что испытывают сильный страх и волнение когда сталкиваются с трудной ситуацией. По шкале «Паника», так же высокий показатель у испытуемых 1 группы (20%). А вот по шкале «Спокойствие» высокий показатель у испытуемых 2 группы. (26,7%) ответили, что не волнуются, т.к. уверенны в себе и знают, что из любой сложной ситуации есть выход. По шкале «Анализ ситуации» мы видим, что высокий показатель у испытуемых 2 группы. (53,3%) ответили, что они стараются всё взвесить, проанализировать ситуацию и принять верное решение.
По данным клинического интервью были установлены способы преодоления стресса у испытуемых в двух группах (см. диаграмму 2).
Диаграмма
2. Способы преодоления стресса
Для испытуемых первой группы характерны такие способы снятия стресса, как хобби (13,3%), любовь (6,6%), изоляция (6,6%), применение успокаивающих препаратов (6,6%), вредные привычки (13,3%), сон и отдых (20%). А для испытуемых 2 группы – общение (26,6%) , поиск верного решения (20%), юмор (13,3%).
Далее, по данным клинического интервью определили отношение фельдшеров СМП к своей работе, к экстремальным ситуациям (см.таблицу 1)
Таблица 1
№№ | Вопросы | 1 гр | Да
% |
Нет
% |
Сомне
в-ся % |
2 гр | Да
% |
Нет
% |
11 | Нравится ли Вам ваша работа? | 1 | 93,3 | 6,6 | - | 2 | 100 | - |
2 | Любите ли Вы экстрим? | 1 | 80 | - | 13,3 | 2 | 53,3 | 13,3 |
Группа 1- фельдшера со стажем работы до 5 лет.
Группа 2- фельдшера со стажем 20лет и более.
Анализируя результаты, мы видим, что (93,3%) фельдшеров СМП со стажем работы до 5 лет ответили, что им нравится своя работа и лишь (6,6 %) ответили, что не нравится. А у фельдшеров СМП со стажем работы 20 лет и более этот показатель составил (100%).
На вопрос нравится ли Вам экстрим, (80%) фельдшеров из группы 1 ответили, что нравится и (13,3%) сомневаются в ответе. Из группы 2 (53,3%) ответили, что нравится и (13,3%) не нравится.
В полученных результатах обнаружено противоречие. Почему фельдшера, любящие свою профессию, не любят экстрим. Из проведенной клинической беседы выяснилось, что для сотрудников СМП любовь к профессии определяется такими качествами, как ответственностью, чувством долга, упорством в достижении цели, оперативностью. А понятие экстрим – ассоциируется с непредвиденными ситуациями из жизни. (Например: внезапное нападение на улице, ДТП).
По
данным клинического интервью определили
на сколько выражен показатель уверенности
в себе и чувство усталости у сотрудников
СМП ( см. таблицу 2).
Таблица 2
№ | Вопрос | 1 группа | Да | Нет | 2 группа | Да | Нет |
1 | Вы уверенный в себе человек? | 1 | 80% | 20% | 2 | 93,3% | 6,6% |
2 | Часто ли Вы устаёте? | 1 | 40% | 60% | 2 | 46,6% | 53,3% |
Анализируя результаты, показатель уверенности в себе у фельдшеров со стажем работы по профессии до 5 лет составил (80%), а у фельдшеров со стажем работы по профессии 20 лет и более (93,3%). Чувство усталости наиболее выражено у фельдшеров со стажем работы 20 лет и более (46,6%), а у молодых специалистов он составил (40%).
Подводя итоги полученных данных клинического интервью, можно
сделать вывод, что сотрудники СМП, имеющие большой стаж работы, в трудных и экстремальных ситуациях сохраняют спокойствие, стараются проанализировать ситуацию, всё взвесить и найти правильное решение проблемы. Они уверенны в себе и выбирают наиболее конструктивные способы борьбы со стрессом (общение, юмор, поиск верного решения). А вот испытуемые, имеющие стаж работы до 5 лет менее уверенны в себе, испытывают страх и волнение в трудных ситуациях, стараются изолироваться и уйти от решения проблем. И в той и другой группе все сотрудники любят свою профессию, и лишь один человек из группы имеющей стаж работы до 5 лет ответил, что не любит. Свой ответ обосновал тем, что выбрал эту профессию по настоянию родителей. Отношение к экстремальным ситуациям у всех разное. Но больше любят экстрим молодые специалисты. Уровень усталости в обеих группах примерно одинаков.
По результатам исследования методикой «Индекс жизненного стиля»
На основе процентных показателей составили профиль эго-защит (см. диаграммы 3,4)
Диаграмма 3. Типы психологических защит у фельдшеров со стажем работы по профессии до 5лет
Как видно, из диаграммы 3, в группе испытуемых со стажем работы по профессии до 5 лет доминируют такие психологические защиты как отрицание (84,9%) и подавление (62%). В средней степени представлены компенсация (60%), регрессия (58%), замещение (48,8%). В меньшей степени встречались реактивное образование (48,4%), интеллектуализация (41%), проекция (40,6%).
Диаграмма 4. Типы психологических защит у фельдшеров со стажем 20 лет и более
Как видно из диаграммы 4, в группе испытуемых со стажем работы 20 лет и более, значительно выражены такие психологические защиты, как интеллектуализация (84,6%), замещение (70%). В средней степени представлены реактивное образование (69,6%), компенсация (65%), отрицание (50,3%). В меньшей степени регрессия (42,9), подавление (37%), проекция (21,6%).
По данным, представленным на (диаграмме 3) мы видим, что у сотрудников СМП со стажем работы до 5 лет значительно выражены такие психологические защиты, как отрицание и подавление. Отрицание проявляется в неприятии тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее, не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Выраженность психологической защиты вытеснение, говорит о том, что человек подавляет в себе психотравмирующие ситуации, не выражает эмоции. А это ведет к депрессивным состояниям и неадаптивным моделям поведения.
Информация о работе Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи